г. Пермь |
|
10 марта 2017 г. |
Дело N А50-25419/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М. В.,
судей Назаровой В.Ю., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Леконцевым Я.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Прокофьева Е.В. (доверенность от 09.01.2017, удостоверение),
от ответчика - Ковалевская Е.В. (доверенность от 01.03.2016, паспорт),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 декабря 2016 года,
принятое судьей Хохловой Ю.А.,
по делу N А50-25419/2016
по иску Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1115903000102, ИНН 5902293749)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДСТ
Приоритет" (ОГРН 1155958029545, ИНН 5903114463)
об урегулировании разногласий по контракту управления многоквартирным домом.
Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю (далее - СУ СК России по Пермскому краю", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДСТ Приоритет" (далее - ООО "УК ДСТ Приоритет", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении контракта N 18 управления многоквартирным домом по пункту 8, Приложения N 1 в части расчета доли по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.12.2016 урегулированы разногласия, возникшие при заключении контракта управления многоквартирным домом N 18 от 01.03.2016 года, между Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДСТ Приоритет", спорные пункты определены в следующей редакции:
- раздел 8 договора "Расчет цены контракта":
"Ориентировочная цена контракта на 2016 год на период его действия с 01 марта 2016 года по 31 октября 2016 года составляет 67 301 (шестьдесят семь тысяч триста один) руб. 00 коп. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением изменения по соглашению Сторон в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, в том числе частью 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
- Приложение N 1 к контракту N 18 от 01.03.2016 года в части расчета доли по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома:
"417,5 кв.м. х (19,90 руб./кв.м. + 2 руб./кв.м.) = 9 143,25 руб. - март 2016 года;
417,5 кв.м. х 19,90 руб./кв.м. = 8 308,25 руб./мес.;
8 308,25 руб./мес. х 7 мес. = 58 157,75 руб. - апрель - октябрь 2016 года;
9 143,25 руб. + 58 157,75 руб. = 67 301 руб.".
Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить, изложив спорные пункты Контракта в следующей редакции:
"8. Ориентировочная цена контракта на период его действия, с 01 марта 2016 г. по 31 октября 2016 г., составляет 52905 рублей 64 копейки (Пятьдесят две тысячи девятьсот пять рублей шестьдесят четыре копейки). Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта за исключением изменения по соглашению Сторон в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, в том числе частью 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Приложение N 1 в части расчета доли по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома изложить в редакции:
"417.50 (кв. метров) х 17,59 (руб./тариф) = 7343 руб.83 коп. (за март 2016 г.).
417.50 (кв. метров) х 15,59 (руб./тариф) = 6508 руб. 83 коп. (за месяц с
01.04.2016 по 31.10.2016).
Итого: 7343 руб. 83 коп. + 6508 руб. 83 коп. х 7 мес. = 52905 руб.64 копейки на период действия контракта с 01.03.2016 г. по 31.10.2016 г. Ориентировочная цена контракта на период с 01.03.2016 г. по 31.10.2016 г. составляет 52905 рублей 64 копейки (Пятьдесят две тысячи девятьсот пять рублей шестьдесят четыре копейки).".
В обоснование своих доводов истец указывает на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения.
В минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме в числе прочего входят следующие работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом: очистка придомовой территории от снега, очистка от мусора урн, подметание и уборка придомовой территории, вывоз твердых бытовых отходов.
Пункт 3.3.13 Контракта N 18 предусматривает обязанность Балансодержателя (истец) "Освободить придомовую территорию от личного транспорта для уборки. Установить у входных групп в нежилое помещение урны, размеров соответствующих действующему законодательству РФ. Своевременно производить уборку установленных у входных групп урн, а также придомовой территории у нежилого помещения (кроме стороны двора многоквартирного дома)."
Ссылаясь на ст. статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец указывает на то, что исходя из буквального толкования положений пункта 3.3.13. Контракта обязанность по уборке придомовой территории возложена на следственное управление, тогда как это является обязанностью Управляющей компании (ответчик). Кроме того, в условиях контракта, а также в Перечне работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме отсутствует такая обязанность управляющей компании как вывоз твердых бытовых отходов.
По утверждению истца, управляющей компании выполнять обязанности по уборке придомовой территории и вывоза ТБО исходит из условий контракта и фактически сложившихся правоотношений между следственным управлением и управляющей компанией (с 2009 года).
По мнению заявителя жалобы, произвольно изменив перечень услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в правоотношениях со следственным управлением - владельцем нежилого помещения и не желая выполнять работы по уборке придомовой территории в месте расположения Балансодержателя, Управляющая компания безосновательно отказывается изменить цену контракта и исключить из нее стоимость услуг по уборке придомовой территории и вывозу твердых бытовых отходов. Предлагая управляющей компании изменить цену контракта, на стадии заключения контракта следственное управление, исходит из буквального толкования текста Контракта.
Кроме того, истец ссылается на заключение им государственных контрактов N 0156100010716000002-0093308-01 от 15.02.2016 об оказании услуг по комплексной уборке помещений административных зданий и уборке прилегающей территории, N 115-16 от 27.05.2016 по вывозу твердых бытовых отходов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании выразил возражение против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "УК ДСТ Приоритет" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома (МКД), расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Петропавловская, 111, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений в указанном МКД от 26.12.2015.
Нежилые помещения общей площадью 417,5 кв.м., расположенные на первом и цокольном этажах указанного многоквартирного дома, принадлежат СУ СК России по Пермскому краю на праве оперативного управления, что не оспаривается.
Письмом от 15.04.2016 года N 134 ООО "УК ДСТ Приоритет" направило в адрес СУ СК России по Пермскому краю проект контракта управления многоквартирным домом N 18.
Указанный контракт подписан СУ СК России по Пермскому краю с протоколом разногласий по преамбуле, пунктам 3.2.1, 3.2.3, 3.3.13, 3.3.18, 3.4.6, 4.6, 5.7, 5.8, 6.1, абзацу 2 пункта 6.4, пункту 8, Приложению N 1 в части раздела III, а также в части расчетов и направлен ООО "УК ДСТ Приоритет" сопроводительным письмом от 04.05.2016 года N 232 -06-140-16.
Сопроводительным письмом от 16.06.2016 года N 386 ответчиком в адрес истца направлен протокол согласования разногласий от 26.05.2016 года, из содержания которого следует, что между сторонами достигнуто соглашение по преамбуле договора, пунктам 3.2.1, 3.3.18, 5.7, 5.8, 6.1 договора.
В протоколе согласования разногласий от 26.05.2016 ответчик предложил спорные условия договора изложить в редакциях:
- раздел 8 договора "Расчет цены контракта":
"Ориентировочная сумма контракта на 2016 год составляет 67 301,00 (шестьдесят семь тысяч триста один) рубль, 00 копеек. Далее по тексту контракта";
- Приложение N 1 к контракту N 18 в части расчета доли по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома:
"417,5 кв.м. х 21,90 руб. = 9 143,25 руб. - март 2016 г.
417,5 кв.м. х 19,90 руб. = 8 308,25 руб. - апрель - октябрь 2016 г.
8 308,25 х 7 мес. = 58 157,75
Итого: 9 143,25 + 58 157,75 = 67 301 руб.".
Из правовой позиции истца по данному делу, существа заявленных требований следует то, что СУ СК России по Пермскому краю не возражает против редакции пункта 3.3.13 договора и раздела III Приложения N 1 к контракту, предложенной ООО "УК "ДСТ Приоритет".
Письмом от 08.09.2016 года N 206-27-36-16 СУ СК России по Пермскому краю направило в адрес ООО "УК ДСТ Приоритет" претензию с требованием о принятии пункта 8 контракта и Приложения N 1 к нему в части расчета доли по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в редакции истца.
Истец, СУ СК России по Пермскому краю, изложил данные условия в следующей редакции:
- раздел 8 договора "Расчет цены контракта":
"Ориентировочная цена контракта на период его действия, с 01 марта 2016 г. по 31 октября 2016 г., составляет 52 905 рублей 64 копейки (пятьдесят две тысячи девятьсот пять рублей шестьдесят четыре копейки). Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением изменения по соглашению Сторон в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, в том числе частью 1 статьи 91 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
- Приложение N 1 в части расчета доли по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома:
"417,50 (кв.метров) х 17,59 (руб./тариф) = 7 343 руб. 83 коп. (за март 2016 г.).
417,50 (кв.метров) х 15,59 (руб./тариф) = 6 508 руб. 83 коп. (за месяц с 01.04.2016 по 31.10.2016).
Итого: 7 343 руб. 83 коп. + 6 508 руб. 83 коп. х 7 мес. = 52 905 руб. 64 копейки на период действия контракта с 01.03.2016 г. по 31.10.2016 г. Ориентировочная цена контракта на период с 01.03.2016 г. по 31.10.2016 г. составляет 52 905 рублей 64 копейки (пятьдесят две тысячи девятьсот пять рублей шестьдесят четыре копейки)".
Увеличение стоимости услуг управляющей организации за март 2016 года на 2 руб./кв.м. обусловлено с оказанием ответчиком дополнительных услуг и истцом не оспаривается.
Оставление ответчиком письма 08.09.2016 N 206-27-36-16 без удовлетворения явилось основанием для обращения СУ СК России по Пермскому краю в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая оспариваемое решение об урегулировании разногласий при заключении контракта, определяя спорные пункты в редакции, предложенной ответчиком, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из положений гражданского законодательства, в связи с чем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с абз. 2 п. 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Такой стороной, как видно из абз. 1 п.2 ст.445 ГК РФ, является сторона, получившая протокол разногласий от стороны, для которой заключение договора обязательно.
Согласно ст. 446 ГК РФ в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с ч. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно ч. 4 ст. 445 если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как следует из пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491).
Подпунктами "г", "д" пункта 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень услуг и работ), утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
Пунктом 24 Минимального перечня услуг и работ предусмотрено, что работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года, включают в себя, в том числе: очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 25 Минимального перечня услуг и работ, работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории; очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, и уборку контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 3.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Согласно подпунктам 1, 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 1 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно п. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) (п. 4 ст. 158 ЖК РФ).
Таким образом, все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и размер платы за капитальный ремонт, устанавливаются на основании решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов, а в случае отсутствия такого решения - органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений в многоквартирном доме N 111 по ул. Петропавловская г. Перми на общем собрании не принято решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, в связи с чем в расчетах сторон должны применяться тарифы, утвержденные органом местного самоуправления.
Размер платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения для населения в жилых зданиях на территории города Перми с 01.08.2015 установлен постановлением Администрации города Перми от 08.07.2015 N 445 и составляет 19,90 руб./кв.м.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений, независимо от того, жилое это или нежилое помещение и в чьей собственности оно находится.
Обязанность каждого собственника помещений многоквартирного жилого дома участвовать в содержании и ремонте общего имущества дома, не поставлена законодательством в зависимость от наличия или отсутствия заключенного договора.
Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения.
В силу изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при расчете цены контракта и расчета доли по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома суд считает необходимым исходить из тарифов, утвержденных постановлением Администрации города Перми от 08.07.2015 N 445 и определил спорные условия контракта в редакции, предложенной ответчиком.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, надлежащим образом исследованы судом первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и основанием для отмены обжалуемого судебного акта не являются.
С учетом изложенного, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 декабря 2016 года по делу N А50-25419/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.В. Бородулина |
Судьи |
В.Ю. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-25419/2016
Истец: Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю
Ответчик: ООО "Управляющая ДСТ Приоритет"