г. Самара |
|
13 марта 2017 г. |
Дело N А65-23087/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 06 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 13 марта 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ Приволжского района" - представителя Никитина Д.В. (доверенность от 09.01.2017),
Ахмадеев Р.Р. - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2016 года по делу N А65-23087/2016 (судья Ситдиков Б.Ш.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ Приволжского района", г.Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, при участии третьего лица - Ахмадеева Р.Р.,
о признании незаконным и об отмене постановления УФАС по РТ N А05-264/2016 от 14.04.2016 г.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ Приволжского района" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик), при участии третьего лица - Ахмадеева Р.Р. (далее - третье лицо), о признании незаконным и отмене постановления УФАС по РТ N А05-264/2016 от 14.04.2016 года.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2016 года заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан г.Казань по делу N А05-264/2016 от 14.04.2016 г. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Приволжского района", г.Казань, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в части наложения административного взыскания, в виде штрафа в размере 562 500 руб. 00 коп. изменено, размер административного штрафа снижен до 281 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт: в заявленных требованиях ООО "УК ЖКХ Приволжского района" о признании недействительным Постановления Татарстанского УФАС России по делу N А05-264/2016 отказать в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе ссылается на то, что с учетом смягчающего обстоятельства размер штрафа правомерно был определен как 562500 руб., заявителем пропущен срок на обращение в суд с настоящим заявлением.
В суд апелляционной инстанции от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ Приволжского района" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Ахмадеева Р.Р. не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, выступлений представителя общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ Приволжского района", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Ахмадиев P.P. обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан с жалобой (1110/ж от 26.05.2015 с) на неправомерные действия ООО "УК ЖКХ Приволжского района", выразившиеся в уклонении от проведения работ по перепрограммированию приборов учета - электрической энергии (уклонение по организации осуществления указанных работ) Ахмадееву Р.Р., проживающему в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: 420101, г.Казань. ул.Хусаина Мавлютова, д.35, кв.65, управление которым осуществляет ООО "УК ЖКХ Приволжского района".
В рамках рассмотрения данного обращения, антимонопольным органом установлено, что ООО "УК ЖКХ Приволжского района" уклонилось от проведения работ по перепрограммированию приборов учета электрической энергии (уклонение от организации осуществления указанных работ) гражданину, проживающему в многоквартирном жилом доме, расположенном но адресу; 420101, г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова, д,35.
Антимонопольный орган, усмотрев в действиях ООО "УК ЖКХ Приволжского района" признаки нарушения антимонопольного законодательства, возбудил дело N 05-222/2015 по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части уклонения от проведения работ по перепрограммированию приборов учета электрической энергии (уклонения от организации осуществления указанных работ) гражданину, проживающему в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: 420101, г.Казань, ул.Хусаииа Мавлютова, д.35, что привело (могло привести) к ущемлению законных интересов данного гражданина.
По результатам рассмотрения дела N 05-222/2015 антимонопольным органом 11.01.2016 г. принято решение, которым:
- ООО "Управляющая компания Приволжского района" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.200бг.N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части уклонения от проведения работ по перепрограммированию приборов учета электрической энергии (уклонения от организации осуществления указанных работ) гражданину, проживающему в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: 420101, г.Казань, ул.Хусаииа Мавлютова, д.35, что привело (могло привести) к ущемлению законных интересов данного гражданина;
- рассмотрение настоящего дела в отношении ООО "Управляющая компания Приволжского района" прекращено в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и отсутствием нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- принято решение о передаче имеющихся материалов должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в настоящем решении;
- принято решение об отсутствии оснований для принятия иных мер по пресечению нарушений антимонопольного законодательства в отношении ООО "Управляющая компания Приволжского района".
На основании вышеуказанного решения N 05-222/2015 антимонопольным органом возбуждено административное производство, составлен протокол N А05-264/2016 об административном правонарушении от 01.03.2016 г., на основании которого 14.04.2016 г. вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N А05-264/2016 об административном правонарушении о признании Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Приволжского района" (ОГРН 1131690080466, ИНН 1658151402) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое, предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 562 500 руб. 00 коп.
Заявитель, полагая, что вынесенное постановление противоречит закону и нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено частично.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.21 и 14.31.1 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что решением УФАС по РТ N 05-222/2015 антимонопольным органом от 11.01.2016 г.:
- ООО "Управляющая компания Приволжского района" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.200бг.N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части уклонения от проведения работ по перепрограммированию приборов учета электрической энергии (уклонения от организации осуществления указанных работ) гражданину, проживающему в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: 420101, г.Казань, ул.Хусаииа Мавлютова, д.35, что привело (могло привести) к ущемлению законных интересов данного гражданина;
- рассмотрение настоящего дела в отношении ООО "Управляющая компания Приволжского района" прекращено в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и отсутствием нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- принято решение о передаче имеющихся материалов должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в настоящем решении;
- принято решение об отсутствии оснований для принятия иных мер по пресечению нарушений антимонопольного законодательства в отношении ООО "Управляющая компания Приволжского района".
Решением антимонопольного органа N 05-222/2015 от 11.01.2016 г., установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц" в том числе в результате уклонении данным хозяйствующим субъектов от проведения работ тем или иным лицам, обязательность выполнения которых установлена действующими нормативными правовыми актам и в силу взятых на себя данным хозяйствующим субъектов обязательств.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке" и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Согласно Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденного Приказом ФАС от 25.05.2012 г. N 345, с целью оценки положения хозяйствующего субъекта, осуществляющего содержание и ремонт общего имущества, с помощью которого осуществляется предоставление жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г.Казань, ул. Хусаина Мавлютова, д.35 (т.е. исполнителя жилищно-коммунальных услуг), в том числе положений ООО "УК ЖКХ Приволжского района" и ООО "Управляющая компания Приволжского района" Татарстанским УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
Антимонопольным органом на основании аналитического отчета (исследование товарного рынка антимонопольным органом проводилось с 01.01.2014 г. по 01.12.2015 г.) установлено, что согласно протоколу общего собраний собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: 420101, г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова" д.35, а также на основании письма ООО "УК ЖКХ Приволжского района" от 24.08.2015 г. вх.N 10536 с 01 сентября 2014 года в качестве управляющей компании укатанного многоквартирного жилого дома выбрана - ООО "Управляющая компания Приволжского района".
В период с 01.01.2014 г. по 01.09.2014 г. управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного адресу: 420101, г.Казаиь, ул.Хусаина Мавлютова, д.35 являлось ООО "УК ЖКХ Приволжского района" (420049. РГ, г.Казань, ул.Ишюдромная. д.17; ИНН 1659065386).
Согласно договорам, заключенным между собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном адресу: 420101, г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова, д.35 и управляющей организацией в период с 01.01.2014 г по 01.09.2014 г. ООО "УК ЖКХ Приволжского района", с 01.09.2014 по 01.12.2015 г. ООО "Управляющая компания Приволжского района", управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги, а также выполнять юридические и иные действия, направленные на заключение договоров по содержанию и охране общего имущества собственников многоквартирного дома, услуг по санитарному содержанию и охране придомовой территории.
Таким образом, в период с 01.01.2014 г. по 01.09.2014 г. и в период с 0l.09.2014 г. по 01.12.2015 г. именно ООО "УК ЖКХ Приволжского района" (420049, РТ, г.Казань ул.Ипподромная, д. 17; ИНН 1659065386) и ООО "Управляющая компания Приволжскою района" (4200575 РТ, г.Казань, ул.Воровского. д.17; ИНН 1658151402,) соответственно, являлись исполнителями жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в многоквартирном жилом доме, расположенном адресу: 420101. г.Катаны ул.Хусаина Мавлютова, д.35.
Порядок содержания общего имущества в многоквартирном ломе, установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Согласно пункту 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации" а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях:
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме:
д) организацию мест для накопления и накопление обработанных ртутьсодержаших ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности;
ж)содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными па земельном участке, входящем в состав общего имущества; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества" а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных та земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации ( осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов и т.д.).
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, предусмотрено, что потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Деятельность по предоставлению коммунальных услуг - деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетаний с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Следовательно, управляющая организация, как хозяйствующий субъект осуществляющий деятельность на рынке услуг по содержанию и ремонту общего имущества, с помощью которого осуществляется предоставление жилищно-коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: 420101, г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова, д.35, должно обеспечить благоприятные и безопасные условия деятельности собственников помещений, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление жилищно-коммунальных услуг собственникам указанных помещений.
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, данная услуга отнесена к группе жилищно-коммунальных услуг (подгруппа - жилищные услуги), которая соответствует коду 041105 - содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу правовых особенностей предоставления услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, предоставляемой управляющей организацией, выбранной собственниками помещений многоквартирного жилого дома в соответствии с действующим законодательством" а также исходя из его функционального предназначения" направленного на создание собственникам помещений благоприятного условия проживания и обеспечения безопасности в многоквартирном жилом доме, России взаимозаменяемых услуг не установлено.
С учетом изложенного в рамках исследования продуктовые границы рынка определены, как услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома.
Покупатель услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома - собственник (пользователь) помещений в многоквартирных жилых домах не имеет возможности получать данные услуги за пределами многоквартирного жилого дома, в котором находится его помещение, так как помещение является составной частью жилого дома и его неотъемлемой частью.
Следовательно, предоставление услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома может быть оказано на территории того многоквартирного жилого дома, где расположено помещение покупателя услуг - собственника (пользователя) помещения.
При таких обстоятельствах, суд верно указал, что потребители услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома" имеют возможность получать данную услугу в границах вышеуказанного дома и не имеют этой возможности за его пределами (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна.)
Таким образом, географическими границами рынка по предоставлению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилою дома, являются границы многоквартирного жилого дома.
Из материалов дела следует, что покупателями услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном - жилом доме, расположенном по адресу: 420101, г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова, д,35 являются собственники (пользователи) помещений, расположенных в данном многоквартирном жилом доме.
Учитывая вышеизложенное, услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: 420101, г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова, д.35 могут быть оказаны только в границах указанного многоквартирного жилого дома.
Из решения ответчика следует, что поскольку анализ проводился для определения положения ООО "УК ЖКХ Приволжского района" и ООО "Управляющая компания Приволжского района" на рынке услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: 420101. г.Казаиь, ул.Хусаина Мавлютова, д.35, объектом исследования является рынок услуг по содержанию и ремонту общего имущества в границах многоквартирного жилою дома, расположенного по адресу: 420101, г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова, д.35.
С учетом определенных в разделах 2, 3 продуктовых и географических границ рынков услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: 420101. г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова, д.35, существует возможность предоставления услуг только потребителям, которые являются собственниками (пользователями) помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: 420101, г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова, д.35
Из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном но адресу: 420101, г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова, д.35, а также письма ООО "УК ЖКХ Приволжского района" от 24.08.2015 г. N 10536 с 01 сентября 2014 года следует, что в качестве управляющей компании указанного многоквартирного жилого дома выбрано ООО "Управляющая компания Приволжского района".
В период с 01.01.2014 г, по 01.09.2014 г. управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного адресу: 420101, г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова, д.35, являлось ООО "УК ЖКХ Приволжского района".
Действующим законодательством Российской Федерации определено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией, которая по договору управления многоквартирным жилым домом обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общедомового имущества в таком доме.
Появление па товарном рынке нового продавца до передачи ему, в соответствии с действующим жилищным законодательством, функций по управлению и обеспечению многоквартирного дома услугами по содержанию и ремонту общего имущества не представляется возможным и ограничен в силу действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд верно указал, что в период с 01.01.2014 г. по 01.09.2014 г. единственным продавцом услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: 420101, г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова, д.35 являлось ООО "УК ЖКХ Приволжского района" в период с 01.09.2014 г. по 01.12.2015 г. - ООО "Управляющая компания Приволжского района".
Весь объем услуг, приобретаемых на рассматриваемом рынке, в указанные периоды предоставлялся именно данными субъектами (по отдельности), появление на товарном рынке продавца возможно только путем передачи ему функций по управлению и обеспечению услугами по содержанию и ремонту общего имущества. При этом, законодательством ограничено количество управляющих организаций, которые могут управлять многоквартирным жилым домом, следовательно, оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества, до одной управляющей организации.
Исходя из изложенного, судом сделан правильный вывод о том, что в период с 01.01.2014 г по 01.09.2014 г. ООО "УК ЖКХ Приволжского района", а в период с 01,09,2014 по 01.12.2015 г. ООО "Управляющая компания Приволжского района" могли оказывать существенное влияние на общие условия на рынке содержания общего имущества многоквартирного жилого лома, расположенного по адресу: 420101, г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова, д.35 и решении вопросов пользования указанным имуществом.
Так как, в период с 01.01.2014 г по 01.09,2014 г. и в период с 01.09.2014 по 01.12.2015 г. ООО "УК ЖКХ Приволжскою района" и ООО "Управляющая компания Приволжского района" являлись единственными продавцами на рассматриваемом товарном рынке, следовательно, в указанные периоды ООО "УК ЖКХ Приволжского района" и ООО Управляющая компания Приволжского района занимали на рассматриваемом локальном товарном рынке услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, расположенного по адресу; 420101, г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова, д.35, доли равные 100%. Рынок являлся высококонцентрированным.
Следовательно, деятельность ООО "УК ЖКХ Приволжского района" и ООО "Управляющая компания Приволжского района" подпадает под регулирование Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что в адрес ООО "УК ЖКХ Приволжского района" обращений граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, расположенном но адресу: 420101, г.Казань, ул.Хусална Мавлютова, д.35 по вопросу перепрограммирования индивидуальных приборов учета не поступали, так как с 1 сентября 2014 года многоквартирный жилой дом, расположенный но адресу; 420101. г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова, д.35 выбрали в качестве управляющей компании - ООО "Управляющая компания Приволжского района".
Также антимонопольным органом установлено, что Ахмадеев P.P. через официальный сайт ООО "Управляющая компания Приволжского района" 9 июля 2015 года направил данному хозяйствующему субъекту обращение (вх.N 03-03/151 от 09.07.2015 г.) по вопросу перепрограммирования прибора учета электрической энергии.
Однако, письмом от 14 июля 2015 года исх.N 4155 ООО "Управляющая компания Приволжского района" сообщило, что перепрограммирование приборов учета электрической энергии должно осуществляться силами и за счет гарантирующего поставщика без взимания платы с потребителей, путем включения стоимости по перепрограммированию в тарифы. Работы по перепрограммированию прибора учета электрической энергии заявителю не были осуществлены.
Как верно указал суд, ООО "Управляющая компания Приволжского района", являясь в период с 01.09.2014 по 01.12.2015 г. управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного но адресу: 420101, г. Казаны ул.Хусаина Мавлютова, д.35, уклонилось от проведения работ по перепрограммированию приборов учета электрической энергии, уклонилась от организации осуществления указанных работ заявителю.
Необходимость перепрограммирования приборов учета электрической энергии возникла в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 21.07.2014 N 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исчислении времени" с 26.10.2014 г.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 24.12.2014 N 1465 "Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени" организацию перепрограммирования обеспечивают исполнители коммунальной услуга по электроснабжению. Перепрограммирование осуществляется без взимания платы с потребителей.
Кроме того, согласно информационному письму Минстроя России от 16.10.2014 N 22687-АЧ/04, подготовленному совместно с ФСТ России, перепрограммирование приборов учета осуществляется за счет собственных средств организаций, с которыми у гражданина РФ заключен договор на оказание коммунальной услуги по электроснабжению (ресурсоснабжающие организации, территориальные сетевые организации, управляющие организации - в зависимости от способа предоставления коммунальной услуги по электроснабжению).
Судом установлено и следует из материалов дела, между ОАО "Татэнергосбыт" и ООО "Управляющая компания Приволжского района" заключен договор энергоснабжения N 14003Э от 01.08.2014 г.
Пунктом 1.1 договора определено, что он заключен в целях оказания коммунальной услуги электроснабжения собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ООО "Управляющая компания Приволжского района", в том числе в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: 420101. г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова, д.35.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнителем коммунальных услуг, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, судом сделан правильный вывод о том, что ООО "Управляющая компания Приволжского района" является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу; 420101. г.Казаь, ул.Хусаина Мавлютова, д.35.
В многоквартирных жилых домах, в том числе в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: 420101. г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова, д.35, управление которыми осуществляет ООО "Управляющая компания Приволжского района", исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению является ООО "Управляющая компания Приволжского района", соответственно, обязанность по организации перепрограммирования приборов учета электрической энергии для нужд собственников помещений в данных домах, в том числе заявителя, возложена именно на ООО "Управляющая компания Приволжского района".
Уклонение ООО "Управляющая компания Приволжского района" от проведения работ по перепрограммированию приборов учета электрической энергии, а равно уклонение по организации осуществления указанных работ, является нарушением пункта 2 постановления Правительства РФ от 24.12.2014 N 1465 "Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени".
Таким образом антимонопольный орган пришел к выводу, что действия ООО "Управляющая компания Приволжского района", занимающего доминирующее положение на рынке услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, расположенного по адресу: 420101, г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова, д.35, выразившиеся в уклонении от проведения работ по перепрограммированию приборов учета электрической энергии (уклонение от организации осуществления указанных работ) гражданину, проживающему в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: 420)01. г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова, д.35, что привело (могло привести) к ущемлению законных интересов данного гражданина, свидетельствуют о нарушении ООО "Управляющая компания Приволжского района" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Ответчиком при рассмотрении дела установлено, что ООО "Управляющая компания Приволжского района" организованы и фактически выполнены работы по перепрограммированию прибора учета электрической энергии заявителя, проживающего в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: 420101, г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова, д.35, что подтверждается договором подряда от 06.08.2015 г. исх.N 197, заключенным между ООО "Управляющая компания Приволжского района" и ООО "ЭнсргоСетьТранс" на оказание подрядных работ по перепрограммированию приборов учета электрической энергии, в том числе в помещении заявителя, а также актом N 1490 от 2015 г. к указанному договору.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения, как самого нарушения антимонопольного законодательства, так и его последствий, лицом, совершившим такое нарушение.
Таким образом, поскольку ООО "Управляющая компания Приволжского района" добровольно устранило нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган прекратил рассмотрение дела N 05-222/2015, указав на отсутствия оснований и для выдачи предписания.
Не согласившись с решением антимонопольного органа N 05-222/2015 от 11.01.2016 г., заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, о признании недействительными решения УФАС по Республике Татарстан по делу N 05-222/2015, делу был присвоен N А65-3999/2016.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.04.2016 г. в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2016 года Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 апреля 2016 года по делу N А65-3999/2016 оставлено без изменения.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 г. по делу N А65-3999/2016 имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, поскольку в основу оспариваемого по настоящему делу постановления УФАС по РТ о назначении административного наказания по делу N А05-264/2016 об административном правонарушении было положено Решение УФАС по РТ N 05-222/2015 от 11.01.2016 г.
В соответствии с ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, поскольку вступившим в силу судебным актом в действиях ООО "УК ЖКХ Приволжского района" установлено наличие события правонарушения и вины в его совершении, привлечение ООО "УК ЖКХ Приволжского района" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 статьей 14.31 КоАП РФ, является правомерным.
Согласно части 3.2. ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3. ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции, оценивая характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, правильно указал, что в данном конкретном случае отсутствуют основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Устранение выявленного нарушения является обстоятельством, смягчающим административную ответственность, но не освобождает от нее.
Доказательств наличия в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств суду не представлено.
Суд верно указал, что заявитель имел возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению, совершив действия, запрещенные законом.
Правонарушение посягает на общественные отношения, связанные с обеспечением свободы экономической деятельности и конкуренцией между хозяйствующими субъектами и представляет существенную угрозу им, поэтому малозначительным признано быть не может.
Административным органом соблюдены процессуальные требования при производстве по делу.
Вместе с тем, суд первой инстанции, не установив отягчающих ответственность обстоятельств, правомерно счел возможным изменить размер штрафа, приняв во внимание позицию ч. 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, снизив размер назначенного заявителю административного штрафа до 281 000 руб. 00 коп.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования частично.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2016 года по делу N А65-23087/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-23087/2016
Истец: ООО "УК ЖКХ Приволжского района", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, Ахмадеев Р.Р., Ахмадиев Р.Р.