Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 июня 2017 г. N Ф06-22238/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
15 марта 2017 г. |
А65-18857/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 ноября 2016 года по делу N А65-18857/2016 (судья Назырова Н.Б.),
по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Казани (ОГРН 1021602850125, ИНН 1654002978), Республика Татарстан, г. Казань,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (ОГРН 1091690054763, ИНН 1655183653), Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным Решения, изложенного в письме от 23.06.2016 года N 02/3163, об отказе в прекращении права оперативного управления на объекты недвижимости, об обязании прекратить право оперативного управления на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Казани (далее - заявитель) обратилось с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании незаконным Решения, изложенного в письме от 23.06.2016 года N 02/3163 об отказе в прекращении права оперативного управления на объекты недвижимости; об обязании прекратить право оперативного управления на недвижимое имущество.
Определением от 12.10.2016 г. суд принял уточнение предмета в части перечня объектов недвижимого имущества:
- здание (отделение милиции) общей площадью 295,8 кв.м. с кадастровым номером 16:50:110417:584, расположенное по адресу: г. Казань, ул. Мусина, д. 34 А(свидетельство о государственной регистрации серия 16-АН 339779 от 08.05.2014);
- помещение общей площадью 57 кв.м. с кадастровым номером 16:50:011103:360, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Катановский переулок, д. 2 (свидетельство о государственной регистрации серия 16-АН 613440 от 10.11.2014 г.);
- помещение общей площадью 279,5 кв.м. с кадастровым номером 16:50:250247:383, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Начальная, д. 12 А (свидетельство о государственной регистрации серия 16-АН 702332 от 22.11.2014 г.);
- помещение общей площадью 191,7 кв.м. с кадастровым номером 16:50:220517:1530, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Деменьева, д. 31 А (свидетельство о государственной регистрации серия 16-АН 868421 от 15.01.2015 г.).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 ноября 2016 года исковые требования удовлетворены, признано незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, изложенное в письме от 23.06.2016 г. N 02/3163 об отказе в прекращении права оперативного управления на объекты недвижимости, закрепленные за Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Казани. Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан вменено в обязанность прекратить право оперативного управления на следующее недвижимое имущество, закрепленное за Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Казани:
- здание (отделение милиции) общей площадью 295,8 кв.м с кадастровым номером 16:50:110417:584, расположенное по адресу г.Казань, ул.Мусина, дом 34А;
- помещение общей площадью 57 кв.м. с кадастровым номером 16:50:011103:360, расположенное по адресу г.Казань, ул.Катановский переулок, дом 2;
- помещение общей площадью 279,5 кв.м с кадастровым номером 16:50:250247:383, расположенное по адресу г.Казань, ул.Начальная, дом 12А;
- помещение общей площадью 191,7 кв.м с кадастровым номером 16:50:220517:1530, расположенное по адресу г.Казань, ул.Дементьева, дом 31А.
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 ноября 2016 года по делу N А65-18857/2016 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ТУ Росимущества в РТ указало, что ответчик не имеет установленной законом обязанности принять в какие-либо определенные сроки решение о принятии отказа учреждения от права оперативного управления на спорные объекты недвижимости и изъять спорное имущество. Также, ТУ Росимущества в РТ указало в жалобе на то обстоятельство, что частично спорные объекты недвижимого имущества находятся в ненадлежащем состоянии и должны быть приведены учреждением в надлежащее состояние перед передачей во владение ответчика.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу ответчика, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 ноября 2016 года по делу N А65-18857/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
Кроме того, в материалы дела поступили ходатайства сторон о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих уполномоченных представителей.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Республике Татарстан от 29.12.2011 N 498-р "О закреплении федерального имущества на праве оперативного управления", акта приема-передачи федерального имущества от 29.12.2011 г. за Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Казани зарегистрировано право оперативного управления на указанные выше объекты.
Решениями Министерства внутренних дел Российской Федерации "О прекращении права оперативного управления на объекты недвижимого имущества" от 21.09.2015 г. N 1/7581, от 10.11.2015 г. N 1/9178, от 23.11.2015 г. N 1/9543, от 16.02.201г. N 1/1270 согласовано прекращение права оперативного управления с последующей передачей в казну Российской Федерации неиспользуемых им объектов недвижимого имущества, в том числе указанных выше.
В ответ на обращения заявителя от 18.11.2015 г. исх. N 60/23032, от 02.12.2015 г. исх. N 60/23922 по вопросу исключения из Реестра федерального имущества неиспользуемых объектов недвижимости, ответчиком были даны ответы от 22.12.2015 г. исх. N 02/6469 и исх. N 02/6478, в которых указано, что была произведена рассылка с целью выявления потребностей в указанном имуществе.
22.04.2016 г. заявитель повторно направил ответчику обращение с просьбой принять решение об изъятии объектов недвижимости из оперативного управления.
Обращением от 08.06.2016 г. (исх. N 60/10150), подготовленным заявителем и направленным ответчику, письмом МВД по Республике Татарстан от 15.06.2016 г., ответчику вновь предложили изъять из оперативного управления неиспользуемые объекты недвижимости.
В ответ на указанные обращения ответчик письмом от 23.06.2016 г. исх. N 02/3163 сообщило, что вопрос об изъятии имущества из оперативного управления будет рассмотрен после приведения части недвижимого имущества в надлежащее состояние.
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права заявителя, он обратился с заявлением в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения дела ответчик представил копию распоряжения N 238-р от 09.09.2016 г. "Об изъятии федерального имущества из оперативного управления", в связи с чем, заявитель уточнил свои требования в части перечня объектов.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 236 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Согласно пункту 3 статьи 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество обладает полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении федеральных государственных учреждений.
Пунктом 4.1.19 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, предусмотрено, что территориальный орган Росимущества закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Судом установлено, и ответчиком не оспаривается, что заявитель неоднократно обращался в Территориальное управление Росимущества с соответствующими заявлениями, свидетельствующими об отказе от права оперативного управления неиспользуемого им по назначению спорного имущества. Данный отказ был надлежащим образом согласован с МВД России.
Ссылаясь на положения ст. 296 ГК РФ ответчик указывает, что изъятие неиспользуемого государственного имущества является его правом, а не обязанностью.
Судом первой инстанции был правомерно был признан данный довод ответчика несостоятельным.
Частью 2 статьи 296 ГК РФ предусмотрено, что собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Конструкция данной нормы устанавливает случаи, при которых собственник имеет право по собственной инициативе осуществить изъятие государственного имущества.
Между тем, действующее законодательство не предусматривает право ответчика отказывать заинтересованным лицам по их заявлениям в прекращении права оперативного управления и, соответственно, в изъятии неиспользуемого ими имущества.
Частями 3 и 4 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Объем установленных действующим законодательством правомочий собственника государственного имущества и лица, которому имущество передано в оперативное управление, свидетельствует о том, что в случае отказа последнего от имущества, полученного на праве оперативного управления, собственник не имеет права отказывать в прекращении права оперативного управления и, соответственно, в изъятии такого имущества.
Суд апелляционной инстанции находит правомерным довод заявителя и вывод суда первой инстанции о возможности применения в рассматриваемом случае аналогии закона.
Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования установлен только в отношении земельных участков (ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации), в отношении иных объектов недвижимости такой порядок не регламентирован.
В соответствии с пунктом 4 названной статьи при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Пункт 2.16 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2011 N 621, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Учреждению испрашиваемой им услуги.
Наличие данных оснований при рассмотрении настоящего дела судом не установлено.
Оспариваемое решение об отказе в прекращении права оперативного управления не содержит оснований, перечисленных и имеющих исчерпывающий перечень в пункте 2.16 регламента.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, изложенное в письме от 23.06.2016 г. N 02/3163, об отказе в прекращении права оперативного управления на объекты недвижимости, закрепленные за Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Казани, является незаконным и нарушает права заявителя.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 14.12.2015 N 307-КГ15-15650 по делу N А42-8275/2014.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе ответчика не содержится, как не содержится и указаний на нормы права, согласно которым порядок регулирования спорных отношений является иным. Доводы жалобы не свидетельствуют о законности оспариваемого решения ответчика.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 ноября 2016 года по делу N А65-18857/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18857/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 июня 2017 г. N Ф06-22238/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Казани, г.Казань
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г.Казань