г. Красноярск |
|
13 марта 2017 г. |
Дело N А33-22675/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Магда О.В., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "СТК-Логистика-Красноярск"- Даровской Е.В., представителя по доверенности от 12.12.2016 N 15,
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "КапиталИнвест"- Богодист В.П., представителя по доверенности от 11.10.2016 N 16,
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Р-Транс Логистика": Богодист В.П., представителя по доверенности от 12.10.2016 N 12
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТК-Логистика-Красноярск" (ИНН 2466118361, ОГРН 1042402950017)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 28 декабря 2016 года по делу N А33-22675/2016, принятое судьёй Бычковой Л.К.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СТК-Логистика-Красноярск" (ИНН 2466118361, ОГРН 1042402950017,далее -ООО "СТК-Логистика-Красноярск", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "КапиталИнвест" (ИНН 2462219175, ОГРН 1112468075147,далее - ООО УК "КапиталИнвест", ответчик) к обществу с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Р-Транс Логистика" (ИНН 2466263552, ОГРН 1132468034490, далее - ООО ТК "Р-Транс Логистика", ответчик) о взыскании 1 898 193 рублей 70 копеек неосновательного обогащения за период с 01.10.2013 по 23.08.2015, 217 011 рублей 65 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.11.2013 по день предъявления требования.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 10 октября 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Красноярск (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее-ОАО "РЖД", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 декабря 2016 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- отсутствие установленных для истца тарифов на оказание услуг на подъездных железнодорожных путях не освобождает ответчиков от обязанности оплатить стоимость пользования путем необщего пользования;
- в обоснование размера пользования железнодорожным путем необщего пользования в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости от 16.12.2016 N 025, согласно которому предельный максимальный тариф по пропуску вагонов с октября 2013 года по сентябрь 2014 года составляет 2 329 рублей 18 копеек, а с октября 2014 года по августа 2015 года составляет 4 843 рубля 76 копеек.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 января 2017 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 07.03.2017.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей ОАО "Российские железные дороги".
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступал.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснил, что решение суда первой инстанции обжалует в части отказа в удовлетворении исковых требований к ООО "Р-Транс-Логистика".
Представитель ответчиков пояснил, что ООО ТК "Р-Транс Логистика" не имеет в собственности и не арендует железнодорожные вагоны для перевозки грузов по железной дороге. До подачи искового заявления истец не предъявлял в адрес ООО ТК "Р-Транс Логистика" требований, не предлагал заключить договор.
ООО ТК "Р-Транс Логистика" занимается организацией экспедиторских услуг, клиентами являются индивидуальные предприниматели и юридические лица Российской Федерации. При осуществлении своей деятельности ООО ТК "Р-Транс Логистика" пользуется услугами ОАО "РЖД", которое эксплуатирует железнодорожные пути общего и необщего пользования при оказании для нашей компании транспортных услуг.
У ОАО "РЖД" по договору N 3/2737 на подачу уборку вагонов от 01.10.2013 перед ООО ТК "Р-Транс Логистика" существует обязательство поставлять вагоны на пути необщего пользования, принадлежащие ООО УК "КапиталИнвест". Представитель ответчиков не возражает против рассмотрения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании договора аренды от 11.09.2013 (соглашение о замене стороны в договоре) аренды железнодорожного пути необщего пользования от 09.01.2014) ООО "СТК-Логистика-Красноярск" владеет на правах аренды железнодорожным путем необщего пользования протяженностью 919 м., расположенным по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, от стр. 57 до упоров N 1, 2 на станции Красноярск Северный с кадастровым (или условным) номером 24:50:0300299:547.
31.12.2012 между ООО УК "КапиталИнвест" и ОАО "РЖД" заключен договор N 3/2636 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Красноярск - Северный Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" при обслуживании локомотивом перевозчика.
Пунктом 1 договора установлено, что на условиях настоящего договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования N 1п ООО УК "КапиталИнвест" принадлежащего Владельцу, примыкающего стрелочным переводом N105 к пути N19 ООО "СТК-Логистика-Красноярск" на станции Красноярск- Северный Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика.
Пунктом 22 договора N 3/2636 установлено, что на пропуск вагонов, подаваемых в адрес Владельца и Грузополучателей, Грузоотправителей работающих на пути необщего пользования Владельца (ООО "СТК-Логистика-Красноярск") со своей территории согласен.
01.10.2013 между ООО УК "КапиталИнвест" (владелец) и ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО ТК "Р-Транс Логистика" (грузополучатель, грузоотправитель) заключен договор N 3/2737 на подачу и уборку вагонов ООО ТК "Р-Транс Логистика", не имеющему железнодорожного пути необщего пользования на станции Красноярск - Северный Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" при обслуживании локомотивом перевозчика.
Пунктом 1 договора установлено, что в соответствии с настоящим Договором осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов ООО ТК "Р-Транс Логистика" с железнодорожного пути необщего пользования ООО УК "КапиталИивест", принадлежащего Владельцу, примыкающего стрелочным переводом N 105 к пути N 19 ООО "СТС-Логистика-Красноярск" но станции Красноярск-Северный Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом Перевозчика.
Дополнительным соглашение от 06.12.2013 продлен срок действия договора до 31.12.2016.
01.09.2013 между ООО УК "КапиталИнвест" (арендодатель) и ООО ТК "Р-Транс Логистика" (арендатор) заключен договор аренды N 1.
Пунктом 2.1.1 договора установлено, что Арендодатель обязуется предоставить Арендатору во временное пользование подъездной путь необщего пользования длиной 200 м, примыкающего стрелочным переводом N 105 подъездному пути необщего пользования N 9 на станции Красноярск - Северный Красноярской железной дороги филиала ОАО "РЖД" расположенного по адресу: 660118, г. Красноярск, Северное шоссе, 15 лит. "Г".
Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2013. Действие настоящего договора пролонгируется на 11 месяцев, следующих после истечения срока действия договора на тех же условиях, если ни одна из сторон не заявит о намерении его расторгнуть, не менее чем за 30 дней до окончания срока действия настоящего договора.
В приложении стороны установили размер арендных платежей.
Согласно отчетам (справкам N 2 от 09.09.2010, N 3 от 09.09.2016, N4 от 09.09.2016) структурного подразделения центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" о количестве вагонов, поданных на подъездной путь ООО "УК "КапиталИнвест" в адрес ООО "ТК "Р-Транс" за период с 01.10.2013 по 31.08.2015 года было подано 1 222 вагонов, в том числе:
- согласно отчету (справке) от 09.09.2016 N 4 за период с 01.10.2013 по 31.12,2013 подано всего 174 вагона;
- согласно отчету (справке) от 09.09.2016 N 3 за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 подано всего 724 вагона;
- согласно отчету (справке) от 09.09.2016 N 2 за период с 01.01.2015 по 23.08.2015 подано всего 324 вагона.
Приказом Министерства транспорта Красноярского края от 24.08.2015 N 5/55-н были установлены предельные максимальные тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях ООО "СТС-Логистика-Красноярск", в том числе установлен тариф за услуги по пропуску вагонов по железнодорожным путям необщего пользования в размере 1 553 рублей 35 копеек (с учетом НДС) за один вагой.
Приказ вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования (пункт 3 Приказа).
В материалы дела представлен отчет об оценке N 025 от 17.11.2016, согласно которому предельный максимальный тариф на транспортные услуги по пропуску вагонов за период с октября 2013 года по сентябрь 2014 года составляет 2 329 рублей 18 копеек, за период с октября 2014 года по август 2015 года составляет 4 843 рубля 76 копеек.
Истец полагая, что ответчики неосновательно сберегли денежные средства в виде стоимости неоплаченных услуг по пропуску вагонов по железнодорожному пути необщего пользования за период с 01.10.2013 по 23.08.2015 исчислил неосновательное обогащение в размере 1 898 193 рублей 70 копеек. На сумму неосновательного обогащения истец начислил проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 217 011 рублей 65 копеек за период с 01.11.2013 по день предъявления требования.
Данные обстоятельства, послужили основанием для обращения истца в суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другой лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что подача вагонов на подъездной путь ООО "УК "КапиталИнвест" в адрес ООО "ТК "Р-Транс" осуществляется транзитом через железнодорожную ветку, арендованную ООО "СТС-Логистика-Красноярск".
Согласно отчетам (справкам N 2 от 09.09.2010, N 3 от 09.09.2016, N4 от 09.09.2016) структурного подразделения центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" о количестве вагонов, поданных на подъездной путь ООО "УК "КапиталИнвест" в адрес ООО "ТК "Р-Транс" за период с 01.10.2013 по 31.08.2015 было подано 1 222 вагонов. Из отчетов ОАО "РЖД" (справки N2 от 09.09.2010, N 3 от 09.09.2016, N4 от 09.09.2016) следует, что вагоны в количестве 1 222 в период с 01.10.2013 по 31.08.2015 подавались в адрес грузополучателя - ООО "ТК "Р-Транс".
Судом первой инстанции установлено, сторонами не оспорено, что договор между ООО УК "КапиталИнвест" и ООО "СТС-Логистика-Красноярск" на оказание услуг по пропуску вагонов не заключался.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истец не доказал факт возникновения неосновательного обогащения в виде стоимости неоплаченных услуг по пропуску вагонов по железнодорожному пути необщего пользования за период с 01.10.2013 по 23.08.2015 на стороне ООО УК "КапиталИнвест", поскольку спорные вагоны доставлялись грузополучателю - ООО "ТК "Р-Транс", в связи с чем удовлетворении требований к ООО УК "КапиталИнвест" правомерно отказано.
В указанной части решение суда первой инстанции не обжалуется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Поддерживая выводы суда в остальной части, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 разъяснено, что заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом.
Вместе с тем, по смыслу статьи 2 УЖТ, статус владельца железнодорожного пути необщего пользования возникает исключительно в связи с наличием у соответствующего субъекта вещного права в отношении такого пути.
Договор между истцом и ответчиком не заключен. Какие-либо доказательства в деле, подтверждающие факт того, что именно ответчик является лицом, воспользовавшимся спорной железнодорожной веткой истца и имеет имущественную выгоду за счет него, отсутствуют.
Кроме того, истцом не доказан размер неосновательного обогащения.
С учетом положений статьи 424, части 1 статьи 16, части 1 статьи 8 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2001), оказание услуг на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта другими хозяйствующими субъектами осуществляется на основании государственных тарифов, установленных для этих организаций (субъектов) индивидуально в зависимости от экономического обоснования.
Государственное регулирование тарифов осуществляется в целях обеспечения баланса интересов поставщиков и потребителей услуг.
Интересы поставщика услуг учитываются в виде установления для них экономически обоснованных тарифов. Интересы потребителей услуг учитываются в виде всестороннего анализа представленных поставщиком услуг документов, то есть в процессе регулирования анализируются все представленные организацией материалы на соответствие действующему законодательству, и принимаются в расчетах тарифов лишь те, которые экономически обоснованы.
Следовательно, услуги по пропуску вагонов относятся к услугам, подлежащим тарифному регулированию. Данный вывод подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06 августа 2012 года N ВАС-10106/12.
Приказом Министерства транспорта Красноярского края от 24.08.2015 N 5/55-н были установлены предельные максимальные тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях ООО "СТС-Логистика-Красноярск", в том числе установлен тариф за услуги по пропуску вагонов по железнодорожным путям необщего пользования в размере 1 553 рублей 35 копеек (с учетом НДС) за один вагон. Приказ вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования (пункт 3 Приказа).
Согласно сведениям с официального интернет-портала правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru, приказ опубликован 26.08.2015.
В целях обеспечения баланса интересов поставщиков и потребителей оказание услуг на подъездных железнодорожных путях хозяйствующими субъектами осуществляется на основании государственных тарифов, установленных исполнительными органами государственной власти субъектов индивидуально для организаций промышленного железнодорожного транспорта и других хозяйствующих субъектов в зависимости от их экономического обоснования.
При этом заявителем жалобы в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены доказательства установления для него экономически обоснованного тарифа за услугу по пропуску вагонов по железнодорожному пути необщего пользования в спорный период с 01.10.2013 по 23.08.2015.
Поскольку экономически обоснованный тариф, в спорный период, в отношении заявителя жалобы на оказание услуг по пропуску вагонов по железнодорожным путям необщего пользования в установленном законе порядке не был установлен, основания для взимания платы за пропуск вагонов по железнодорожному пути необщего пользования отсутствуют.
Соответственно, у ответчика не возникло неосновательного обогащения за неоплату оказанной услуги, в связи с чем, довод заявителя о том, что отсутствие установленных для истца тарифов на оказание услуг на подъездных железнодорожных путях не освобождает ответчиков от обязанности оплатить стоимость пользования путем необщего пользования, отклонен судом апелляционной инстанции.
Ссылка заявителя жалобы, в подтверждение размера неосновательного обогащения, на отчет по определению стоимости на транспортные услуги по пропуску вагонов в спорный период, отклонена судом апелляционной инстанции по правилам статьи 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в отношении рассматриваемого в рамках настоящего дела вида услуг, а именно пропуска вагонов, цена за услугу устанавливается исключительно компетентными органами в установленном законе порядке (противоречит пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 30 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ) за перевозку груза уплачивается провозная плата.
На основании вышеизложенных обстоятельств, на ООО "ТК "Р-Транс", являющемся грузополучателем/грузоотправителем возложена обязанность только по оплате провозной платы.
Возложение на ООО "ТК "Р-Транс" как грузополучателя/грузоотправителя обязанности по оплате услуг за пропуск вагонов через пути является неправомерно, в связи с чем, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении иска.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 декабря 2016 года по делу N А33-22675/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-22675/2016
Истец: ООО "СТК-Логистика-Красноярск"
Ответчик: ООО Транспортная компания "Р-Транс Логистика", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КАПИТАЛИНВЕСТ"
Третье лицо: ОАО "РЖД"