г. Москва |
|
07 марта 2017 г. |
Дело N А41-62514/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" - извещено, представитель не явился,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 19.12.2016 по делу N А41-62514/16, принятое судьей Криворучко Е.С.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (далее - управление) от 20.06.2016 N 83-Б.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.12.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В связи с обращением гражданина (от 18.05.2016 вх. N 788-О/У) управление 20.05.2016 провело внеплановую выездную проверку соблюдения обществом как управляющей организацией требований законодательства при обслуживании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Балашихинский район, с. Новый Милет, ул. Парковая, д. 3, кв. 9.
В ходе проведения проверки 02.06.2016 отобраны образцы питьевой воды из водопроводного крана кухни холодного и горячего водоснабжения в квартире 9 данного дома и в водопроводном кране на вводе в этот жилой дом.
По результатам проведенных лабораторных исследований установлено, что пробы воды не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателю - содержание железа (протокол лабораторных испытания от 09.06.2016 N 5545).
В связи с выявлением в действиях общества нарушений санитарного законодательства управление выдало обществу предписание от 20.06.2016 N 83-Б об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований в срок до 03.10.2016.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее по тексту - Роспотребнадзор), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 (далее - Положение), указанная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с пунктом 5 Положения, Роспотребнадзор осуществляет следующие полномочия: надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, в том числе: государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства (пункты 5.1, 5.1.1, 5.1.2, 5.9).
В пункте 6 Положения указано, что Роспотребнадзор в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о благополучии населения), других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона о благополучии населения установлено, что санитарные правила нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Как определено в статье 2 Закона о благополучии населения санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования В соответствии со статьей 11 Закона о благополучии населения юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Закона о благополучии населения питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Частями 1 и 3 статьи 39 Закона о благополучии населения установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
На основании Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые, в частности, устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.
Специальные требования к качеству воды в системах питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, которым утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", введенном в действие с 01.09.2009).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.3, 1.4, 2.2, 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 данные санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного систем питьевого водоснабжения, а также правила контроля качества воды, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности; являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного питьевого водоснабжения; направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава.
Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества. Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В силу пункта 2.2 указанных СанПиН качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих СанПиН.
Пунктами 3.1 и 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства; качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно пункту 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:
обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2); содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения;
содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека.
Материалами дела подтверждается, что в пробы воды, взятые из системы централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения проверяемого дома, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателю - содержание железа.
Данный факт обществом не оспаривается.
Довод общества о том, что обязанности, указанные в оспариваемом предписании возложены на него незаконно, со ссылкой на то, что за поставку воды ненадлежащего качества ответственна ресурсоснабжающая организация, не принимается апелляционным судом.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Под исполнителем, в соответствии с пунктом 2 Правил понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
К коммунальным ресурсам относятся: холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 149 Правил установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Так, Приложением N 1 Правил, управляющая компания обязана обеспечить постоянное соответствие состава и свойств холодной и горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01), отклонение состава и свойств холодной и горячей воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Общество является управляющей компанией проверяемого многоквартирного жилого дома.
Согласно договору управления от 01.04.2010 N 600 общество как управляющая компания приняла на себя обязательство по заключению договоров с обслуживающими, ресурсоснабжающими и прочими организациями.
Общество заключило единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.06.2016 N 350 с муниципальным унитарным предприятием "Балашихинский водоканал".
Поскольку договор по поставке воды заключен между МУП "Балашихинский Водоканал" и обществом (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.04.2016 N 350), а не между МУП "Балашихинский Водоканал" и жителями проверяемого многоквартирного жилого дома, именно общество ответственно за надлежащее качество поставляемой воды, общество обязано обеспечить собственникам квартир названного дома надлежащее водоснабжение, соответствие содержание воды предъявляемым требованиям.
Довод общества об отсутствии в оспариваемом предписании четких формулировок относительно конкретных действий по устранению выявленных нарушений, а также невозможности собственными силами и средствами их устранить, является несостоятельным.
Предписанием от 20.06.2016 N 83-Б обществу указано на выполнение конкретного действия, а именно: обеспечить подачу воды холодного и горячего водоснабжения гарантированного качества, соответствующего требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения". Вопрос о том, каким образом данное действие будет исполнено (установкой фильтров в каждой квартире, общедомового фильтра или др. способом) должен решаться лицом, допустившим нарушение - исполнителем коммунальной услуги.
Довод общества о том, что им с 2012 по 2015 гг. предпринимались меры по недопущению выявленных нарушений, в том числе подача искового заявления в Арбитражный суд Московской области, по итогам которого принято решение от 07.11.2014 по делу N А41-32340/14, не принимаются апелляционным судом как достаточные (с учетом содержания судебных актов по данным делам).
Более того, в рамках дела N А41-32340/14 рассматривалось требование общества о взыскании с МУП "Балашихинский Водоканал" уплаченных денежных средств за водоотведение, не обусловленное качеством водоснабжения.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.12.2016 по делу N А41-62514/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-62514/2016
Истец: ООО "Жилсервис"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В нОГИНСКОМ РАЙОНЕ, ГОРОДАХ БАЛАШИХА, РЕУТОВ, ЧЕРНОГОЛОВКА, ЭЛЕКТРОСТАЛЬ
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В нОГИНСКОМ РАЙОНЕ, ГОРОДАХ БАЛАШИХА, РЕУТОВ, ЧЕРНОГОЛОВКА, ЭЛЕКТРОСТАЛЬ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области