15 марта 2017 г. |
Дело N А83-3833/2016 |
Резолютивная часть оглашена 13 марта 2017 года.
Полный текст изготовлен 15 марта 2017 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Котляровой Е.Л.,
судей Гонтаря В.И.
Оликовой Л.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безродной Ю.С.,
при участии представителей сторон:
представитель Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю - Алиева Эвелина Эльдаровна по доверенности N 06-16/86 от 28 декабря 2016 года, личность установлена паспортом гражданина Российской Федерации;
рассмотрев апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Горпищеторг" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 января 2017 года по делу N А83-3833/2016 (судья Ищенко Г.М.) по заявлению Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Горпищеторг" (ОГРН 1159102005985; ИНН/КПП 9102068131/910201001), к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю (ОГРН 1147746392090; ИНН/КПП 7707831115/910201001), о признании незаконным и отмене постановления N 603 от 29.04.2016 о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Крым от 20 января 2017 года заявление Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Горпищеторг" о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Горпищеторг" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Так, податель апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что столовая школы, где осуществлял свою деятельность податель апелляционной жалобы, является обособленным подразделением.
Кроме того, по мнению заявителя, судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о том, что МУП "Горпищеторг" нарушен порядок ведения кассовых операций и условий работы с наличностью, выразившейся в не оприходовании в кассовую книгу обособленного подразделения денежной наличности в день ее поступления.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2017 года апелляционная жалоба МУП "Горпищеторг" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 января 2017 года по делу N А83-3833/2016 принята к производству Двадцать первого арбитражного суда и назначена к рассмотрению на 13 марта 2017 года.
09 марта 2017 года через систему "Мой Арбитр" от Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю поступил письменный отзыв по доводам апелляционной жалобы, который судом приобщен к материалам дела.
13 марта 2017 года в адрес суда от МУП "Горпищеторг" поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы без участи представителя.
13 марта 2017 года в судебное заседание явился представитель Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю, представитель МУП "Горпищеторг" в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю просил решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Крым проверена Двадцать первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании поручения Федеральной налоговой службы от 03 марта 2016 года N 221 специалистами отдела оперативного контроля ИФНС России по городу Симферополю проведена проверка полноты учёта выручки денежных средств МУП "Горпищеторг" за период с 01 января 2016 года по 03 марта 2016 года (т.1, л.д. 63).
В ходе проверки установлено нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившегося в неоприходовании в период с 01 января 2016 года по 03 марта 2016 года в кассу обособленных подразделений МУП "Горпищеторг" наличных денежных средств в общей сумме 21 303 673,17 руб., что свидетельствует о нарушении предприятием пунктов 2, 4.1, 4.6, 5.2 Указания Центрального Банка России от 11 марта 2014 года N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" на обособленных подразделениях МУП "Горпищеторг".
По результатам проверки полноты учета выручки денежных средств, составлен Акт N 9102/22/9102068131 от 05 апреля 2016 года (т.1, л.д. 39-41).
По факту нарушения порядка ведения кассовых операций в обособленном подразделении заявителя в МБОУ "СОШ N 34" г. Симферополя в отношении МУП "Горпищеторг" составлен протокол N 9102/22/9102068131/34//3 по делу об административном правонарушении, предусмотренным статьёй 15.1 части 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.1, л.д. 16-17).
Как следует из протокола по делу об административном правонарушении при проведении проверки законодательства Российской Федерации по вопросу полноты учета выручки, соблюдения условия работы с денежной наличностью и применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов обособленного подразделения МУП "Горпищеторг", осуществляющего финансово - хозяйственную деятельность в столовой МБОУ "СОШ N 34" г. Симферополя на основании муниципального контракта на закупку услуг по адресу г. Симферополь, ул. Балаклавская, д.73, и при анализе предоставленных МУП "Горпищеторг" кассовой книги, приходных и расходных кассовых ордеров, установлено: согласно данным кассовой книги МУП "Горпищеторг" за период с 01 января 2016 года по 03 марта 2016 года в кассовую книгу обособленного подразделения МБОУ "СОШ N 34" г. Симферополя не оприходована выручка в сумме 377 608, 00 руб., кассовая книга, приходные и расходные кассовые документы в обособленном подразделении не велись, что свидетельствует о нарушении предприятием пунктов 2, 4.1, 4.6, 5.2 Указания Центрального Банка России от 11 марта 2014 года N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".
Постановлением начальника ИФНС России по г. Симферополю от 29 апреля 2016 года N 603 (с учетом определения об исправлении описки) МУП "Горпищеторг" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000, 00 руб. (т.1, л.д. 12-14).
Не согласившись с вынесенными постановлениями МУП "Горпищеторг" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 603 от 29 апреля 2016 года за отсутствием события административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Порядок ведения кассовых операций определен Указанием Банка России от 11 марта 2014 года N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".
МУП "Горпищеторг" зарегистрировано в качестве юридического лица 04 января 2015 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Симферополю за основанным государственным регистрационным номером 1159102005985.
При постановке на учет по месту нахождения в ИФНС России по г. Симферополю МУП "Горпищеторг" присвоен ИНН 9102068131, основным видом деятельности является деятельность столовых при предприятиях и учреждениях (код по ОКВЭД 55.51).
В силу части 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения является порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассового обслуживания.
Объективная сторона данного правонарушения предполагает осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, нарушение правил приема и выдачи наличных денег (то есть неоприходование в кассу денежной наличности), несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Из смысла части 1 статьи 15.1 КоАП РФ следует, что условием привлечения к административной ответственности по данной статье является доказанность следующих обстоятельств: фактов нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившихся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров; фактов неоприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности; фактов несоблюдения порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный банк Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Центральным банком Российской Федерации утверждено Указание от 11 марта 2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание).
В соответствии с пунктом 2 Указания для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).
Пунктом 4.1 Указания предусмотрено, что кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002.
В силу пункта 4.6 Указания, поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.
Обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги 0310004 в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Подателем апелляционной жалобы не учтены требования Указания Центрального Банка России от 11 марта 2014 года N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".
Также, из содержания данной нормы следует, что под полным оприходованием в кассу наличных денег понимается внесение в кассовую книгу на конец рабочего дня всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных и расходных кассовых ордеров.
Таким образом, невнесение на конец рабочего дня в кассовую книгу всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров и расходных кассовых ордеров означает неоприходование (неполное оприходование) наличных денег в кассу.
В соответствии с пунктом 5.2 Указаний приходный кассовый ордер 0310001 может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).
Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 18 августа 2015 года N 03-02-07/1/47702 - территориальная обособленность подразделения от организации определяется адресом, отличным от адреса указанной организации.
Из материалов дела усматривается, что между Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N 34" муниципального образования городского округа Симферополя Республики Крым (Заказчик) и МУП "Горпищеторг" (Исполнитель) заключен муниципальный контракт N 108 на закупку услуг, согласно которому Исполнитель обязуется оказать услуги по организации питания обучающихся у Заказчика категорий учащихся.
Из документов, имеющихся в материалах дела, следует, что в период с 01 января 2016 года по 03 марта 2016 года работники МУП "Горпищеторг" в помещении столовой МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 34" г. Симферополя по адресу: г. Симферополь, ул. Яблочкова, д. 12, осуществляли трудовую деятельность, связанную с осуществлением питания учащихся.
Таким образом, подразделение МУП "Горпищеторг", оказывающее услуги по организации питания в общеобразовательном учреждении МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 34" г. Симферополь, ул. Яблочкова, д. 12, соответствуют признакам обособленного подразделения, указанным в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, доводы подателя апелляционной жалобы, относительно необоснованности выводов суда первой инстанции о наличии обособленного подразделения МУП "Горпищеторг" в столовой "Средняя общеобразовательная школа N 34" г. Симферополя не подтверждаются материалами дела.
Судебная коллегия отклоняет довод подателя апелляционной жалобы о том, что рабочие места в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 34" г. Симферополя не являлись стационарными и не находились под контролем МУП "Горпищеторг", а временно использовались для выполнения обязательств по муниципальному контракту, поскольку согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации, создание стационарного рабочего места не зависит от наличия у организации права собственности, права пользования (например, на основании договора аренды) помещения, в котором рабочее место создается.
Как следует из акта проверки, при сверке выручки по кассовой книге предприятия за период с 01 января 2016 года по 03 марта 2016 года с представленными на проверку приходными кассовыми ордерами установлено, что суммы полученных наличных денежных средств в кассовую книгу обособленного подразделения не оприходованы, так как кассовые книги на обособленных подразделениях не ведутся по причине их отсутствия. Материально ответственные лица школы в конце рабочего дня лично привозят на головное предприятие МУП "Горпищеторг" выручку, полученную за день и приходуют в кассу предприятия приходными кассовыми ордерами по форме 0310001.
Как усматривается из материалов дела, податель апелляционной жалобы не отрицает, что кассовые книги в обособленных подразделениях не ведутся, а кассовые книги обособленными подразделениями не велись, все первичные кассовые документы сдавались в центральную бухгалтерию головного офиса.
Судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что обособленные подразделения МУП "Горпищеторг" в установленном порядке не оприходовало выручку, полученную за период с 01 января 2016 года по 03 марта 2016 года, чем допущено нарушение пункта 4.6 Указания N 3210-У.
Невнесение в кассовую книгу обособленного подразделения записи о поступлении наличных денежных средств, в день их поступления (в том числе в связи с отсутствием кассовой книги) является неоприходованием этих денежных средств в кассу и образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Тем самым обществом нарушен порядок ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, выразившийся в неоприходовании в кассовую книгу обособленного подразделения денежной наличности в день ее поступления.
Довод заявителя об оприходовании денежных средств в кассовой книге самого юридического лица, правомерно отклонен арбитражным судом первой инстанции, поскольку Указанием N 3210-У установлена обязанность по ведению кассовой книги, не только юридическим лицом, но и каждым обособленным подразделением юридического лица.
Таким образом, доказано событие административного правонарушения, выразившегося в нарушении порядка ведения кассовых операций (неоприходовании в кассу денежной наличности).
Процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена, в связи с чем оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности и обоснованности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 января 2017 года по делу N А83-3833/2016 оставить без изменений, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Горпищеторг" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Котлярова Е. Л. |
Судьи |
Гонтарь В.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3833/2016
Истец: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N7 им. Мокроусова, МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ГОРПИЩЕТОРГ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СИМФЕРОПОЛЮ
Третье лицо: МБОУ "Открытый космический лицей", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N34"