г. Санкт-Петербург |
|
15 марта 2017 г. |
Дело N А42-3386/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2017 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-797/2017) Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.08.2016 по делу N А42-3386/2016 (судья Кушниренко В.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Октябрьское - ЖЭУ"
к Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Октябрьское-ЖЭУ" (ОГРН 1155190004045, ИНН 5190046828, адрес: 183025, Мурманская обл., г. Мурманск, проезд Капитана Тарана, д. 9; далее - Общество, ООО "Октябрьское-ЖЭУ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск (ОГРН 1025100849366, ИНН 5191601827, 183006, Мурманская обл., г. Мурманск, пр-кт Ленина, д. 75; далее - Административная комиссия, Комиссия, административный орган) от 20.04.2016 по делу N 492/07-05 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 401-01-ЗМО).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон.
Решением суда от 24.08.2016 заявленные Обществом требования удовлетворены, постановление Административной комиссии от 20.04.2016 по делу N 492/07-05 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда, Административная комиссия обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению Комиссии, тот факт, что в договоре управления многоквартирным домом установлена периодичность работ, не освобождает Общество от ответственности, поскольку не предотвращает образования сосулек и наледи. Также Комиссия полагает, что состав административного правонарушения в действиях Общества доказан, поскольку на момент проверки административным органом было установлено несоблюдение требований Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 26.12.2013 N 68-971 (далее - Правила благоустройства N 68-971).
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющим в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рамках реализации муниципальным казенным учреждением "Новые формы управления" (далее - Учреждением) полномочий на представление интересов муниципального образования город Мурманск как собственника муниципальных жилых и нежилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, 21.03.2016 в период с 9 час. 30 мин. до 11 час. 00 мин. сотрудником Учреждения в присутствии представителя Общества проведено обследование общего имущества многоквартирного дома N 4 по улице Сомова в г.Мурманске, в ходе которого выявлено наличие снежно-ледяных образований на кровле дома со стороны дворового фасада. Результаты обследования зафиксированы в акте N17/120 от 21.03.2016, подписанном представителем Общества без возражений, с приложенной к нему фототаблицей.
Усмотрев в действиях Общества нарушение пункта 9.2.44 Правил благоустройства N 68-971, главный специалист Отдела муниципального жилищного контроля Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска составил в отношении Общества протокол N 148 от 25.03.2016 об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 2 Закона N401-01-ЗМО.
Протокол об административном правонарушении и материалы проверки направлены в Управление Октябрьского административного округа г. Мурманска для рассмотрения.
По результатам рассмотрения представленных материалов 20.04.2016 административной комиссией вынесено постановление N 492/07-05 о привлечении ООО "Октябрьское-ЖЭУ" к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, придя к выводу, что Комиссией должным образом не установлена объективная сторона правонарушения, удовлетворил заявление Общества.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в рассматриваемом случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
ООО "Октябрьское-ЖЭУ" является управляющей организацией многоквартирного дома N 4 по улице Сомова в г. Мурманске на основании договора управления многоквартирным домом от 25.08.2016, что подтверждается материалами дела, Обществом не оспаривается.
Пунктами 9.2.33, 9.2.44 Правил благоустройства N 68-971 установлено, что в осенне-зимний период уборка объектов благоустройства предусматривает, в том числе, скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований; для предотвращения образования и схода сосулек и наледи с крыш, выступающих конструктивных элементов зданий, сооружений должна регулярно выполняться их очистка от снега с обеспечением мер безопасности, а также незамедлительная очистка территорий от сброшенного снега и наледи.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности материалами дела объективной стороны вменяемого обществу административного правонарушения, правомерно руководствуясь следующим.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в целях соблюдения статьи 24.1 КоАП РФ в ходе проверки административным органом должным образом не исследован вопрос периодичности проведения Обществом работ по очистке крыши, не установлено нарушение Обществом принципа регулярности и необходимости выполнения спорных работ, приложенный к акту проверки (обследования) от 21.03.2016 фотоматериал не позволяет с достоверностью определить величину наледи и снежной шапки на кровле здания и, соответственно, установить неисполнение Обществом соответствующей обязанности в течение длительного периода времени.
Представленные Комиссией материалы дела об административном правонарушении (в том числе фотоснимок к акту проверки от 21.03.2016) не позволяют определить величину наледи и снежной шапки на кровле здания и, соответственно установить неисполнение Обществом своих обязанностей в течение длительного времени. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал на то, что административной комиссией не установлена объективная сторона вменяемого правонарушения, что исключает наличие в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО и, как следствие, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, исключает его привлечение к административной ответственности.
Ссылка Комиссии на необходимость предотвращения образования сосулек и наледи путем очистки кровли крыши от снега не мотивируется обязательностью и возможностью незамедлительной уборки кровли крыши непременно после каждого снегопада вне зависимости от уровня образования снежного покрова на крыше.
В материалах дела имеется наряд-допуск N 31 от 21.03.2016 на производство работ в местах действия опасных и вредных факторов - на выполнение работ по очистке кровли от снега и наледи по адресам: ул. Полярные Зори д. 46; ул. Тарана д. 19, д. 4 и д. 20; ул. Сомова д. 6 и д. 4. Начало работ 21.03.2016 в 09:00, окончание - 21.03.2016 в 15:30.
Факт проведения указанных работ административным органом не опровергнут.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что ранее или позднее указанной даты (21.03.2016) проводилось обследования многоквартирного дома N 4 по ул. Сомова на предмет наличия на кровле дома снежно-ледяных образований.
Таким образом, доказательств, опровергающих факт проведения Обществом работ по указанному адресу, и обследования до даты составления протокола или после его составления на предмет наличия на кровле дома снежно-ледяных образований административным органом не представлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности материалами дела объективной стороны вмененного Обществу административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о незаконности обжалуемого постановления Комиссии от 20.04.2016 по делу N 492/07-05 и наличии оснований для его отмены.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы административного органа не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.08.2016 по делу N А42-3386/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Административной комиссии Октябрьского административного округа г. Мурманска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3386/2016
Истец: ООО "Октябрьское ЖЭУ", ООО "ОКТЯБРЬСКОЕ-ЖЭУ"
Ответчик: Административная комиссия Октябрьского административного округа г. Мурманска
Третье лицо: Хотько Юлия Николаевна
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-797/17
14.12.2016 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33346/16
07.11.2016 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25841/16
24.08.2016 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-3386/16