город Москва |
|
16 марта 2017 г. |
Дело N А40-213608/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Птанской Е.А.,
судей: Гарипова В.С., Лялиной Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Анисимовой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ГАЗ-СЕРВИС" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 января 2017 года по делу N А40-213608/2016, принятое судьей О.Ю. Жежелевской по иску СРО НП "РОСТ" к ООО "ГАЗ-СЕРВИС" о взыскании 100 000,00 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца - Зимин А.А. по доверенности от 29.08.2016 г.,
от ответчика - не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2016 принято к производству исковое заявление СРО НП "РОСТ" к ответчику - ООО "ГАЗ-СЕРВИС" о взыскании задолженности по оплате членских взносов в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 января 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что истцом не соблюден досудебный порядок, а также, что у него отсутствует обязанность по уплате членских взносов, поскольку истец не входит в государственный реестр СРО.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы возражал, отзыв на жалобу не направил.
Представитель ответчика в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителя истца, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 23 января 2017 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 11.04.2014 по 26.08.2016 ООО "ГАЗ-СЕРВИС" являлось членом Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство "Региональное объединение строителей "РОСТ" (далее по тексту Истец), свидетельство о допуске N С-259-0202009990-01 от 11.04.2014.
Согласно пункту 6.2. Устава Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство "Региональное объединение строителей "РОСТ" члены партнерства обязаны своевременно и в полном объеме оплачивать членские взносы. Установление размера членских взносов и порядка их оплаты пунктом 8.3.8 Устава отнесено к компетенции общего собрания СРО "РОСТ".
Решением Общего собрания членов Саморегулируемой организации Некоммерческого Партнерства "Региональное объединение строителей "РОСТ" от 21 сентября 2015 года (Протокол N 8) утверждено Положение о взносах, которое определяет, что ежегодные членские взносы являются обязательными взносами членов Партнерства и уплачиваются членом Партнерства единовременным платежом за весь год либо ежемесячными платежами в срок не позднее 10 (Десятого) числа текущего месяца. Размер ежегодного членского взноса составляет 60 000 (Шестьдесят тысяч) рублей, при ежемесячной оплате размер членского взноса составляет 5 000 (Пять тысяч) рублей в месяц.
В период с января 2015 года по август 2016 г. Ответчик не оплачивал ежегодный членский взнос.
По состоянию на 26.08.2016 задолженность Ответчика перед Истцом по уплате членских взносов составляла 100 000 рублей.
На претензию Истца от 30 августа 2016 г. с требованием об уплате задолженности Ответчик не ответил, долг не оплатил.
Решением правления СРО НП "РОСТ" Ответчик был исключен из членов СРО НП "РОСТ" (Протокол N 26/П/08 от 26.08.2016).
Ответчиком, в нарушение ст. 65 АПК РФ не были доказаны те факты, на которые он ссылается в представленном отзыве.
При таких обстоятельствах, исковые требования СРО НП "РОСТ" к ответчику - ООО "ГАЗ-СЕРВИС" о взыскании задолженности по оплате членских взносов в размере 100 000 руб. следует удовлетворить, поскольку требования основаны на законе, подтверждены совокупностью надлежащих, достаточных доказательств.
Довод апелляционной жалобы о том, что у него отсутствует обязанность по уплате членских взносов, поскольку истец не входит в государственный реестр СРО, признан апелляционной коллегией необоснованным на основании следующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2009 в строительстве введена система саморегулирования, отменяющая с 01.01.2010 лицензирование работ в строительной деятельности.
Статьями 55.2 и 55.3 Градостроительного кодекса РФ установлено, что саморегулируемые организации - это организации, созданные в форме некоммерческого партнерства, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации, осуществляющих строительство, наделенные правом на выдачу соответствующих свидетельств о допусках для осуществления определенных видов работ, проведение которых влияет на безопасность объектов капитального строительства.
Статьей 55.2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено создание саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих: инженерные изыскания; подготовку проектной документации; строительство.
В силу п. 17 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, саморегулируемыми организациями в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства являются некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Таким образом, законодателем не ограничена возможность создания саморегулируемых организаций в указанных областях деятельности по тому признаку, что выполняемые ими виды работ влияют на безопасность объектов капитального строительства.
Статьей 48 Градостроительного кодекса РФ установлено, что при выполнении работ по подготовке проектной документации, требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации ее подготовки в случае, если виды работ оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Аналогичные требования предусмотрены ч. 2 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ в отношении работ по инженерным изысканиям, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в отношении работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства. Такое свидетельство могут получить лишь члены саморегулируемой организации и только в отношении конкретного вида работ, входящих в Перечень.
Выполнение работ по проектированию, инженерным изысканиям либо строительству, выполнение которых не оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства, не требует от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей наличия соответствующего свидетельства, а также членства в саморегулируемой организации.
Вместе с тем, это не свидетельствует о том, что в случае создания саморегулируемых организаций, занимающихся деятельностью в области строительства, образование которых в силу закона не является обязательным, эти организации не подлежат государственному контролю (надзору) за их деятельностью.
Статья ст. 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает основные цели деятельности саморегулируемых организаций: предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций; повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности. В случае если определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в соответствующей сфере деятельности осуществляется этим уполномоченным федеральным органом.
Согласно ст. 23 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", настоящим Федеральным законом и федеральными законами, регулирующими соответствующий вид профессиональной или предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом.
Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций установлен Положением о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1202.
Как установлено п. 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций государственный надзор осуществляется следующими федеральными органами исполнительной власти: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - в отношении саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства; Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - в отношении саморегулируемых организаций оценщиков и арбитражных управляющих.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Кроме того, согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401) Ростехнадзор является органом федерального государственного строительного надзора.
Из устава ответчика следует, что Некоммерческое партнерство является некоммерческой организацией, основанной на членстве, объединяющей на добровольной основе субъектов предпринимательской деятельности, созданной для целей саморегулирования деятельности членов Партнерства исключительно в части выполнения ими отделочных, покрасочных и иных видов строительных и проектных работ, которые в соответствии с действующим законодательством РФ, не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и для которых действующим законодательством РФ не предусмотрено какое-либо обязательное регулирование (п. 1.5.). Партнерство не имеет своей целью саморегулирование деятельности субъектов предпринимательской деятельности выполняющих работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, и для осуществления которой обязательно членство в саморегулируемых организациях в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (п. 1.1).
Вместе с тем, из анализа вышеприведенных нормативных правовых актов не усматривается ведение реестров саморегулируемых организаций в сфере строительства различными федеральными органами исполнительной власти в зависимости от критерия выполнения названными организациями работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Функции по государственному строительному надзору вне зависимости от влияния либо не влияния работ на безопасность объектов возложены не Ростехнадзор. Следовательно, государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в указанной сфере также осуществляется Ростехнадзором.
Основания для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", установлены ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
В силу ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае нарушения в течение года более двух раз иных требований Федерального закона о СРО, требований других федеральных законов в отношении саморегулируемой организации, если эти нарушения не устранены или носят неустранимый характер.
При таких обстоятельствах, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что нахождение сведений об ответчике в реестре саморегулируемых организаций, ведение которого осуществляется Росреестром, не соответствует требованиям ч. 1. и ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", ч. 2 ст. 52, ст. 55.2, 55.3 Градостроительного кодекса РФ, Постановлению Правительства РФ от 19.11.2008 N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем подлежат исключению из государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
Апелляционный суд исходит из того, что на момент выявления указанных фактов заявитель был включен в реестр саморегулирующих организаций.
Довод ответчика о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора признается апелляционным судом несостоятельным и противоречащим материалам дела, поскольку истец направлял в адрес Ответчика претензию, к моменту рассмотрения дела в суде срок для ответа которой истек. Ответчиком получение указанной претензии не оспорено.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.
В силу пункта 7 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законодательством или договором.
Под досудебным порядком урегулирования споров понимается закрепление в договоре или законе условий о направлении претензии или иного письменного уведомления одной из спорящих сторон другой стороне, а также установление сроков для ответа и других условий, позволяющих разрешить спор без обращения в судебные инстанции.
Материалами дела установлено, что в адрес ответчика была направлена претензия с требованием уплатить задолженность, которая была оставлена без удовлетворения.
Таким образом, довод ответчика о несоблюдении истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора является несостоятельным, поскольку претензия, которую истец направлял ответчику в досудебный период, подробно перечислена в исковом заявлении и приложена к нему с доказательствами отправки (почтовые квитанции, уведомления о вручении, описи вложения).
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 января 2017 года по делу N А40-213608/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А.Птанская |
Судьи |
В.С.Гарипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-213608/2016
Истец: Некоммерческое партнерство САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ "РОСТ", СРО НП "Региональное объединение строителей "РОСТ"
Ответчик: ООО "Газ-Сервис", ООО ГАЗ СЕРВИС