г. Томск |
|
17 марта 2017 г. |
Дело N А03-16221/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.03.2017.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Павлюк Т.В.
Судей Бородулиной И.И.
Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
при участии в заседании:
от лиц, участвующих в деле - без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе
Администрации Бийского района Алтайского края (07ап-390/17)
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 01.12.2016 по делу N А03-16221/2016 (Судья Трибуналова О.В.)
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края (ИНН 2204015619, ОГРН 1032201653440), г.Бийск, о взыскании с Администрации Бийского района Алтайского края (ИНН 2234003346, ОГРН 1022200570853), г.Бийск Алтайского края, 976761,29 руб. задолженности по страховым взносам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края (далее по тексту - заявитель, пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о взыскании с Администрации Бийского района Алтайского края (далее по тексту - заинтересованное лицо, учреждение, Администрация) задолженность по страховым взносам за полугодие 2016 года и пени по страховым взносам на текущую задолженность, и задолженность, взысканную в судебном порядке в сумме 976761,29 руб., из них: 1) недоимку по страховым взносам на финансирование страховой части трудовой пенсии - 635 037,18 руб., 2) недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 147213,16 руб., 3) пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за полугодие 2016 года за период с 17.05.2016 по 22.07.2016 в сумме 8074,44 руб., пени доначисленные на задолженность по страховым взносам за полугодие 2014 года в сумме 18025,40 руб., за 9 месяцев 2014 года в сумме 5742,37 руб., за год 2014 года в сумме 19411,90 руб., за 1 квартал 2015 года в сумме 19862,54 руб., за полугодие 2015 года в сумме 21983,07 руб., за 9 месяцев 2015 года в сумме 22707,42 руб., за год 2015 года в сумме 20154,96 руб., за 1 квартал 2016 года в сумме 20 055,47 руб. период с 22.04.2016 по 22.07.2016, всего - 156017,57 руб. 4) пени, начисленные на задолженность по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за полугодие 2016 года за период с 17.05.2016 по 22.07.2016 в сумме 1871,79 руб., пени доначисленные на задолженность по страховым взносам за полугодие 2014 года в сумме 4160,01 руб., за 9 месяцев 2014 года в сумме 2979,76 руб., за 2014 год в сумме 5194,84 руб., за 1 квартал 2015 года в сумме 4605,42 руб., за полугодие 2015 года в сумме 5096,07 руб., за 9 месяцев 2015 года в сумме 5263,99 руб., за 2015 год в сумме 4672,28 руб., за 1 квартал 2016 года в сумме 4649,22 руб., за период с 22.04.2016 по 22.07.2016, всего - 36621,59 руб.
Управление в связи с допущенной неточностью, не изменяя общей суммы требований, представило в порядке статьи 49 АПК РФ заявление об уточнении пункта 4 просительной части заявления: пени, начисленные на задолженность по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за полугодие 2016 года за период с 17.05.2016 по 22.07.2016 в сумме 1871,79 руб., пени доначисленные на задолженность по страховым взносам за полугодие 2014 года в сумме 4160,01 руб., за 9 месяцев 2014 года в сумме 2979,76 руб., за 2014 год в сумме 5194,84 руб., за 1 квартал 2015 год в сумме 4605,42 руб., за полугодие 2015 год в сумме 5096,07 руб., за 9 месяцев 2015 год в сумме 5263,99 руб., за 2015 год в сумме 4672,28 руб., за 1 квартал 2016 год в сумме 4649,22 руб., период с 22.04.2016 по 22.07.2016, всего - 38493,38 руб. Уточнение заявленных требований - пункта 4 просительной части заявления судом принято.
Решением суда от 01.12.2016 требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда. Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм процессуального и материального права. Подробно доводы изложены непосредственно в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонило, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением апелляционного суда от 16.02.2017 судебное разбирательство по апелляционной жалобе в порядке статьи 158 АПК РФ отложено на 16.03.2017.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ произведена замена состава суда, сформирован следующий состав Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Марченко Н.В. (судьи).
В связи с заменой состава суда рассмотрение дела начато с самого начала.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу в суд апелляционной инстанции от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края поступило в электронном виде ходатайство от 13.03.2017 о процессуальной замене заявителя на его правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю.
Рассмотрев данное заявление, отзыв Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 48 АПК РФ, принимая во внимание положения ФЗ от 03.07.2017 N243-ФЗ, N250-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 произвел процессуальную замену Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю, что отражено в протоколе судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Администрация Бийского района Алтайского края в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно представленному учреждением расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2016 года (форма РСВ-1 ПФР), страхователем начислено страховых взносов с начала расчетного периода (строка 110) на обязательное пенсионное страхование - 1 241 247,82 руб., на обязательное медицинское страхование - 287 743,81 руб.
Учреждением страховые взносы за полугодие 2016 года в пенсионный фонд в полном объеме не уплачены, в связи с чем образовалась недоимка по страховым взносам, на которую начислены пени за период с 17.05.2016 по 22.07.2016.
Кроме того, страхователем несвоевременно исполнена обязанность по уплате страховых взносов взысканных решениями Арбитражным судом Алтайского края по делу N А03-19593/2014 за полугодие 2014 года, по делу N А03-1447/2015 за 9 месяцев 2014 года, по делу N А03-7939/2015 за 2014 года, по делу N А03-22725/2015 за 1 квартал и полугодие 2015 года, по делу N А03-1879/2016 за 9 месяцев 2015 года, по делу N А03- 6175/2016 за 2015 год, по делу N А03-10661/2016 за 1 квартал 2016 года.
Указанные решения арбитражного суда страхователем своевременно не исполнены.
Так как условием прекращения начисления пени является фактическая уплата недоимки, пенсионным фондом на взысканные, но неуплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование страхователю за период с 22.04.2016 по 22.07.2016 начислены пени в отыскиваемых суммах.
Пенсионным фондом страхователю направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 032S01160200373 от 22.07.2016 и N 032S01160200381 от 22.07.2016 со сроком добровольной уплаты до 09.08.2016.
Указанные требования учреждением в установленный срок не исполнены, суммы задолженности и пени в добровольном порядке не уплачены, в установленном законом порядке не оспорены.
Отсутствие оплаты недоимки и пени и послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда, при этом отклоняет доводы жалобы на основании следующего.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии со статьей 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ Администрация является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Согласно пункту 1 статьи 18, пункту 1 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ главной обязанностью всех плательщиков является правильное исчисление страховых взносов и своевременная их уплата в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в бюджеты внебюджетных фондов.
Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования установлены статьей 12 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, расчетным (отчетным) периодом является календарный месяц, по итогам которого плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам. В течение расчетного периода страхователи обязаны уплачивать страховые взносы в виде ежемесячных платежей, которые подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ взыскание страховых взносов с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Для целей Закона N 212-ФЗ используется понятие лицевого счета, как счета, открытого в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 25 Закона N 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки, начисляются пени. Исходя из положений статьи 19 Закона N 212-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате взносов (пени) является основанием для направления органом контроля за уплатой страховых взносов плательщику требования об уплате страховых взносов. В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Судом установлено и Администрацией не оспорено, что в нарушение частей 4, 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ Администрацией не произведена своевременная уплата страховых взносов, в связи с чем произведено начисление пеней.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ материалы дела, в отсутствие доказательств, опровергающих заявленные требования, признал заявление Пенсионного фонда о взыскании недоимки и пени обоснованным.
Наличие и размер недоимки и пеней подтверждены материалами дела, порядок и сроки ее взыскания Пенсионным фондом соблюдены, в связи с чем требования заявителя правомерно удовлетворены.
Доводы о дефиците бюджета не являются основаниями для освобождения от уплаты недоимки по страховым взносам и пени, в том числе уменьшения размера задолженности, в этой связи суд апелляционной инстанции считает их несостоятельными и отклоняет.
Оценивая доводы Администрации о необходимости применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В силу положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.
Статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации входит в состав гражданского законодательства и призвана регулировать отношения, отличные от отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В рассматриваемом случае порядок и сроки уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов в фонды обязательного медицинского образования установлены специальным Законом.
Таким образом, поскольку возможность применения норм гражданского законодательства к отношениям между Пенсионным фондом Российской Федерации и плательщиками страховых взносов в законодательстве не предусмотрена, оснований для уменьшения размера пеней за несвоевременное перечисление страховых взносов со ссылкой на статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что Администрацией в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение, в обжалуемой части является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено; оснований для отмены решения суда первой инстанции, в обжалуемой части установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 48, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальную замену заявителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю.
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 01.12.2016 по делу N А03-16221/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Павлюк Т.В. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-16221/2016
Истец: ГУ УПФ РФ в г.Бийске и Бийском районе АК.
Ответчик: Администрация Бийского района АК