г. Тула |
|
17 марта 2017 г. |
Дело N А09-15974/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.03.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Дайнеко М.М. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., при участии представителя ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" по Брянской области" (г. Брянск) - Жензировой О.В. (доверенность от 04.03.2016), в отсутствие представителей истца - индивидуального предпринимателя Щербинина Александра Евгеньевича (г. Дятьково, Брянская область) и третьих лиц - Арсеничевой Нины Алексеевны (с. Немеричи, Дятьковский район, Брянская область), субъекта Российской Федерации - Брянской области в лице управления имущественных отношений Брянской области (г. Брянск) и казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Брянской области" (г. Брянск), уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Щербинина Александра Евгеньевича на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.01.2017 по делу N А09-15974/2016 (судья Кулинич Е.И.), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Щербинин Александр Евгеньевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Щербинин А.Е.) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области" (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области) о признании незаконным решения N 32/701/16-49011 и понуждении провести государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 32:06:0030103:46, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, с. Немеричи, ул. Мира, д. 52.
В ходе судебного разбирательства предприниматель неоднократно уточнял требования, а также наименование ответчика, согласно последнему принятому судом уточнению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель просил признать незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области от 08.09.2016 N 32/701/16-49011 и провести государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 32:06:0030103:46, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, с. Немеричи, ул. Мира, д. 52.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены субъект Российской Федерации - Брянская область в лице управления имущественных отношений Брянской области, Арсеничева Н.А., казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Брянской области".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.01.2017 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 05.08.2016 в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области поступило заявление N 32-0-1-40/3001/2016-874 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 32:06:0030103:46 и межевой план, подготовленный 05.07.2016 кадастровым инженером Щербининым А.Е.
По результатам рассмотрения представленного заявления и межевого плана филиалом было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от 11.08.2016 N 32/701/16-43418.
Для устранения причин приостановления кадастрового учета 26.08.2016 в качестве дополнительного документа поступил другой межевой план, также подготовленный 05.07.2016 кадастровым инженером Щербининым А.Е.
По результатам его рассмотрения 08.09.2016 филиалом было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета N 32/701/16-49011.
Полагая, что данное решение нарушает права и законные интересы ИП Щербинина А.Е. как кадастрового инженера (предпринимателя), последний обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, обоснованно руководствовался следующим.
В порядке части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 1 и части 2 статьи 20 Закона о кадастре с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет вправе обратиться собственник такого объекта недвижимости или любые иные лица.
На основании части 10 статьи 26 Закона о кадастре решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 32:06:0030103:46 (Брянская обл., р-н Дятьковский, с. Немеричи, ул. Мира, д. 52) по сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) находится в собственности Мироновой А.П.
Представленный межевой план был подготовлен в отношении двух земельных участков: в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 32:06:0030103:46, расположенного Брянская обл., р-н Дятьковский, с. Немеричи, ул. Мира, д. 52, а также в связи с уточнением местоположения границ и площади смежного земельного участка с кадастровым номером 32:06:0030103:140 (обл. Брянская, р-н Дятьковский, с. Немеричи, МО "Немеричское сельское поселение") для размещения автодороги.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями, об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Таким образом, на основании данной нормы представить заявление об учете изменений земельного участка с кадастровым номером 32:06:0030103:140 вправе казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Брянской области".
Однако такого заявления представлено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закон о кадастре с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
При этом в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 22 Закона о кадастре необходимым для кадастрового учета документом является документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя.
Однако заявителем доверенности от имени правообладателя земельного участка с кадастровым номером 32:06:0030103:140 представлено не было.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26 Закона о кадастре в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы (в том числе доверенности от имени лица, имеющего право на представление заявления о кадастровом учете) принимается решение о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Кроме того, согласно решению филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области были выявлены и иные основания для приостановления осуществления кадастрового учета.
В связи с тем, что межевой план подготовлен в отношении двух земельных участков, он должен содержать в себе необходимые разделы также в отношении двух земельных участков в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - приказ Минэкономразвития России N 412).
В случае если в отношении земельного участка с кадастровым номером 32:06:0030103:140 выявлена кадастровая ошибка, то в соответствии с пунктом 7 приказа N 412 необходимо включить в состав межевого плана следующие разделы: "Исходные данные", "Сведения о выполненных измерениях и расчетах", заключение кадастрового инженера, разделы графической части, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера на смежный земельный участок с кадастровым номером 32:06:0030103:140.
Однако такие необходимые разделы в представленном межевом плане отсутствовали в полном объеме.
Также в нарушение пункта 79 приказа Минэкономразвития России N 412 в представленном межевом плане отсутствовал акт согласования, подготовленный в отношении земельного участка с кадастровым номером 32:06:0030103:140.
В соответствии со статьей 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
С учетом части 3.1 статьи 25 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Приказ Минэкономразвития России N 412 предусматривал, что акт согласования земельного участка составляется в отношении каждого земельного участка.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 39 Закона о кадастре согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
- собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
- постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
Таким образом, в силу части 3 статьи 39 Закона о кадастре казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Брянской области" не является надлежащим лицом, участвовавшим в согласовании, надлежащим лицом является собственник - Брянская область.
Судом установлено, что собственник акт согласования не подписывал, в судебных заседаниях возражал по сути уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 32:06:0030103:140.
В межевой план Щербининым А.Е. был включен только акт согласования земельного участка с кадастровым номером 32:06:0030103:46, в котором содержалась подпись представителя казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Брянской области", а также была включена в состав приложения к межевому плану копия доверенности (32 АБ 0885340) от казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Брянской области".
Доверенностей от имени Брянской области в филиал представлено не было. Тем самым довод апеллянта о надлежащем согласовании границы от имени субъекта Российской Федерации несостоятелен.
Закон Брянской области от 13.02.2002 N 10-3 "Об областных автомобильных дорогах общего пользования и дорожной деятельности", на который ссылается апеллянт, не устанавливал возможность казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Брянской области" участвовать в согласовании границ муниципального имущества, к тому же он утратил силу с 15.03.2013.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям данного Федерального закона.
Кроме этого при проведении проверки представленного для кадастрового учета межевого плана, подготовленного Щербининым А.Е., филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области было выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 32:06:0030103:140 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 32:06:0030103:3, расположенного по адресу: обл. Брянская, р-н Дятьковский, с. Немеричи, ул. Мира, дом 70.
Земельный участок с кадастровым номером 32:06:0030103:3 был поставлен на кадастровый учет 23.03.2005. Сведения о местоположении его границ внесены в ГКН на основании описания границ земельного участка, подготовленного ООО "Брянскстройизыскания".
Данный земельный участок по сведениям ГКН находится в собственности Арсеничевой Н.А.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, то также принимается решение о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Кроме того, площадь земельного участка с кадастровым номером 32:06:0030103:140 в размере 23 173 кв. м, содержащаяся в ГКН, уменьшается по межевому плану до размера 23 071 кв. м.
Все вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета N 32/701/16-49011 от 08.09.2016.
Таким образом, принятое решение соответствует требованиям Закона о кадастре, а значит, суд первой инстанции правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
По доводу о нормах отвода земельного участка с кадастровым номером 32:06:0030103:140 суд апелляционной инстанции указывает следующее.
Если при постановке на учет или при учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется.
В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В случае если площадь земельного участка, границы которого уточняются в ходе кадастровых работ, соответствует утвержденным в соответствии с земельным законодательством нормам отвода земель и на этом земельном участке находятся здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие правообладателю этого земельного участка, местоположение границ земельных участков считается согласованным в случаях, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона.
В акте согласования отсутствовала личная подпись представителя от имени субъекта Российской Федерации - Брянской области (как собственника земельного участка с кадастровым номером 32:06:0030103:140).
Заявитель указывает, что субъект Российской Федерации - Брянская область был уведомлен почтовым отправлением.
Однако уведомление почтовым отправлением заинтересованного лица в порядке статьи 40 Закона о кадастре о согласовании возможно только в случае, указанном в части 3.1 статьи 25 Закона о кадастре, а именно: в случае, если площадь земельного участка, границы которого уточняются в ходе кадастровых работ, соответствует утвержденным в соответствии с земельным законодательством нормам отвода земель и на этом земельном участке находятся здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие правообладателю этого земельного участка.
В представленном межевом плане уточнялись границы земельного участка с кадастровым номером 32:06:0030103:140.
При этом заключение о соответствии границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 32:06:0030103:140 нормам отвода (постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса") Щербининым А.Е. в межевом плане не приведено.
Кроме того, по требованиям части 3.1 статьи 25 Закона о кадастре также должно быть соблюдено и второе условие: расположение на этом земельном участке здания, принадлежащего правообладателю.
Однако в разделе 4 представленного межевого плана отсутствует информация о наличии зданий, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 32:06:0030103:140 и 32:06:0030103:46.
Решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области от 08.09.2016 N 32/701/16-49011 о приостановлении кадастрового учета было принято в строгом соответствии с нормами действующего законодательства и ИП Щербининым А.Е. не представлено доказательств нарушения его прав в сфере экономической деятельности именно решением филиала.
Доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 25.01.2017 по делу N А09-15974/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-15974/2016
Истец: ИП Щербинин Александр Евгеньевич
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР)
Третье лицо: Арсеничева Нина Алексеевна, КУ "Управление автомобильных дорог Брянской области", Управление имущественных отношений Брянской области