Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 июня 2017 г. N Ф07-4405/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
09 марта 2017 г. |
Дело N А05-8537/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 марта 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,
при участии от сельскохозяйственного потребительского ягодного кооператива "Архангельская клюква" Склепковича Н.В., председателя правления по приказу от 20.04.2015 N 01, Меньшуткина П.Л. по доверенности от 28.02.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского ягодного кооператива "Архангельская клюква" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 ноября 2016 года по делу N А05-8537/2016 (судья Ипаев С.Г.),
установил:
сельскохозяйственный потребительский ягодный кооператив "Архангельская клюква" (ОГРН 1152901003650, ИНН 2923007249; место нахождения: 164569, Архангельская область, Холмогорский район, деревня Копачево, дом 53; далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (ОГРН 1022900530278, ИНН 2900000367; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, офис 302; далее - министерство) о признании недействительным распоряжения от 28.07.2016 N 352-р "О продлении срока проведения конкурсного отбора для предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы", незаконными действий по уклонению (отказу) проведения конкурса 29.07.2016 в 10 час 00 мин, и о возложении на министерство обязанности заключить договор на получение гранта в соответствии с планом расходов запрашиваемых средств грантов, прилагаемых к заявке на предоставление грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативом для развития материально-технической базы.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24 ноября 2016 года по делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кооператив с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что при рассмотрении вопроса о законности оспариваемого распоряжения необходимо руководствоваться положениями Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ). Считает, что министерство нарушило условия отмены конкурса. По мнению подателя жалобы, в данном случае конкурс считается несостоявшимся, поэтому у ответчика возникла обязанность заключить соглашение о предоставлении и использовании гранта с кооперативом как с единственным его участником.
Представители кооператива в судебном заседании поддержали доводы и требования апелляционной жалобы.
От министерства отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, министерством 28.06.2016 издано распоряжение N 296-р "О проведении конкурсного отбора по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы" (том 1, листы 82-83).
Во исполнение указанного распоряжения 28.06.2016 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на сайте http://dvinaland.ru размещено информационное сообщение о проведении конкурсного отбора по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы.
Срок принятия заявлений и конкурсной документации установлен до 16 час 00 мин 28.07.2016. Проведение конкурса назначено на 10 час 00 мин 29.07.2016.
Кооператив 28.07.2016 в 15 час 00 мин, то есть в установленный пунктом 1.6 информационного сообщения, направил в министерство заявку на участие в конкурсе и конкурсную документацию.
В дальнейшем, 28.07.2016, министерством принято распоряжение N 352-р "О продлении срока проведения конкурсного отбора по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы" (том 1, лист 86).
Согласно названному распоряжению срок приема заявок на конкурс по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы продлен до 18 час 15 мин 05.09.2016.
Кооператив, не согласившись с распоряжением от 28.07.2016 N 352-р, обратился в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал кооперативу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Пунктом 1 статьи 78 названного Кодекса установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
На основании пункта 7 указанной статьи БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление юридическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления субсидий из бюджетов разных уровней предусмотрен статьей 78 БК РФ и нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с указанным Кодексом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N 623 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, которые устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
В соответствии с указанными Правилами, Законом Архангельской области от 27.06.2007 N 367-19-ОЗ "О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области и разграничении полномочий органов государственной власти Архангельской области по регулированию отношений в сфере рыболовства и аквакультуры (рыбоводства)", государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп, утверждено Положение N 436-пп, которое устанавливает порядок и условия предоставления грантов в форме субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы (далее - Положение N 436-пп).
В соответствии с названным Положением главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление данного вида грантов, является министерство.
Согласно подпункту 7 пункта 8 Положения о министерстве агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 N 127-пп, министерство осуществляет разработку и реализацию мер государственной поддержки сельского хозяйства в Архангельской области, в том числе в форме субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства), производство, переработку, реализацию сельскохозяйственной продукции, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Пунктом 7 Положения N 436-пп установлено, что грант предоставляется министерством на основе конкурсного отбора.
Министерство организует размещение информационного сообщения о начале проведения конкурса на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за 30 календарных дней до начала конкурса (пункт 8 вышеуказанного Положения).
Пунктами 14 и 17 Положения N 436-пп предусмотрено, что министерство осуществляет прием заявок в срок, указанный в информационном сообщении о начале проведения конкурса, и проверяет полноту представленного пакета документов, указанного в подпунктах 1 - 6 пункта 11 названного Положения, а также соответствие требованиям, установленным пунктом 13 Положения N 436-пп, в течение 14 рабочих дней со дня окончания срока приема заявок. В течение 20 рабочих дней со дня окончания приема заявок министерство проводит заседание конкурсной комиссии, на котором рассматриваются поступившие заявления.
В данном случае из материалов дела видно, что министерством 28.06.2016 издано распоряжение N 296-р о проведении конкурсного отбора по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы. Во исполнение указанного распоряжения 28.06.2016 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на сайте http://dvinaland.ru размещено соответствующее информационное сообщение.
Срок принятия заявлений и конкурсной документации установлен до 16 час 00 мин 28.07.2016. Проведение конкурса назначено на 10 час 00 мин 29.07.2016.
Вместе с тем министерством 28.07.2016 принято распоряжение N 352-р, согласно которому срок приема заявок на конкурс по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы продлен.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что суд принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными в том случае, если установит, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как верно отмечено судом первой инстанции, БК РФ и Положение N 436-пп не запрещают возможность продления срока приема заявок на конкурс по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Подобный запрет не содержится и в иных нормативно-правовых актах.
Суд первой инстанции в обжалуемом решении правильно указал, что продление срока приема заявок на конкурс по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам не является отказом от проведения конкурса, не запрещает и не нарушает право заявителя на участие в конкурсном отборе и рассмотрение заявки кооператива.
Более того, судом установлено и подателем жалобы не отрицается тот факт, что в рассматриваемом случае кооперативу не отказано в приеме документов, его заявка была рассмотрена и оценена на общих основаниях на заседаниях конкурсной комиссии 26.09.2016 и 12.10.2016.
Таким образом, оспариваемым распоряжением от 28.07.2016 N 352-р не нарушены права заявителя на участие в конкурсе.
Вместе с тем причины, по которым кооператив не стал победителем этого конкурса и не получил грант, не входят в предмет исследования в рамках настоящего спора.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонены ссылки кооператива на положения ГК РФ, поскольку конкурсный отбор на получение рассматриваемого гранта имеет иную правовую природу и, как указано ранее, регулируется статьей 78 БК РФ.
По мнению подателя жалобы, поскольку предоставление гранта должно оформляться соглашением, заключенным министерством с получателем гранта, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, являющимся гражданско-правовой сделкой, к правоотношениям сторон, вытекающим из данного соглашения, применяется ГК РФ.
Между тем в Положении N 436-пп отсутствует указание, что соглашение о предоставлении и использовании гранта заключается министерством с получателем гранта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 23 Положения N 436-пп на основании распоряжения министерства с победителем конкурса заключается соглашение о предоставлении и использовании гранта. Гранты предоставляются при условии заключения соглашения между министерством и победителем конкурса по форме, утверждаемой министерством. Форма соглашения утверждается в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, утверждаемой постановлением министерства финансов Архангельской области.
Кооператив в апелляционной жалобе указывает на то, что министерство неправомерно не провело конкурс по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам 29.07.2016, не рассмотрело заявку заявителя в этот день и не опубликовало информационное сообщение об отмене конкурса.
Однако, как указано ранее в настоящем постановлении, конкурс по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам не был отменен министерством, его проведение было продлено, в связи с чем министерство не могло опубликовать информационное сообщение об отмене конкурса. Также, в связи с продлением срока проведения конкурса, у министерства отсутствовала обязанность по рассмотрению заявки кооператива.
Как считает кооператив, поскольку Положением N 436-пп не урегулирован вопрос заключения соглашения по результатам несостоявшегося конкурса с единственным его участником, то в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ, к указанным отношениям, можно применить нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67.
Вместе с тем конкурс по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам не признан несостоявшимся, он фактически проведен в другую дату, в связи с этим у министерства не возникло обязанности заключить соглашение о предоставлении субсидии с кооперативом как с единственным участником несостоявшегося конкурса.
Помимо изложенного решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 08.08.2016 N 05-03/3707 жалоба кооператива на эти же действия министерства, мотивированная аналогичными доводами, признана необоснованной.
Довод заявителя о том, что 29.07.2016 в 09 час 30 мин на информационном сайте Правительства Архангельской области отсутствовала информация о продлении сроков приема документов на конкурс и назначении иной даты проведения конкурсной комиссии для предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам, оценен и правомерно отклонен судом первой инстанции по основаниям, изложенным в обжалуемом решении.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки данного вывода суда, поскольку представленные СПК "Архангельская клюква" копии скриншотов в подтверждение того, что 28.07.2016-29.07.2016 не было опубликовано оспариваемое распоряжение о продлении сроков проведения конкурса по отбору кооперативов не позволяют установить, действительно ли оспариваемое постановление не было опубликованы в указанные даты. В связи с этим суд правомерно не признал представленные кооперативом скриншоты надлежащими доказательствами по делу (статьи 67, 68 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 ноября 2016 года по делу N А05-8537/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского ягодного кооператива "Архангельская клюква" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8537/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 июня 2017 г. N Ф07-4405/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЯГОДНЫЙ КООПЕРАТИВ "АРХАНГЕЛЬСКАЯ КЛЮКВА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ТОРГОВЛИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ