г. Саратов |
|
16 марта 2017 г. |
Дело N А12-64102/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи С.А. Кузьмичева,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем В.Е. Маловым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ликвидатора ОАО "Волжская Нефтяная компания" Ерохова Виктора Ивановича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 января 2017 года по делу N А12-64102/2016 (судья Стрельникова Н. В.)
по заявлению ликвидатора ОАО "Волжская Нефтяная компания" Ерохова Виктора Ивановича
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (ОГРН 1043400306223, ИНН 3443077223), Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (ОГРН 1043400221127, ИНН 3442075551)
о признании незаконными решений,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда,
при участии в судебном заседании представителей:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда - Очнев А.Ю. по доверенности от 09.01.2017.
В судебное заседание не явились представители: Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда, ликвидатора ОАО "Волжская Нефтяная компания" Ерохова Виктора Ивановича, извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 41003108739862, 41003108739886, 41003108739893.
УСТАНОВИЛ:
ликвидатор ОАО "Волжская Нефтяная компания" Ерохов Виктор Иванович обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (далее - ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда, регистрирующий орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, в котором просит:
1. признать незаконным решение ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда N 4313576А от 24 августа 2016 года об отказе в государственной регистрации ликвидации открытого акционерного общества " Волжская Нефтяная Компания".
2. признать незаконным решение УФНС России по Волгоградской области N 1050 от 22 сентября 2016 года об оставлении без удовлетворения жалобы ликвидатора на решение ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда N 4313576А от 24 августа 2016 года об отказе в государственной регистрации ликвидации открытого акционерного общества "Волжская Нефтяная Компания".
3. обязать ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда произвести регистрацию ликвидации открытого акционерного общества "Волжская нефтяная компания" на основании заявления ф-16001 от 16 августа 2016 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (далее - ИФНС по Центральному району г. Волгограда).
Решением от 30 января 2017 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-64102/2016 отказано в удовлетворении требований ликвидатора ОАО "Волжская Нефтяная компания" Ерохова Виктора Ивановича о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда N 4313576А от 24.08.2016 об отказе в государственной регистрации ликвидации открытого акционерного общества "Волжская Нефтяная Компания"; о признании незаконным решения УФНС России по Волгоградской области N1050 от 22.09.2016 об оставлении без удовлетворения жалобы ликвидатора на решение ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда N 4313576А от 24 августа 2016 года об отказе в государственной регистрации ликвидации открытого акционерного общества " Волжская Нефтяная Компания"; об обязании ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда произвести регистрацию ликвидации открытого акционерного общества "Волжская нефтяная компания" на основании заявления ф-16001 от 16.08.2016.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ликвидатор ОАО "Волжская Нефтяная компания" Ерохова Виктора Ивановича обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 17.08.2016 в регистрирующий орган представлены документы для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ОАО "Волжская Нефтяная Компания", в связи с его ликвидацией, а именно: заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001; ликвидационный баланс по состоянию на 16.08.2016 с указанием кредиторской задолженности 200 руб.; решение единственного акционера N 3-2016 от 16.08.2016.; письмо ИФНС России по Центральному району г. Волгограда от 16.08.2016; документ об уплате государственной пошлины.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с положениями указанной статьи ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.
Порядок государственной регистрации ликвидации, а также документы, представляемые в регистрирующий орган, установлены ст. ст. 20, 21, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее -Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации закреплен в ст. 23 Закона N 129-ФЗ, который является исчерпывающим. Согласно пп. а п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ непредставление в регистрирующий орган предусмотренных законом документов является основанием для отказа в государственной регистрации.
С принятием и вступлением в силу поправок в ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 23 Закона N 129-ФЗ у регистрирующих органов имеется обязанность по проведению проверок достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ, до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения в реестр иных данных, не связанных с изменением устава.
С учетом совокупности изложенных норм, на регистрирующий орган возложена обязанность при принятии решения по проведению мероприятий, направленных на установление факта наличия, либо отсутствия предусмотренных ст. 23 Закона N 129-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации, то есть по проверке тех данных, недостоверность которых может явиться основанием для отказа в государственной регистрации.
В ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда поступила информация от ИФНС России по Центральному району г. Волгограда, согласно которой, "... в представленном ОАО "Волжская Нефтяная Компания" ликвидационном балансе установлено наличие нераспределенных остатков в промежуточном балансе: "Уставный капитал" в размере 100 тыс.руб.; "Нераспределенная прибыль" в размере 100 тыс.руб., пояснения к промежуточному и ликвидационному балансам не представлены.
Налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения, налоговая отчетность не представлена за 2016 г. и Бухгалтерская отчетность за 2016 г.
За несвоевременное представление Сведений о средней численности работников за 2015 год составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела, о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.06.16 N 13860 по статье 126 НК РФ, предположительный срок принятия решения по ОАО "ВНК " 23.08.2016, с суммой доначисления в размере 200 руб.; За несвоевременное представление налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения за 2015 год составлен Акт камеральной проверки от 18.07.16 N 14366 по статье 119 НК РФ, предположительный срок принятия решения 12.09.2016, с суммой доначисления в размере 1000 руб.
В адрес налогоплательщика направлено сообщение с требованием представления пояснений от 18.08.2016 N 33316 по фактам неисполнения обязательств...". При этом инспекция сообщила о наличии задолженности в размере 200 рублей.
Вместе с тем, ликвидационный баланс ОАО "Волжская Нефтяная Компания" от 16.08.2016 содержит информацию о наличии кредиторской задолженности в строке 1520 показатель 200, при этом не содержит сведений о задолженности перед бюджетом в размере 1200 руб.
В связи с вышеизложенным, ликвидационный баланс ООО "ВНК" от 16.08.2016, содержит недостоверные сведения о сумме кредиторской задолженности и считается непредставленным в регистрирующий орган.
Учитывая вышеизложенное, соблюдение процедуры ликвидации и обеспечение прав кредиторов является обязательным условием, без соблюдения которого, осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. Исключение общества из ЕГРЮЛ при наличии нарушений порядка ликвидации не соответствует вышеприведенным нормам ГК РФ.
Таким образом, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что в соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, является основанием для отказа в государственной регистрации.
Суд апелляционной инстанции соглашается, что представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс не отражает действительного имущественного положения общества.
Поскольку, в апелляционной жалобе заявитель указывает на действительное наличие задолженности перед бюджетом в сумме 200 руб. и указывает на устранение нарушения, и включение суммы по штрафу в размере 200 руб. по акту камеральной налоговой проверки от 30.06.2016 N 13860 в ликвидационный баланс. При этом, указывает на правомерное не включение в ликвидационный баланс иных сумм после утверждения ликвидационного баланса 17.08.2016. Указанный довод о правомерном не включении иных сумм в ликвидационный баланс, является несостоятельным.
Поскольку, не включение в ликвидационный баланс штрафных санкций в сумме 1000 руб. по акту камеральной налоговой проверки от 18.07.2016 N 14366 (в оспариваемом решении об отказе в государственной регистрации имеется опечатка в дате 18.08.2016, не меняющая по существу основания отказа в государственной регистрации) является следствием недобросовестных действий ликвидируемого юридического лица по выявлению его кредиторов (налогового органа), предоставление последним возможности заявить свои требования, по результатам камеральной налоговой проверки.
Таким образом, налоговый контроль является необходимым условием и важнейшим механизмом налогового администрирования. Главная его цель - препятствовать уклонению от уплаты налогов, обеспечивать своевременное поступление в бюджетную систему налоговых платежей в полном объеме, а также исключить возможность злоупотреблений процедурами регистрации при ликвидации юридического лица, в том числе в целях уклонения от исполнения обязательств перед третьими лицами.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. В связи с этим представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу п. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
С учетом изложенного, представленные для государственной регистрации документы содержат недостоверные сведения: ликвидационный баланс ОАО "ВНК" о сумме фактической задолженности ликвидируемого юридического лица, а Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией - о соблюдении порядка ликвидации юридического лица, завершении расчетов с кредиторами и согласовании вопросов ликвидации юридического лица с соответствующими органами, следовательно, указанные документы считаются не представленными.
По результатам рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации, регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, на основании непредставления заявителем определенных п. 3 ст. 17 Закона N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования заявителя являются необоснованными, регистрирующий орган и УФНС по Волгоградской области правомерно вынесли оспариваемые решения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого судебного акта первой инстанции, поскольку, по сути, они не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Кроме того, доводы изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с действиями/бездействием контролирующего органа (ИФНС России по Центральному району г. Волгограда) в рамках проведения камеральной налоговой проверки в отношении ОАО "ВНК".
Однако, процессуальные действия/бездействие ИФНС России по Центральному району г. Волгограда не являются предметом рассмотрения по данному спору.
Ликвидатор ОАО "ВНК" ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе не указал, какие именно нормы действующего законодательства нарушены регистрирующим органом при принятии решения об отказе в государственной регистрации в связи с его ликвидацией.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 января 2017 года по делу N А12-64102/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-64102/2016
Истец: ОАО "ВОЛЖСКАЯ НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ", ОАО Ликвидатор "Волжская нефтяная компания" Ерохов В.И.
Ответчик: ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда, УФНС по Волгоградской области
Третье лицо: ИФНС России по Центральному району г. Волгограда