г. Киров |
|
17 марта 2017 г. |
Дело N А28-15318/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Береснева Д.С., действующего на основании доверенности от 12.12.2016, представителя ответчика Жуковой М.А., действующей на основании доверенности от 16.12.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области
на определение Арбитражного суда Кировской области от 28.12.2016 по делу N А28-15318/2016, принятое судом в составе судьи Серегина Р.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройлес"
к Министерству лесного хозяйства Кировской области
о принятии обеспечительных мер,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройлес" (далее - заявитель, ООО "Стройлес", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Министерство) от 28.10.2016 N 4653-58-01-27 о необходимости устранения нарушений при реализации инвестиционного проекта (далее - предписание N 4653-58-01-27).
22.12.2016 ООО "Стройлес" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого предписания до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 28.12.2016 ходатайство Общества удовлетворено. Действие предписания N 4653-58-01-27 приостановлено до вступления в законную силу решения суда по делу N А28-15318/2016.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции о принятии обеспечительных мер.
Ответчик приводит доводы о том, что Обществом нарушен график реализации инвестиционного проекта более, чем на 1 год, что подтверждается несоответствием заявленных в концепции и распоряжении Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 297 объемов производственной продукции объемам фактически произведенной продукции. Приостановление действия предписания влечет нарушение срока направления уполномоченным органом в Минпромторг России заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня, предусмотренного пунктом 19 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2017 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" (далее - Положение N 419).
ООО "Стройлес" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить определение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения. По мнению заявителя, доводы апелляционной жалобы относятся к существу рассматриваемого спора судом первой инстанции и не могут служит основанием для отмены оспариваемого определения. Принятые судом обеспечительные меры позволяют на период рассмотрения дела сохранить баланс интересов Министерства и ООО "Стройлес".
Подробно позиции сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве и поддержаны представителями в судебном заседании.
Законность определения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого определения суда о принятии обеспечительных мер, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
В силу части 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Статьей 91 АПК РФ установлен перечень обеспечительных мер.
Приостановление действия оспариваемого ненормативного правового акта, к числу которых относится, в том числе и предписание государственного органа об устранении нарушений законодательства, в качестве обеспечительной меры предусмотрено частью 3 статьи 199 АПК РФ РФ.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 55 от 12.10.2006 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" разъяснено, что при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются в случае наличия одного из следующих оснований: если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Пунктом 10 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предусмотрено, что заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.
Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ.
По смыслу приведенных норм обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям по делу, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными таким требованиям, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба. При разрешении вопроса о необходимости принятия обеспечительных мер суд должен исходить из предмета заявленного иска и возможного судебного решения по иску, он должен удостовериться в том, что в случае удовлетворения исковых требований непринятие именно этой меры затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта.
При этом арбитражным судам следует иметь в виду обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон, предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
О затруднении исполнения судебного акта может свидетельствовать то, что для осуществления своих прав, признанных или подтвержденных решением суда, истцу придется обратиться в суд с новым иском.
Таким образом, исходя из анализа вышеназванных норм, можно также сделать вывод о том, что основной целью принятия обеспечительных мер является укрепление гарантий реального исполнения судебного решения. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о принятии обеспечительных мер, суд должен исходить из того, что защита интересов одной стороны не может осуществляться за счет необоснованного ущемления прав и интересов другой стороны, а также третьих лиц.
Пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
Оценка необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех обстоятельств дела.
В соответствии с оспариваемым по настоящему делу предписанием от 28.10.2016 N 4653-58-01-27 ООО "Стройлес" обязано в срок до 01.01.2017 устранить нарушения, допущенные при реализации инвестиционного проекта, выразившиеся в несоответствии объемов произведенной Обществом в 2015-2016 годах лесопродукции показателям, установленным в данном проекте, а именно восполнить объемы лесопродукции в соответствии с параметрами инвестиционного проекта. В предписании указано, что отказ в устранении выявленного нарушения будет являться отказом в создании и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, служить основанием для исключения проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и основанием для расторжения договоров аренды лесных участков в соответствии с действующим законодательством.
В данном случае суд первой инстанции, приняв во внимание, ограниченность сроков исполнения оспариваемого предписания, а также то, что непринятие испрашиваемой Обществом обеспечительной меры в случае удовлетворения заявленных требований может существенно затруднить возможность восстановления нарушенных прав ООО "Стройлес", необходимость обеспечения баланса интересов заинтересованных сторон, обоснованно, с учетом положений части 2 статьи 90 АПК РФ, счел возможным удовлетворить заявление ООО "Стройлес" о принятии обеспечительных мер.
Апелляционный суд, исследовав и оценив обстоятельства настоящего дела, полагает, что в данном случае имеются достаточные основания для принятия обеспечительных мер в виде приостановления действия спорного предписания Министерства, поскольку неисполнение данного предписания в установленный срок может повлечь за собой принятие ответчиком мер по исключению инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и основанием для расторжения договоров аренды лесных участков в соответствии с действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что при рассмотрении, как заявленного ходатайства о принятии обеспечительных мер, так и апелляционной жалобы суд не должен проверять правомерность и обоснованность требования по существу, а должен исследовать иные обстоятельства в соответствии со статьей 90 АПК РФ, в связи с чем соответствующие доводы Министерства по существу возникшего спора, изложенные в апелляционной жалобе, не подлежат рассмотрению и оценке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленная Обществом обеспечительная мера непосредственно связана с предметом спора, соразмерна заявленным требованиям, направлена на сохранение существующего положения сторон до момента принятия судом решения, необходима и достаточна для обеспечения исполнения судебного акта и предотвращения возможного ущерба заявителю.
В силу изложенного оснований для отмены определения Арбитражного суда Кировской области от 28.12.2016 о принятии обеспечительных мер по изложенным в апелляционной жалобе доводам не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на определение арбитражного суда об отказе в принятии обеспечительных мер государственная пошлина не уплачивается, в связи с чем вопрос о взыскании с заявителя государственной пошлины не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кировской области от 28.12.2016 по делу N А28-15318/2016 о принятии обеспечительных мер оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-15318/2016
Истец: ООО "Стройлес"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Кировской области
Третье лицо: Правительство Кировской области