г. Челябинск |
|
14 марта 2017 г. |
Дело N А76-16529/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Челябоблкомунэнерго" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27 декабря 2016 года по делу N А76-16529/2016 (судья Наконечная О.Г.).
В заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Челябоблкомунэнерго" - Жамилова Г.Х. (доверенность от 28.12.2016 N Д/226),
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Турарова Ю.Н. (доверенность от 09.01.2017 N 2).
Акционерное общество "Челябоблкомунэнерго" (далее - заявитель, АО "Челябоблкомунэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным предписания от 20.05.2016 N 88/1880 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства РФ (далее - предписание от 20.05.2016 N 88/1880, предписание), вынесенного Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.12.2016 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, в частности, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс), п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), п. 4 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), поскольку АО "Челябоблкоммунэнерго" поставляет многоквартирному дому (далее - МКД) N 13 по проспекту Коммунистический в городе Копейске, только тепловую энергию в горячей воде для отопления, тогда как горячее водоснабжение МКД обеспечивается путем подогрева холодной воды непосредственно в жилом доме в индивидуальных тепловых пунктах (бойлерах), в связи с чем, теплоснабжение указанного жилого дома является централизованным, а горячее водоснабжение - нецентрализованным. В этой связи вывод арбитражного суда первой инстанции о необоснованном применении формулы 20.1 Правил N 354 при расчете платы за горячее водоснабжение (далее - ГВС), - не соответствует указанной норме.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Госжилинспекции пояснил, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, на основании обращения жителя дома N 13 по проспекту Коммунистический в городе Копейске, распоряжением заместителя руководителя Госжилинспекции от 22.04.2016 N 1880 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении открытого акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго" (в связи с приведением организационно-правовой формы в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации - АО "Челябоблкоммунэнерго").
По результатам проверки заинтересованным лицом 20.05.2016 составлен акт N 133/1880, которым зафиксирован факт нарушения заявителем второй части формулы 20 Правил N 354, выразившееся в том, что начисление платы за горячее водоснабжение (подогрев воды) с июня 2015 по сентябрь 2015 произведено следующим образом: объем тепловой энергии, использованный за расчетный период на подогрев воды в многоквартирном доме, умножен на соотношение объема тепловой энергии на подогрев воды в помещении, к суммарному объему тепловой энергии на подогрев воды во всех помещениях многоквартирного дома, и умножен на тариф на тепловую энергию, - что соответствует формуле 20.1 Правил N 354, которая неприменима в рассматриваемом случае.
Данное обстоятельство послужило для заинтересованного лица основанием к выдаче заявителю 20.05.2016 предписания N 88/1880 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства РФ, которым обществу предписано предписано:
1) произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение (подогрев воды) потребителям указанного дома за период с июня 2015 по сентябрь 2015 в соответствии со второй частью формулы 20 Правил от 06.05.2011 N 354 (норматив тепловой энергии на подогрев воды умножить на объем горячей воды, потребленной в конкретном помещении, и умножить на тариф на тепловую энергию), сроком исполнения до 15.07.2016;
2) начислять в межотопительный период плату за горячее водоснабжение (подогрев воды) потребителям многоквартирного дома в соответствии со второй частью формулы 20 Правил от 06.05.2011 N 354 (норматив тепловой энергии на подогрев воды умножить на объем горячей воды, потребленной в конкретном помещении, и умножить на тариф на тепловую энергию), сроком исполнения - на постоянной основе, начиная с июня 2016.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 54 Правил N 354 установлено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Согласно пункту 22 раздела IV "Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период потребителю в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении при самостоятельном производстве исполнителем в многоквартирном доме коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20:
,
где:
- объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
в нежилом помещении - из расчетного объема горячей воды, потребленной в нежилых помещениях, определяемого в соответствии с пунктом 43 Правил;
- тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1:
,
где:
- объем v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома;
- количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил;
- норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
- тариф на v-й коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Арбитражный суд первой инстанции в рассматриваемой ситуации правомерно отклонил доводы заявителя о необходимости применения части 2 формулы 20.1 Правил N 354, при расчете платы за горячее водоснабжение; соответствующие доводы, а равно, ссылки АО "Челябоблкоммунэнерго" на п. 4 Правил N 491, также отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку заявитель не подтвердил документально, утверждаемый им факт отсутствия системы централизованного горячего водоснабжения в доме N 13 по проспекту Коммунистический в городе Копейске.
Напротив, заинтересованным лицом при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции из официального источника предоставлена информация о наличии централизованной системы горячего водоснабжения в доме N 13 по проспекту Коммунистический в городе Копейске (т. 1, л.д. 79, 80, в частности, т. 1, л.д. 80).
Достоверность указанной официальной информации заявителем не опровергнута.
Наличие положений ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не означает, что с заявителя снимается обязанность по доказыванию тех обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований.
Грубые нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", при проведении внеплановой документарной проверки ОАО "Челябоблкоммунэнерго" со стороны Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" отсутствуют.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Излишне уплаченная заявителем за подачу апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей (платежное поручение от 23.01.2017 N 561 на сумму 3000 рублей) в силу условий пп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату акционерному обществу "Челябоблкоммунэнерго" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27 декабря 2016 года по делу N А76-16529/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Челябоблкомунэнерго" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Челябоблкомунэнерго" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 23.01.2017 N 561 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-16529/2016
Истец: АО "ЧЕЛЯБОБЛКОММУНЭНЕРГО", ОАО "Челябоблкоммунэнерго"
Ответчик: ГУ "Государственная жилищная инспекция Челябинской области"