Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июня 2017 г. N Ф08-3904/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
06 марта 2017 г. |
Дело N А20-3666/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сомова Е.Г.,
судей: Бейтуганова З.А., Макаровой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чуденцовой О.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.11.2016 по делу N А20-3666/2016 (судья Шокумов Ю.Ж.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Концерн ЗЭТ" (ОГРН 1040700052766, ИНН 0707013734, сел. Черная Речка Урванского района) к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1040700207756, ИНН 0711038428, г. Нальчик) о признании недействительным отказа во включении в реестр получателей субсидий,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Концерн ЗЭТ": Сундуковой А.Х по доверенности от 10.01.2017,
от Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики: Тохова А.А. по доверенности от 30.12.2016 N 31,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Концерн ЗЭТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительным отказа Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) в предоставлении субсидии, выраженного в уведомлении N 21-07-04-2/4301 от 08.11.2016, и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением суда от 29.11.2016 заявленные требования удовлетворены, признан недействительным отказ министерства в предоставлении обществу субсидий на возмещение затрат на установку шпалер, изложенный в уведомлении от 08.11.2016 N 21-07-04-2/4301, суд обязал министерство включить общество в реестр получателей субсидий для возмещения части затрат на установку шпалер на виноградниках 2011 года закладки на площади 423 га.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда отменить. В жалобе приведены доводы о том, что общество не представило надлежащих доказательств, подтверждающих право на возмещение понесенных расходов на установку шпалер на виноградниках. Акты об объемах выполненных работ на установку шпалер, произведенных в 2016 году, не представлены. Кроме того, субсидии предоставляются на установку шпалер как завершенного объекта на виноградниках до начала периода их товарного плодоношения, в то время как заявителем предъявлены к субсидированию виноградники 2011 года закладки и период их плодоношения уже наступил.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 21.01.2017 на сайте суда (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель министерства доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным, просил решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда от 29.11.2016 подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, обществом производилась закладка виноградников в 2009 - 2012 годах. При этом с 2011 года ежегодно производится установка шпалерной системы, затраты на которую подлежат возмещению за счет субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства (далее - субсидии) в Кабардино-Балкарской Республике за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
01.11.2016 общество в соответствии с Правилами предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденными Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 02.04.2015 N 67-ПП (далее - Правила), обратилось к министерству с заявлением с приложением необходимых документов для получения субсидий (возмещение части затрат) на установку шпалер на виноградники 2011 года закладки на площади 423 га.
Уведомлением от 08.11.2016 N 21-07-04-2/4301 министерство отказало в предоставлении субсидий со ссылкой на подпункт 3 пункта 4 Правил, поскольку обществом не представлены документы, подтверждающие затраты на установку шпалер в
предшествующем, либо текущем году. Как указано в уведомлении, обществом представлены документы, подтверждающие затраты на приобретение комплектующих, произведенные в 2009-2014 годах, которые согласно указанных выше Правил не субсидируются.
Посчитав данный отказ незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним
муниципальными правовыми актами местной администрации (ч. 2 ст. 78 БК РФ).
Согласно части 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения
субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктами 1, 2 Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства в
Кабардино-Балкарской Республике, утвержденных Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 02.04.2015 N 67-ПП (ред. от 30.06.2016) (далее Правила), настоящие Правила устанавливают порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства (далее - субсидии) в Кабардино-Балкарской Республике за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Уполномоченным органом по предоставлению субсидий является Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
В силу части 2 пункта 4 Правил субсидия предоставляется получателю субсидии, в том числе в целях осуществления закладки и ухода за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями, садами интенсивного типа (не менее 800 деревьев на 1 гектар), хмельниками, виноградниками, установкой шпалеры на виноградниках до начала периода их товарного плодоношения (период товарного плодоношения наступает для садов экстенсивного типа на седьмой год закладки, для садов интенсивного типа - на пятый год закладки, для виноградников - на шестой год закладки).
Согласно части 3 пункта 4 Правил при предоставлении субсидий, предусмотренных подпунктами 1 - 3 настоящего пункта, возмещению подлежат затраты,
произведенные в году, предшествующем году получения субсидий, и затраты текущего года в случае непредоставления указанных субсидий в году, предшествующем году получения субсидий, в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Пунктом 8 Правил установлен перечень документов, которые необходимо представить в министерство и которые подлежат рассмотрению последним в течение 15 рабочих дней. По результатам рассмотрения представленных документов министерство должно уведомить претендентов на получение государственной поддержки о предоставлении субсидий либо об отказе. В случае отказа в предоставлении субсидий министерство направляет сельскохозяйственному товаропроизводителю соответствующее письмо с указанием оснований отказа (пункт 9 Правил).
Основаниями для отказа в предоставлении субсидий являются:
- несоответствие сельскохозяйственных товаропроизводителей требованиям, указанным в пункте 3 Правил;
- представление документов, предусмотренных пунктом 8 Правил, не в полном объеме, а также позже установленных сроков (пункт 11).
Судом установлено, что к заявлению о предоставлении субсидии от 01.11.2016 общество приложило все необходимые для его рассмотрения документы, в полном соответствии с требованиями указанных Правил.
Отказывая в выдаче субсидии по возмещению части затрат на установку шпалер, министерство указало, что документы, представленные обществом подтверждают затраты, произведенные в период с 2009 по 2014 годы, тогда как возмещению подлежат затраты, произведенные в году, предшествующем году получения субсидий (2015 год), и затраты текущего года (часть 3 пункта 4 Правил).
Из представленных в материалы дела документов следует, что общество для получения субсидий представило справку счет от 31.10.2016, в соответствии с которой шпалеры установлены на винограднике 2011 года закладки на площади 423 га. В соответствии с актом выполненных работ за 2016 год затраты общества на установку шпалер составили 67 431 300 руб. В обоснование использования указанных в акте комплектующих общество представило договоры аренды земельных участков сельхозназначения, договоры поставки, товарные и транспортные накладные на приобретение комплектующих за период с 2011-2014 годы, а также платежные документы за период с 2011 по 2014 годы по оплате в продукции на всю заявленную сумму.
Шпалера в виноградарстве это конструкция, часто решетчатая, поддерживающая
растения. Шпалера в зависимости от типа состоит из кольев, деревянных столбов, стоек
(металлических, железобетонных, пластмассовых), проволоки, якорей, скоб для закрепления проволоки, натяжек, перекладин, жердей, планок и др. Таким образом, законченный вид шпалера приобретает только после ее установки. До этого момента комплектующие элементы не собранные и не установленные на винограднике не могут быть признаны шпалерой для применения положений Правил.
Из буквального толкования положений части 2 пункта 4 Правил следует, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе в целях осуществления закладки и ухода за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями, садами интенсивного типа (не менее 800 деревьев на 1 гектар), хмельниками, виноградниками, установкой шпалеры на виноградниках.
Из материалов дела следует, что обществом осуществлялась закладка виноградника с 2009 по 2012 год. Указанный процесс является непрерывным и связан не только с приобретением саженцев и закладкой виноградника, но и приобретением комплектующих материалов. Как следует из представленной первичной документации комплектующие материалы приобретались в течении всего периода с 2011 по 2014 годы. При этом шпалерная система устанавливалась на виноградниках общества 2009-2012 года
закладки и часть затрат на установку шпалер субсидировалась министерством.
Согласно представленной обществом справке на виноградниках 2009 года закладки установка шпалер закончена в 2011 году и не субсидировалась. На виноградниках 2010-2012 года закладки на общей площади 636,5 га шпалерная система частично установлена в 2015 году и просубсидирована в 2015 году. На виноградниках 2012 года закладки на площади 107 га шпалерная система установлена в 2016 году и просубсидирована. На виноградниках 2011 года закладки на оставшейся площади 423 га шпалерная система установлена в 2016 году и подлежит субсидированию (возмещению).
Таким образом, приобретенные обществом комплектующие материалы не могут быть отнесены к затратам на установку шпалер произведенным в 2011-2014 годах, так как
шпалеры были фактически установлены в 2016 году. Указанное подтверждается представленными истцом материальными отчетами по складу за 2014-2016 годы, согласно которым до момента установки шпалер указанные выше комплектующие учитывались как остатки на складе в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.2001 N 44н).
Так как субсидии предоставляются на установку шпалер как завершенного объекта
на конкретных земельных участках, расходы на закупку комплектующих, которые использованы на этих участках при установке шпалер, могут быть отнесены к спорным затратам и просубсидированы.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд установив, что оспариваемый предпринимателем отказ министерства в предоставлении обществу субсидии на возмещение затрат на установку шпалер противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Суд первой инстанции признал необоснованным довод министерства о том, что период товарного плодоношения виноградника 2011 года закладки уже наступил. Как указано в части 2 пункта 4 Правил, период товарного плодоношения наступает для виноградников - на шестой год закладки. Таким образом, период товарного плодоношения для виноградников 2011 года закладки наступает только в 2017 году.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанции, которые были рассмотрены судом и отклонены, их оценка отражена в оспариваемом судебном акте.
Каких-либо иных доводов, основанных на доказательствах, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержат, ввиду чего удовлетворению не подлежит.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на подателя жалобы, однако взысканию с него не подлежит, поскольку последний освобожден от ее уплаты в соответствии с налоговым законодательством.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.11.2016 по делу N А20-3666/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-3666/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июня 2017 г. N Ф08-3904/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Концерн - ЗЭТ"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства КБР
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-742/18
06.03.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-826/18
08.12.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-196/17
12.10.2017 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-3666/16
02.10.2017 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-3666/16
26.06.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3904/17
06.03.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-196/17
29.11.2016 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-3666/16