г. Челябинск |
|
15 марта 2017 г. |
Дело N А47-4847/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калиной И.В.,
судей Ершовой С.Д., Сотниковой О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Седухиной И.Л., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Аман" в лице Амана Александра Александровича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.10.2016 по делу N А47-4847/2016 (судья Сукачева Н.Ф.).
Крестьянское (фермерское) хозяйство Амана Александра Александровича обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области обязать внести изменения в соглашение N 696-13-с от 31.07.2013 согласно графику реализации проекта, перенести срок окончания реализации проекта на декабрь 2016 года.
Истец в судебном заседании заявил ходатайство об уточнении правового основания исковых требований (пункты 1, 2, 4 статьи 451 ГК РФ), что принято судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 31.10.2016 в удовлетворении исковых требований крестьянскому (фермерскому) хозяйству Амана Александра Александровича отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, крестьянское (фермерское) хозяйство "Аман" (далее - КФХ "Аман") обратилось в суд с апелляционной жалобой.
Податель жалобы указывает, что в момент заключения Соглашения N 696-13-С от 31 июля 2013 года стороны исходили из того, что не будет продолжительной засухи два года подряд, что привело к существенным убыткам для сельскохозяйственной отрасли в целом и для главы КФХ "Аман" в частности. Разделом 6 бизнес-плана, представленным конкурсной комиссии перед выдачей гранта, предусмотрено, что для реализации проекта необходимо 15 950 000 руб., из которых, помимо прочего, 4 625 500 руб. - заемные средства. При этом п. 2.3.5 Соглашения устанавливает, что в случае, если бизнес-планом КФХ на развитие семейной животноводческой фермы предусмотрено получение заемных средств, глава КФХ представляет заверенную банком копию кредитного договора в течение 12 месяцев со дня получения гранта. Однако главе КФХ "Аман" было отказано в выдаче части кредита, что также сказалось на возможности реализации бизнес-плана. При заключении Соглашения стороны исходили из того, что такие обстоятельства не произойдут. Данные обстоятельства глава КФХ "Аман" не мог предусмотреть и преодолеть при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру договора и условиям оборота. Исполнение Соглашения на текущих условиях существенно нарушает соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и влечет для главы КФХ "Аман" такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора. Т.е. при невыполнении условий выдачи гранта выделенные Министерством денежные средства должны быть возвращены, что автоматически приводит к невозможности дальнейшего продолжения деятельности и к неплатежеспособности. Расторжение Соглашения противоречит общественным интересам. В частности, потеря рабочих мест, отсутствие налоговых поступлений в бюджет, неплатежеспособность главы КХФ "Аман", приведет к банкротству предприятия и, как следствие, к неисполнению взятых обязательств со стороны главы КФХ "Аман", а том числе вероятно неполному возврату гранта.
До начала судебного заседания от Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, без приложения доказательств его отправки в адрес лиц, участвующих в деле. Суд, руководствуясь ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ), отказал в приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу, в связи с тем, что отсутствуют доказательства его направления истцу.
Лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в целях реализации мероприятий по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 31 августа 2012 года N 751-пп (в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 07 марта 2013 года N 176-пп), а также во исполнение постановления Правительства Оренбургской области от 03.10.2012 года N 857-п (в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 05 апреля 2013 года N 271-п) "О предоставлении из областного бюджета грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств" в 2013 году был проведен конкурс, по результатам которого между истцом и ответчиком 31.07.2013 было заключено соглашение N 696-13-с о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы (л.д. 9-10, далее - соглашение).
Согласно пункту 1.1 соглашения министерство предоставляет главе крестьянского (фермерского) хозяйства денежные средства в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы (далее - грант) в размере 9 570 000 руб., путем перечисления на его расчетный счет, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию семейной животноводческой фермы в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными настоящим соглашением.
Проект по развитию своей семейной животноводческой фермы глава крестьянского (фермерского) хозяйства реализует в соответствие с этапами и в сроки, установленные графиком реализации проекта (приложение N 1), являющимися неотъемлемой частью соглашения (пункт 1.2 соглашения).
По результатам конкурса победителю предоставлен грант в сумме 9 570 000 руб., факт выплаты гранта подтверждается имеющимися в материалах дела платежным поручением N 182 от 16.08.2013, (л.д. 50) и чеком-ордером N 487 от 20.08.2013 (л.д. 52), что сторонами не оспаривается.
Согласно пункту 2.3.1 договора глава крестьянского фермерского хозяйства обязуется реализовать проект по развитию своей семейной животноводческой фермы в соответствии с этапами и в сроки, установленные графиком реализации проекта. По объективным причинам, не зависящим от главы крестьянского (фермерского) хозяйства, допускается отклонение от графика, при этом изменения в графике реализации проекта согласуются с конкурсной комиссией.
В соответствии с пунктом 2.3.2. соглашения ответчик взял на себя обязанность использовать грант в соответствии с планом расходов. Изменения, вносимые в план расходов, подлежат согласованию с конкурсной комиссией.
Использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его расчетный счет (пункт 2.3.4 договора).
Согласно пункту 2.3.5 договора в случае если бизнес-планом крестьянского (фермерского) хозяйства на развитие семейной животноводческой фермы предусмотрено получение заемных средств, глава крестьянского (фермерского) хозяйства представляет заверенную банком копию кредитного договора (договоров) в течение 12 месяцев со дня получения гранта. В случае его (их) непредставления министерство расторгает с главой крестьянского (фермерского) хозяйства соглашение.
На основании обращений заявителя в конкурсную комиссию сторонами изменялся срок реализации проекта путем заключения дополнительных соглашений от 11.08.2014 N 1, от 28.08.2014 N 2, от 16.01.2015 N 3, определен окончательный срок реализации проекта - февраль 2015 года (л.д.54-56).
Впоследствии, истцом в адрес ответчика направлено предложение о согласовании изменения соглашения N 696-13-с от 31.07.2013 (л.д. 26) с просьбой перенести срок реализации проекта на декабрь 2016 года, в связи с тем, что в настоящий момент проект развития семейной животноводческой фермы реализован частично ввиду сложившихся обстоятельств: чрезвычайная ситуация 2013-2014 годов, вызванная суховеем, атмосферной и почвенной засухой, приведшая к гибели сельскохозяйственных культур; отказ кредитного учреждения в выдаче кредитных средств, экономического кризиса - независящих от главы КФХ.
Письмом N 01-05-06/1306 от 16.05.2016 (л.д. 45) министерство отказало истцу в переносе срока освоения гранта, указав, что соответствующая возможность не предусмотрена постановлением Правительства Оренбургской области от 03.10.2012 года N 857-п.
Ссылаясь на отказ ответчика внести изменения в соглашение N 696-13-с в добровольном порядке, а также на незаконность отказа ответчика, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сделал вывод о том, что возможность продления срока на более длительный период не предусмотрена ни нормативными актами, ни условиями соглашения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции. Оснований для отмены судебного акта не имеется в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 2 указанной статьи установлено, что такие субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (пункт 5 ст. 78).
В соответствии со ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
В силу ст. 34 Кодекса принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 Кодекса).
Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 165 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм" (далее - Правила N 165).
В соответствии с пунктом 1 указанных Правил грант на развитие семейной животноводческой фермы - это средства, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на счет главы крестьянского (фермерского) хозяйства, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Программой, в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях субъекта Российской Федерации крестьянского (фермерского) хозяйства, включая:
разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;
комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж;
покупку сельскохозяйственных животных.
Согласно пункту 3 Правил N 165 в случае использования крестьянским (фермерским) хозяйством полученного гранта на развитие семейной животноводческой фермы на цели, не предусмотренные настоящими Правилами, средства, составляющие сумму гранта, подлежат возврату в соответствующий бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Приказом от 22.03.2012 N 198 утвердило Требования по отбору семейных животноводческих ферм (далее - Требования N 198).
В числе прочих обязательных требований для участия в конкурсе, проводимом субъектом Российской Федерации, предусмотрено, что глава хозяйства обязуется использовать Грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет главы хозяйства и использовать имущество, закупаемое за счет Гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы (подпункт "м" пункта 2 Требований N 198 в редакции, действовавшей до 03.02.2015).
Аналогичный срок - 18 месяцев - установлен подпунктом "л" пункта 5 Порядка предоставления из областного бюджета грантов на развитие семейных животноводческих ферм (утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 03.10.2012 N 857-п "О предоставлении из областного бюджета грантов на развитие семейных животноводческих ферм" (в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения)).
Расходование средств гранта должно осуществляться в течение 18 месяцев по каждому наименованию (статье) расхода, указанному в утвержденном плане расходов, с учетом собственных средств крестьянского (фермерского) хозяйства и в соотношении не более 60 процентов за счет средств областного бюджета и не менее 40 процентов за счет собственных средств крестьянского (фермерского) хозяйства. В качестве собственных средств крестьянские (фермерские) хозяйства могут предъявлять не более 30 процентов несубсидируемых кредитов.
Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, подлежит согласованию с конкурсной комиссией.
В случае нецелевого использования крестьянским (фермерским) хозяйством полученного гранта средства, составляющие его сумму, подлежат возврату в соответствующий бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 Порядка).
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 2.3.1, 2.3.2, 2.3.4 подписанного сторонами соглашения о предоставлении гранта от 31.07.2013 N 696-13-с.
Как установлено судом, предприниматель получил бюджетные средства в сумме 9 570 000 руб. в соответствии с требованиями действующего законодательства, однако в срок, установленный нормативными актами, а также дополнительным соглашением N 3 к соглашению о предоставлении гранта, эти средства по целевому назначению не использовал.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Согласно пункту 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В соответствии с соглашением от 31.07.2013 N 696-13-С средства в сумме 9 570 000 руб. предоставляются предпринимателю в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными настоящим соглашением.
Следовательно, подписывая соглашение, предприниматель был ознакомлен и согласен с его условиями.
При этом установленные законодательством сроки не могут быть изменены по соглашению сторон в силу императивности норм, которыми установлен порядок предоставления бюджетных средств (пункт 2 ст. 78 БК РФ).
Кроме того, на момент заключения соглашения N 696-13-С от 31.07.2013, Администрацией Соль-Илецкого района Оренбургской области было вынесено постановление от 16.07.2013 о введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Соль-Илецкий район, в связи с чем, заявитель должен был знать и осознавать сложившуюся обстановку.
В соответствии с основными сведениями о гибели сельскохозяйственных культур, материальному ущербу и фактических затрат на погибшие сельскохозяйственные культуры в 2014 году от аномальных погодных условий (л.д. 24), не возмещенные затраты КФХ "Аман" составили 669 360 руб., что является незначительным в соотношении с суммой предоставленного гранта (9 570 000 руб.).
Также на момент рассмотрения апелляционной жалобы в материалы дела не представлены документы, подтверждающие выполнение всех этапов реализации проекта (получение кредита, реконструкция фермы, приобретение техники), несмотря на то, что срок реализации проекта был установлен до 02.2015.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оснований для судебного изменения условия соглашения о предоставлении гранта не имеется.
Доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как не опровергают выводов суда по существу спора, а сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах, решение суда отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.10.2016 по делу N А47-4847/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Аман" в лице Амана Александра Александровича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Калина |
Судьи |
С.Д. Ершова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-4847/2016
Истец: Крестьянско фермерское хозяйство "Аман" в лице главы Амана А.А.
Ответчик: Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области