Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2017 г. N Ф09-2849/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
15 марта 2017 г. |
Дело N А50-23348/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чепурченко О.Н.,
судей Мармазовой С.И., Нилоговой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клаузер О.О.,
при участии:
от конкурсного управляющего Безденежных А.А.: Иглина О.А., паспорт, доверенность от 10.12.2016;
от уполномоченного органа, ФНС: Морозова Е.А., удостоверение, доверенность от 06.09.2016; Пепеляева В.В., удостоверение, доверенность от 06.09.2016,
иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу уполномоченного органа, ФНС России в лице ИФНС России по Свердловскому району г. Перми,
на определение Арбитражного суда Пермского края от 14 декабря 2016 года о признании требований уполномоченного органа в общем размере 19 823 371,74 руб., в том числе: 16 665 761 руб. основного долга, 2 757 610,74 руб. пени и 400 000 руб. штрафов, обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований имущества должника,
вынесенное судьей А.Е. Алексеевым в рамках дела N А50-23348/2014 о признании несостоятельным (банкротом) ЗАО "Добрыня" (ОГРН 1105904010563, ИНН 5904232692),
установил:
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.05.2015 ЗАО "Добрыня" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника сроком на шесть месяцев; конкурсным управляющим должника утвержден Безденежных Алексей Андреевич.
Сведения о признании должника банкротом опубликованы в установленном законом порядке 06.06.2015.
16 сентября 2016 года (в суд поступило нарочно) уполномоченный орган, ФНС России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому району г. Перми, обратился в арбитражный суд с заявлением о включении требования по обязательным платежам в общем размере 19 884 670,70 руб. в реестр требований кредиторов должника.
Уполномоченным органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о включении в реестр требований кредиторов должника.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) уполномоченный орган уточнил заявленные требования, просит включить требование в размере 16 665 761 руб. основного долга по НДФЛ во вторую очередь реестра требований кредиторов должника, 2 757 610,74 руб. пени и 400 000 руб. штрафов в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 14 декабря 2016 года суд в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока и во включении требований по обязательным платежам в реестр требований кредиторов должника отказал.
Признал требования уполномоченного органа Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому району г. Перми по денежным обязательствам в общем размере 19 823 371,74 руб., в том числе: 16 665 761 руб. основного долга, 2 757 610,74 руб. пени и 400 000 руб. штрафов, обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований ЗАО "Добрыня" имущества должника.
Не согласившись с вынесенным определением, уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает на то, что уполномоченный орган не имел возможности по объективным причинам обратиться с настоящим требованием, в течение установленного законодательством о банкротстве двухмесячного срока, Отмечает, что заявленная задолженность по обязательным налоговым платежам образовалась на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.02.2016 N 16-38/56/03276, вынесенного по Акту от 23.10.2015 N 16/38/56/20280, составленного по результатам выездной налоговой проверки проведенной в период с 29.12.2014 по 25.08.2015 на предмет соблюдения налогового законодательства. Решением арбитражного суда от 01.08.2016 по делу N А50-11639/2016, заявление должника удовлетворено частично в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа, превышающего 400 000 руб., в остальной части требований отказано; постановлением апелляционного суда от 25.10.2016 указанное решение оставлено без изменения. Названные обстоятельства, по мнению уполномоченного органа, являются основанием для восстановления пропущенного срока, а заявленные требования включению в размере основного долга во вторую очередь, в размерах пени и штрафов в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Конкурсный управляющий должника согласно письменному отзыву возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Участвующие в судебном заседании представители уполномоченного органа и конкурсного управляющего свои доводы и возражения поддержали соответственно.
Представителями уполномоченного органа представлены письменные объяснения.
Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся в заседание суда апелляционной инстанции, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб надлежащим образом. В силу ст.ст. 156, 266 АПК РФ неявка лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционных жалоб в их отсутствие.
Законность и обоснованность определения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, уполномоченный орган имеет требования к должнику по обязательным платежам в общем размере 19 823 371,74 руб., в том числе: 16 665 761 руб. основной долг, 2 757 610,74 руб. пени и 400 000 руб. штраф.
В обоснование заявленного требования уполномоченным органом представлены следующие документы: требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для организаций, индивидуальных предпринимателей); решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств; акт налоговой проверки N 16-38/56/20280 от 23.10.2015, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 16-38/56/03273 от 26.02.2016; расчет пени; решение Арбитражного суда Пермского края от 01.08.2016 по делу N А50-11639/2016; постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2016 N 17АП-13961/2016-АК.
В отсутствие доказательства погашения заявленной задолженности по обязательным платежам, образование задолженности до принятия заявления о признании должника банкротом, суд признал указанные требования обоснованными. Однако, принимая во внимание, что требования уполномоченным органом заявлены по истечении более года со дня закрытия реестра требований кредиторов должника, пришел к выводу об отсутствии оснований для восстановления пропущенного срока и наличии оснований для признания требования подлежащим удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований ЗАО "Добрыня", имущества должника.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции усматривает основания для изменения обжалуемого определения с учетом следующего.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, очередность удовлетворения требования уполномоченного органа, основанного на результатах налоговой проверки должника, решение по результатам которой не вступило в силу к моменту введения процедуры конкурсного производства, не понижается, если требование своевременно заявлено после вступления такого решения в силу.
При этом, Президиумом ВС РФ указано, что при установлении таких требований в деле о банкротстве необходимо учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением текущих платежей и иных требований, поименованных в Законе о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Общий срок предъявления требований, по истечении которого реестр требований кредиторов подлежит закрытию, определен п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве и составляет два месяца.
Последствием предъявления требований с нарушением данного срока, согласно п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, является их удовлетворение за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, то есть понижение очередности удовлетворения.
По смыслу данных положений Закона о банкротстве в общем случае понижение очередности удовлетворения требований кредиторов применяется, если возможность предъявления требований в двухмесячный срок объективно существовала, но не была своевременно реализована кредитором.
В свою очередь, из системного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 НК РФ следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки, которые в соответствии со статьями 101.2, 138 НК РФ могут быть пересмотрены вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе налогоплательщика (налогового агента) и приобретают юридическую силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В связи с этим при установлении требований по обязательным платежам должно учитываться, имелись ли у уполномоченного органа объективные препятствия для предъявления требований, возникновение которых обуславливалось необходимостью соблюдения установленных законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам, обеспечения прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично-правовой ответственности.
Следовательно, двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.
Вместе с тем, если при проведении мероприятий налогового контроля, рассмотрении результатов налоговой проверки со стороны налогового органа допущено нарушение сроков совершения соответствующих действий, в частности, предусмотренных п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89, п.п. 1 и 5 ст. 100, п.п. 1, 6, 9 ст. 101, п.п. 1, 6, 10 ст. 101.4, п. 3 ст. 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), на время такой просрочки, не обусловленной объективными причинами, течение двухмесячного срока, предусмотренного п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве, не приостанавливается. При этом к объективным препятствиям, сделавшим невозможным соблюдение налоговым органом указанных сроков, может относиться в том числе активное противодействие проведению выездной налоговой проверки (п. 1.1 ст. 113 НК РФ).
Необходимо также учитывать, что Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон N 222-ФЗ) п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве дополнен прямым указанием на запрет понижения очередности требований уполномоченного органа в том случае, когда на день закрытия реестра не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования.
Для таких случаев данной нормой Закона о банкротстве в ее новой редакции предусмотрено увеличение общего двухмесячного срока предъявления требований уполномоченным органом до восьми месяцев с исчислением увеличенного срока начиная со дня опубликования сведений об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства. Этот специальный срок, согласно пунктам 4, 6-8 ст. 13 Закона N 222-ФЗ, применяется в отношении процедур конкурсного производства, введенных начиная с 01.09.2016.
Как и ранее, если у уполномоченного органа имелись объективные препятствия для предъявления требований, периоды, связанные с проведением мероприятий налогового контроля, рассмотрением результатов налоговой проверки, апелляционной жалобы на принятое по ее результатам решение, не включаются в указанный восьмимесячный срок.
Как указывалось ранее, решением от 27.05.2015 в отношении должника открыта процедура конкурсного производства, соответствующая публикация призведена 06.06.2015.
Заявленные уполномоченным органом, в лице ИФНС России по Свердловскому району г. Перми, требования в размере 19 823 371,74 руб., подлежащие включению в реестр требований кредиторов ЗАО "Добрыня", основаны на результатах выездной налоговой проверки, проведенной в период с 29.12.2014 по 25.08.2015.
По результатам проведенной выездной налоговой проверки составлен Акт налоговой проверки от 23.10.2015 N 16/38/56/20280 и вынесено решение от 26.02.2016 N 16-38/56/03273 о привлечении к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) за неполное перечисление в установленный НК РФ срок сумм удержанного налога на доходы физических лиц.
Должник обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции от 26.02.2016 N 16-38/56/03273 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 16 665 761 руб., пени - 2 748 627,95 руб., штрафа по ст. 123 НК РФ в размере 461 298,96 руб.
Решением арбитражного суда от 01.08.2016 по делу N А50-11639/2016 заявление должника было удовлетворено в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа, превышающего 400 000 руб., как несоответствующее законодательству о налогах и сборах, задолженность по штрафам. В остальной части требования отказано.
Не согласившись с принятым решением в части размера назначенной штрафной санкции по ст. 123 НК РФ, должник обратился с апелляционной жалобой. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13961/2016-АК от 25.10.2016 решение Арбитражного суда Пермского края от 01.08.2016 по делу N А50-11639/2016 оставлено без изменения.
В данном случае применение вновь введенных положений п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, с учетом открытия в отношении должника процедуры конкурсного производства до 01.09.2016 не применимы. Вместе с тем, принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что с учетом требований НК РФ, уполномоченный орган объективно не мог подать в суд требование о включении в реестр требований кредиторов должника до закрытия реестра требований кредиторов ЗАО "Добрыня".
Учитывая, что судебный акт, которым установлена правомерность доначисления налоговым органом в результате налоговой проверки налога, пени и штрафа до 400 000 руб., вступил в законную силу 25.10.2016, а также данные Президиумом ВС РФ разъяснения, изложенные в п. 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства от 20.12.2016, апелляционный суд считает, что уполномоченный орган обратился в суд с настоящим требованием (16.09.2016) в разумный срок, в связи с чем, считает возможным восстановить уполномоченному органу срок на подачу настоящего требования.
Поскольку обоснованность требования в общем размере 19 823 371,74 руб. подтверждена материалами дела, а именно представленными в дело требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для организаций, индивидуальных предпринимателей), решением о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств, актом налоговой проверки N 16-38/56/20280 от 23.10.2015, решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 16-38/56/03273 от 26.02.2016, расчетом пени, решением Арбитражного суда Пермского края от 01.08.2016 по делу N А50-11639/2016, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2016 N 17АП-13961/2016-АК, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для включения заявленной в требовании задолженности в реестр требований кредиторов должника в соответствии со следующей очередностью:
- задолженность по НДФЛ в размере 16 665 761 руб. основного долга - вторая очередь реестра;
- 2 757 610,74 руб. пени и 400 000 руб. штрафа - третья очередь.
С учетом изложенного, обжалуемое определение подлежит изменению в связи с нарушением норм материального права (ч. 4 п. 1 ст. 270 АПК РФ), заявленное уполномоченным органом требование в части основного долга подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов, в части финансовых санкций - в третью очередь.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Пермского края от 14 декабря 2016 года по делу N А50-23348/2014 изменить.
Изложить резолютивную часть определения в следующей редакции:
Включить требование уполномоченного органа ФНС России в лице ИФНС России по Свердловскому району г. Перми в сумме 16 665 761 руб. 00 коп. основного долга во вторую очередь реестра требований кредиторов, 2 757 610 руб. 74 коп. пени и 400 000 руб. штрафов в третью очередь реестра требований кредиторов ЗАО "Добрыня".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.Н. Чепурченко |
Судьи |
С.И. Мармазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-23348/2014
Должник: ЗАО "ДОБРЫНЯ"
Кредитор: Алексеев В М, АО "ПЕРМАЛКО", АО БАНК ВТБ 24 (ПУБЛИЧНОЕ, Артемов В. В., Брезгина Вера Владимировна, ЗАО "МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР "ФИЛОСОФИЯ КРАСОТЫ И ЗДОРОВЬЯ", ИП Жуков С. А., ИП Карпов В. А., ИП Кузовлев А. Е., ИП Макарихина О. Б., ИП Митрофанова М. В., ИП Пестриков В. С., Короткова Н. А., Лысанова Лариса Борисовна, МУП "ПОЛИГОН ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ", ОАО "Первый хлеб", ОАО "ПЕРМСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ", ОАО "Пермский мясокомбинат", ОАО "ПТИЦЕФАБРИКА ПЕРМСКАЯ", ОАО "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АГРОСНАБ", ОАО Пермский хладокамбинат "Созвездие", ООО " ЭЛЕКТРОНИКА ", ООО "АЗБУКА НАПИТКОВ", ООО "АЛЬКАСАР-МЕДИА", ООО "Альянс-групп", ООО "Белая дача Алабуга", ООО "Бизнес-Стандарт Компани", ООО "Валентина-НН", ООО "ВЕЛЕС", ООО "ВЕМОЛ", ООО "ВЕТЕРАН-2", ООО "Восход N111", ООО "ГРАДИЕНТ ДИСТРИБЬЮЦИЯ", ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ ЛЮКОН", ООО "ДЕВЕЛОПЕРСКАЯ КОМПАНИЯ "СИТИ", ООО "Издательство "Эксмо", ООО "КДВ Групп", ООО "Кредо-Строй", ООО "Купец Богатов +", ООО "ЛИДЕР ПРАЙС", ООО "Линия 7", ООО "ЛИНПАК ПЭКЭДЖИНГ РУС", ООО "МАГИЯ ВКУСОВ", ООО "МАГНАТ ТРЕЙД ЭНТЕРПРАЙЗ", ООО "Магнат-Плюс", ООО "МАСЛОЗАВОД НЫТВЕНСКИЙ", ООО "МАСТЕР ВИН", ООО "НАШЕ ДЕЛО", ООО "НЫТВЕНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ", ООО "Оптима", ООО "ПАРТНЕР-ФУД", ООО "ПепсиКо Холдингс", ООО "Пермская сетевая компания", ООО "ПЕРМСКИЕ ОВОЩИ", ООО "ПИВООПТТОРГ", ООО "Планета", ООО "Пластмасыч", ООО "Прикамский завод напитков", ООО "САКС ИГРУШКИ", ООО "СБК УРАН", ООО "СИБИРСКИЙ ДЕЛИКАТЕС", ООО "Сладкий мир", ООО "СТУДИЯ АНИМАЦИОННОГО КИНО "МЕЛЬНИЦА", ООО "Торговый дом "Всполье", ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "МЕГАПОЛИС", ООО "Торговый Дом Индолина", ООО "Торговый дом"Логос", ООО "УРАЛОВОЩ", ООО "Уралфрост", ООО "ФУД ТРЭЙД", ООО "ЭКСПРЕСС-СЕРВИС", ООО "ЮниМилк", ООО СМАК, Ощепков Константин Викторович, Першина Елена Валерьевна, Петров Валерий Николаевич, Сластников Анатолий Петрович, Смирнова Александр Сергеевич, Сурнин М М, Филатова Юлия Владимировна
Третье лицо: ООО "Мясокомбинат "Кунгурский", Безденежных Алексей Андреевич, ЗАО "Щит", ИФНС России по Свердловскому району г. Перми, НП "СРО АУ "Южный Урал", Окунев Константин Николаевич, ООО "Валенсия", ООО "Велес-Гупп", ООО "Данон Индустрия", ООО "ДОБРЫНЯ", ООО "ЛЧПФ", ООО "Офис Лайф", ООО "РОДНИК ПРИКАМЬЯ", ООО "Теле-инвест", ООО "ЭР-Телеком", ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ "ЮЖНЫЙ", ПН "РСОПАУ" в Пермском крае, САМРО "Ассоциация антикризисных управляющих", Толстов Юрий Николаевич, УФНС России по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3/17
19.11.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3/17
08.07.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2849/17
13.03.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3/17
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-23348/14
19.06.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3/17
07.06.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2849/17
23.05.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3/17
15.03.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3/17
26.01.2017 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-23348/14
07.12.2016 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-23348/14
01.11.2016 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-23348/14
29.07.2016 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-23348/14
17.02.2016 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-23348/14
27.05.2015 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-23348/14
18.02.2015 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-23348/14