г. Саратов |
|
14 марта 2017 г. |
Дело N А12-62903/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С.Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения г.Николаевск Николаевского муниципального района Волгоградской области на решение суда Волгоградской области от 26 декабря 2016 года по делу N А12-62903/2016, (судья Н.В. Лаврик),
по исковому заявлению Администрации городского поселения г.Николаевск Николаевского муниципального района Волгоградской области
(404033, Волгоградская обл., г.Николаевск, ул. Октябрьская, 23; ИНН 3418101754, ОГРН 1053478415980)
к Волгоградской области в лице Комитета строительства Волгоградской области (400074, Волгоград, ул. Козловская, 39 А; ИНН 3445118595, ОГРН 1113460005251), с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитета финансов Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Порт-Саида, 7 ; ИНН 3444130624, ОГРН
1063444006922), Общества с ограниченной ответственностью "Газстрой-Быково" (404062, Волгоградская обл., р.п.Быково, ул. Коммунистическая, д. 2; ИНН 3402009249, ОГРН 1023405167433)
о взыскании 4 891 625 руб. 79 коп.,
при участии в заседании:
от Администрации городского поселения г. Николаевск Николаевского муниципального района представитель Сидоренко Ирина Сернеевна по доверенности от 15.08.2016 г., выданной сроком на 1 год: представитель Татур Н.Ю. по доверенности от 12.11.2016,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация городского поселения г.Николаевск Николаевского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация поселения, истец) с исковым заявлением к Комитету строительства Волгоградской области о взыскании задолженности по Соглашению N 79 от 23.04.2013 о предоставлении субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований на реализацию в 2013 мероприятий подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и коммунальной инфраструктуры Волгоградской области на период до 2020 года" долгосрочной областной целевой программы "Энергосбереженгие и повышение энергетической эффективности Волгоградской области на период до 2020 года" в сумме 4.891.801 руб. 79 коп.
Решением от 26 декабря 2016 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-62903/2016 в удовлетворении иска отказано ввиду непредставления истцом доказательств передачи заявки на выплату субсидии в заявленной сумме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация городского поселения г. Николаевск Николаевского муниципального района Волгоградской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что материалами дела доказан факт предоставления органом местного самоуправления итоговой заявки от 06.12.2013 г., N 2316-25 в адрес ответчика и ее получения им.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей истца, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области (именуемым - главный распорядитель бюджетных средств, ГРБС) и Администрацией г. Николаевска заключено Соглашение N 79 от 23.04.2013 о предоставлении субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований на реализацию в 2013 мероприятий подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и коммунальной инфраструктуры Волгоградской области на период до 2020 года" долгосрочной областной целевой программы "Энергосбереженгие и повышение энергетической эффективности Волгоградской области на период до 2020 года". (далее по тексту - Соглашение N 79)
Предметом данного Соглашения N 79 является осуществление совместных действий по организации финансирования в 2013 году за счёт средств областного и местного бюджетов выполнения работ по реконструкции и модернизации котельной N1 в г. Николаевск.
Всего объём финансирования в 2013 году на вышеуказанную цель предусмотрен Соглашением в размере 20 035, 6 тыс. руб., из них из средств областного бюджета - 15 026 тыс. руб., из средств местного бюджета - 5 009 тыс. руб.
На реализацию данного соглашения в бюджете Волгоградской области на 2013 год изначально были распределены ассигнования в размере 16 500 тыс. руб., что подтверждается Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и Постановлением Правительства Волгоградской области от 23.04.2013N 196-п "О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в рамках подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры Волгоградской области на период до 2020 года" долгосрочной областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Волгоградской области на период до 2020 года" на 2013 год" (в первоначальной редакции).
Механизм учета и расходования субсидий на вышеуказанную цель (реконструкция и модернизация котельной N 1 в г.Николаевск) определялся в Порядке, утвержденном Постановлением Правительства Волгоградской области от 21.08.2012 N 299-п "О распределении, учете и расходовании субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в рамках подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры Волгоградской области на период до 2020 года" долгосрочной областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Волгоградской области на период до 2020 года" (далее Порядок N 299-п)
Соглашением N 79 определен алгоритм действий: В частности, городское поселение должно заключить по результатам аукциона или конкурса муниципальный контракт на выполнение работ по реконструкции и модернизации котельной N 1 в г. Николаевск; направить средства бюджета поселения на долевое участие в финансировании и представить главного распорядителю средств областного бюджета не позднее 20.12.2013 всю предусмотренную Соглашением отчётную документацию.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском в октябре 2016 года, Администрация поселения сослалась на то, что свои обязательства по спорному Соглашению N 79 исполнила надлежащим образом, однако субсидию из областного бюджета в полном объёме из средств областного бюджета в 2013 году и в последующие годы не получила.
В силу статей 2 и 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с данным Кодексом.
Как указано в статье 6 БК РФ, межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 135 БК РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
В рассматриваемом случае таким нормативным правовым актом является "Порядок учета и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в рамках подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры Волгоградской области на период до 2020 года" долгосрочной областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Волгоградской области на период до 2020 года", утвержденный Постановлением Правительства Волгоградской области от 21.08.2012 N 299-п. (на указанный Порядок есть ссылка в Постановлении Правительства Волгоградской области от 23.04.2013N 196-п)
В пункте 4 Порядка N 299-п предусмотрено, что субсидии предоставляются на условиях совместного финансирования из средств местных бюджетов и (или) средств внебюджетных источников.
При этом доля областного бюджета не может превышать 75 процентов от общего объема средств, направляемых на реализацию мероприятий.
Доля средств бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников составляет не менее 25 процентов по каждому мероприятию, исходя из возможностей сторон и устанавливается в соглашениях о предоставлении субсидий.
Согласно пункту 6 Порядка N 299-п для осуществления расходов областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, министерство строительства и ЖКХ представляет в министерство финансов Волгоградской области платежные документы, оформленные в установленном порядке, а также документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств областного бюджета.
Перечисление средств на счета получателей осуществляется в пределах доведенных лимитов финансирования.
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 299-п перечисление субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования осуществляется пропорционально части средств бюджета соответствующего муниципального образования и внебюджетных средств, затраченных на реализацию выполняемого мероприятия, после представления органом местного самоуправления документов, подтверждающих фактическое финансирование.
Администрация утверждает, что ей подавалось всего три заявки на получение софинансирования из областного бюджета: от 17.10.2013 исх. N 1926/01-25, от 30.10.2-13 N 2024/01-25 и от 06.12.2013 исх. N 2316/01-25.
Получение Администрацией из областного бюджета денежных средств в сумме 6 398,1 тыс. руб. (пропорционально финансированию из местного бюджета и объёмам работ по реконструкции котельной в г.Николаевске) относительно двух первых заявок подтверждается документально и никем не оспаривается.
Выплата указанной суммы производилась из областного бюджета в 2014 году путем погашения принятой областью к исполнению кредиторской задолженности за 2013 год.
Спор возник по третьей заявке от 06.12.2013 исх. N 2316/01-25.
Облстрой и Облфин, как указывает суд 1 инстанции, отрицают получение данной заявки.
Между тем наличие входящего штампа ответчика подтверждает факт получения заявки.
Кроме того, из имеющейся в материалах дела переписки сторон следует, что истцу отказано в перечислении денежных средств по последней заявке ввиду сокращения бюджетных ассигнований, а не по причине не представления необходимого пакета документов. (отзыв т.1 л.д. 53, а также приобщенное к материалам дела судом апелляционной инстанции письмо Комитета N 37-06-04/3481 от 04.08.14).
Данное обстоятельство также свидетельствует, о получении заявки от 06.12.2013 исх. N 2316/01-25.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу части 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
С правовой точки зрения нарушение лицом взятых на себя обязательств, квалифицируется как противоправное деяние и является незаконным.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году).
Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Следовательно, отклоняется судом апелляционной инстанции довод ответчика апелляционной жалобы о том, что поправками, внесенными Законом Волгоградской области от 19.11.2013 N 154-ОД в областной бюджет на 2013 года финансирование спорной суммы не предусмотрено, как противоречащий действующему законодательству.
Существование задолженности по Соглашению N 79 Комитетом не оспорено и не опровергнуто.
Материалами дела подтверждается выполнение Администрацией своих обязательств, предусмотренных Соглашением N 79.
Между тем материалы дела не содержат доказательств исполнения Комитетом своих обязательств по предоставлению субсидии Администрации.
Кроме того, в силу статьи 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Истец в спорной ситуации является участником как бюджетных, так и гражданских правоотношений и обладает в силу закона (статья 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации) правом на получение финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, в том числе и для обеспечения финансирования спорных обязательств перед подрядчиком и одновременно своих публичных обязательств перед населением поселения, исходя из предмета ведения органов местного самоуправления и гарантий осуществления своих полномочий, предусмотренных статьей 133 Конституции Российской Федерации, что предусматривает право органов местного - самоуправления на судебную защиту при отсутствии соответствующих денежных средств.
С истца в адрес коммерческой организации уже взыскана задолженность, которая предъявлена ею к возмещения в настоящем деле.
С учетом изложенного исковые требования о взыскании 4.891.801 руб. 79 коп. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 декабря 2016 года по делу N А12-62903/2016 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Волгоградской области в лице Комитета строительства Волгоградской области за счет средств казны в пользу Администрации городского поселения г. Николаевск Николаевского муниципального района Волгоградской области денежные средства в сумме 4.891.801 руб. 79 коп.
Суду первой инстанции выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-62903/2016
Истец: Администрация городского поселения г. Николаевск Николаевского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: Комитет строительства Волгоградской области
Третье лицо: Комитет финансов Волгоградской области, ООО "ГАЗСТРОЙ- БЫКОВО"