г. Санкт-Петербург |
|
15 марта 2017 г. |
Дело N А56-71218/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2017 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
без вызова сторон
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34644/2016) Комитета по тарифам Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2016 по делу N А56-71218/2016(судья Калайджян А.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по заявлению ЗАО "Царскосельская энергетическая компания"
к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Закрытое акционерное общество "Царскосельская энергетическая компания" (адрес: 196601, г. Пушкин, г. Санкт-Петербург, ул. Глинки 5, ОГРН: 1027809003254; далее - ЗАО "ЦЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (адрес: 191023, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 14/52, лит. А; далее - административный орган, Комитет) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 20.09.2016 N 60/1-16.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 09.12.2016 суд первой инстанции заявление удовлетворил, признал незаконным постановление Комитета по тарифам Санкт-Петербурга N 60/1-16 от 20.09.2016.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Комитет не согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ЗАО "ЦЭК" является сетевой компанией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга и технологическому присоединению к электрическим сетям.
Распоряжениями Комитета от 30.12.2014 N 625-р и от 30.12.2014 N 630-р для ЗАО "ЦЭК" установлены соответственно размер единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электроэнергии на территории Санкт-Петербурга на 2015-2019 годы и размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ЗАО "ЦЭК".
Комитетом проведена плановая выездная проверка по вопросам соблюдения ЗАО "ЦЭК" в процессе осуществления регулируемого вида деятельности в сфере электроэнергетики требований, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ, Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Постановление N 1178, Основы ценообразования) и иных требований, установленных нормативно-правовыми актами в сфере электроэнергетики, правильности применения регулируемых цен (тарифов), соблюдения законодательства в части раскрытия информации, исполнения требований о раздельном учете и других нормативных требований, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) за 9 месяцев 2015 года.
По результатам проверки Комитетом составлен акт проверки от 21 марта 2016 года N 4/16, в соответствии с которым административным органом выявлено, что в нарушение требований пункта 1 статьи 43 Закона об электроэнергетике, пунктов 5, 6 главы 3 Основ ценообразования, пункта 7 раздела II и пункта 14 раздела 14 положений Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов в электроэнергетике Учетная политика и рабочий план счетов ЗАО "ЦЭК" на 2015 год не отражают детализированный порядок ведения раздельного учета расходов по регулируемым видам деятельности. Также, в рабочем плане счетов отсутствует закрепление отдельных субсчетов по регулируемым видам деятельности.
На основании изложенного, Комитетом 30 августа 2016 года в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 60/1-16 по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Постановлением от 20.09.2016 N 60/1-16 ЗАО "ЦЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде 100 000 руб. штрафа.
Постановление Комитета от 20.09.2016 N 60/1-16 обжаловано ЗАО "ЦЭК" в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем, заявление ЗАО "ЦЭК" удовлетворил, признал незаконным и отменил постановление Комитета от 20.09.2016 N 60/1-16.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, выражается в занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), занижении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), а равно в ином нарушении установленного порядка ценообразования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики:
производству электрической энергии;
передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов электросетевого хозяйства);
реализации (сбыту) электрической энергии;
оперативно-диспетчерскому управлению.
Методические указания по ведению раздельного учета по видам деятельности в сфере электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 43 Закона N 35-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), определяющие основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов, в том числе при осуществлению вида деятельности в сфере электроэнергетики - реализация (сбыт) электрической энергии, с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации, а также с выделением расходов на обеспечение реализации (сбыта) в объемах потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей в рамках и сверх социальной нормы потребления, а также иными категориями потребителей (подпункт 5).
Понятие первичный бухгалтерский учет раскрыто в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" из которого следует, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
В пункте 12 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" также разъясняется, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Таким образом, раздельный учет для целей, предусмотренных статьей 43 Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ, осуществляется на основе первичных бухгалтерских документов.
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что методические указания по ведению раздельного учета по видам деятельности в сфере электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, в спорный период (и до настоящего времени) Правительством Российской Федерации не утверждены специальные указания по ведению раздельного учета, правоотношения, связанные с ведением раздельного учета в сфере электроэнергетики регулируются Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - Порядок), утвержденным Приказом Минэнерго РФ от 13.12.2011 N 585 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 30.12.2011 N 22859).
Из пункта 1 Порядка следует, что порядок устанавливает правила ведения раздельного учета доходов и расходов, а также иных показателей, необходимых для ведения раздельного учета доходов и расходов, по видам деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о доходах и расходах, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации на основании данных бухгалтерского и статистического учета.
Как следует из пункта 14 Порядка, принципы раздельного учета показателей, применяемые субъектом естественных монополий, детализированный порядок раздельного учета, а также состав прямых и косвенных расходов субъекта естественных монополий закрепляются в учетной политике (в приложениях к учетной политике) субъекта естественных монополий либо в ином организационно-распорядительном документе.
Исходя из системного толкования вышеназванных норм, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что порядок ведения раздельного учета доходов и расходов, по видам деятельности субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетике является предметом специального нормативно-правового регулирования. Такой учет ведется, на основе данных бухгалтерского учета (первичных бухгалтерских документов), но в соответствии с правилами, определенными в Порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утв. Приказом Минэнерго РФ от 13.12.2011 N 585.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал необоснованными выводы Комитета об обязанности ЗАО "ЦЭК" утверждать состав и детализированный перечень прямых и косвенных расходов, относимых на регулируемые виды деятельности в сфере электроэнергетики в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Такая обязанность не возлагается императивно на субъекты электроэнергетики ни положениями Закона N 35-ФЗ, ни Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов.
Напротив, пунктом 14 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъекту электроэнергетики предоставлено право на свой выбор предусмотреть детализированный состав прямых и косвенных расходов в учетной политике, или в ином организационно-распорядительном документе.
Кроме того, согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" этот Федеральный закон не применяется при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение настоящего Федерального закона.
Положениями вышеназванных специальных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения связанные с ведением раздельного учета операций в сфере электроэнергетики, не предусмотрено применение законодательства о бухгалтерском учете непосредственно при ведении такого учета и формировании соответствующей отчетности для целей, предусмотренных статьей 43 Закона N 35-ФЗ.
В материалах дела имеется утвержденное положение по учетной политике ЗАО "ЦЭК" на 2015 год, а также утвержденный Приказом общества от 30.01.2015 N 22/15 регламент раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности ЗАО "ЦЭК". В пункте 2.8 учетной политики закреплен принцип разделения учета затрат по таким видам деятельности как услуги по передаче электроэнергии, услуги по технологическому присоединению к сети, услуги по содержанию уличного освещения, услуги по техническому обслуживанию электроустановок, услуги по калькуляциям, услуги по генеральному подряду и прочие услуги. В свою очередь в регламенте раздельного учета определены детальные правила ведения раздельного учета прямых расходов и косвенных расходов (статьи 2.1. и 2.2. раздела III регламента).
Согласно регламенту раздельного учета доходов и расходов (ст. 2.1), к прямым отнесены расходы непосредственно связанные с оказанием конкретного вида услуг, работ и могут быть прямо отнесены на этот вид работ, услуг, а именно: амортизация основных средств, аренда земли, зданий, электросетевого хозяйства, расходы на страхование сетей электроснабжения, расходы на сырье, материалы, расходы на покупку электроэнергии для компенсации потерь для оказания услуг по передаче электрической энергии, расходы на ремонт основных средств, налог на имущество (сети электроснабжения, являющиеся собственностью ЗАО "ЦЭК"), заработная плата, социальные начисления и страхование производственного персонала, прочие производственные расходы по договорам на услуги сторонних организаций, заключаемыми в соответствии с требованиями, нормативами и правилами технической эксплуатации и обслуживания электрических сетей и оборудования на них). Этим же пунктом регламента определен порядок учета таких расходов.
Статьей 2.2 регламента определен порядок раздельного учета косвенных расходов. Определено, что к косвенным расходам относятся расходы, связанные с несколькими видами оказываемых услуг, но при этом не являющиеся прямыми. Распределение косвенных расходов осуществляется на основании распределения фонда оплаты труда по исполняемым видам деятельности. При этом ЗАО "ЦЭК" ведется учет рабочего времени по видам деятельности, который отражается в Справках о трудозатратах подразделений по утвержденной регламентом форме (приложение N 1 к регламенту).
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что изложенный способ ведения раздельного учета учитывает все необходимые элементы затрат, предусмотренные пунктом 7.2 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов. Утвержденный порядок распределения косвенных расходов соответствует принципу, изложенному в пункте 12 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов.
Доводы Комитета о необходимости отражения принципов ведения раздельного учета в рабочем плане счетов также правомерно отклонен судом первой инстанции как необоснованный, так как в силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", данный закон не применяется для целей, ведения раздельного учета субъектами электроэнергетики. План счетов бухгалтерского учета является систематизированным перечнем счетов бухгалтерского учета. План счетов и инструкция по его применению утверждены Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению". Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.
Как следует из абзаца 4 Инструкции, на основе Плана счетов бухгалтерского учета и настоящей Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, указанными нормативными положениями установлена обязанность организаций отражать в рабочем плане счетов бухгалтерского учета факты хозяйственной деятельности необходимые непосредственно для ведения бухгалтерского учета. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета, равно как и в целом законодательство, регулирующее отношения, связанные с ведением бухгалтерского учета, не предусматривает обязанности субъектов электроэнергетики вести раздельный учет доходов и расходов с применением счетов бухгалтерского учета и соответственно отражения принципов ведения такого учета в плане счетов бухгалтерского учета. Такая обязанность не предусмотрена и упомянутыми специальными нормативно правовыми актами, регулирующими порядок ведения раздельного учета в электроэнергетике.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях ЗАО "ЦЭК" состава и события административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 14.6 КоАП РФ признается апелляционным судом правомерным.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно признал постановление Комитета от 20.09.2016 N 60/1-16 незаконным и отменил его.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2016 по делу N А56-71218/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по тарифам Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-71218/2016
Истец: ЗАО "Царскосельская энергетическая компания"
Ответчик: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга