г. Хабаровск |
|
16 марта 2017 г. |
Дело N А73-15879/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
от министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 12.01.2017 по делу N А73-15879/2016
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств от 24.10.2016 наложении административного штрафа по исполнительному производству N 13798/15/27027
УСТАНОВИЛ:
министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828, далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием признать незаконным и отменить постановление межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю от 24.10.2016 о наложении административного штрафа по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в размере 50 000 руб., вынесенного в рамках исполнительного производства N 13798/15/27027.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.01.2017 в удовлетворении требований министерству отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 12.01.2017 по делу N А73-15879/2016 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы министерство ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы министерства. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции и отклоняет доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
Согласно статье 113 Закона N 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 105 Закона N 229-ФЗ при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В отделе судебных приставов по Центральному району города Хабаровска на исполнении находился исполнительный лист серии ВС N 044444763 по делу N 2-4387/12 от 28.09.2012, выданный Центральным районным судом г.Хабаровска. Согласно исполнительному листу министерство обязано предоставить Новиковой Анастасии Александровне, на состав семьи из 1 человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в пределах города Комсомольска-на-Амуре, размером не менее 18 квадратных метров общей площади, за счет жилищного фонда Хабаровского края.
В отношении министерства 18.12.2012 возбуждено исполнительное производство N 59669/12/01/27.
В адрес отдела судебных приставов от министерства в ответ на постановление о возбуждении исполнительного производства поступили информационные письма о наличии обстоятельства, препятствующего исполнению решения суда отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в пределах г. Комсомольска-на-Амуре.
21.08.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением министерством исполнительного документа в срок для добровольного исполнения.
Министерству неоднократно выставлялись требования об исполнении решения суда.
Решение суда министерством не исполнено, в связи с чем, 02.06.2015 судебным приставом-исполнителем в отношении министерства составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
05.06.2015 и. о начальника ОСП по Центральному району г. Хабаровска в отношении министерства жилищно вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Министерство за неисполнение требований исполнительного документа 14.03.2016 привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Исполнительное производство N 59669/12/01/27 после передачи в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю, прошло перерегистрацию, присвоен N 13798/15/27027.
По состоянию на 12.10.2016 решение суда министерством исполнено не было.
13.10.2016 министерству было вручено требование от 12.10.2016 согласно которому, судебный пристав исполнитель требует в срок до 18.10.2016 исполнить решение суда, также в требование содержится предупреждение об административной и уголовной ответственности за неисполнение решения суда. В требовании так же сообщается что в случае неисполнения министерством требований указанных в исполнительном документе, 19.10.2016 в 09 часов 20 минут состоится рассмотрение вопроса о привлечении министерства к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Судебным приставом-исполнителем 19.10.2016 в отношении министерства составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ. Представитель министерства в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств не явился. Протокол вручен министерству 20.10.2016.
Определением от 19.10.2016 назначено рассмотрение административного дела, министерство вызвалось в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств на 24.10.2016 в 09 часов 20 минут. Определение вручено 20.10.2016.
24.10.2016 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и. о. начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств вынесено постановление о привлечении министерства к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Согласно части 2 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 50 000 до 70 000 рублей.
Отклоняется довод апелляционной жалобы об имущественном характере требования. Требование исполнительного документа об обязании министерства предоставить гражданину помещение имеет неимущественный характер согласно статье 105 Закона N 229-ФЗ, поскольку в нем установлена обязанность должника совершить определенные действия. Сумма денежного эквивалента обязательным действиям должника в судебном акте не указана.
Об обязанности министерства исполнить решение суда должнику было известно со дня вынесения решения суда. Судебному приставу-исполнителю не предоставлено право изменять содержание исполнительного документа. В материалах дела не содержится доказательств тому, что неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда министерству было известно со дня вынесения соответствующего судебного акта, то есть с 2012 года.
Министерством не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Не представлено доказательств о неоднократно предпринятых действиях должника по исполнению судебного акта.
Направление министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (правопреемнику министерства имущественных отношений края) заявок на приобретение квартир для нуждающихся граждан, а также направление информационных писем судебному приставу-исполнителю с указанием процедуры приобретения жилого помещения не свидетельствует об отсутствии вины министерства в совершении административного правонарушения. Указанные действия не привели к исполнению решения суда в установленный срок, принятые министерством меры являются недостаточными и не освобождают его от административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Суд первой инстанции верно признал ссылку министерства на то, что оно не является главным распорядителем бюджетных средств, о возможном предоставлении жилого помещения после его приобретения министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, об отсутствии свободных жилых помещений, не свидетельствующую об уважительности причин неисполнения судебного акта.
На основании изложенного апелляционный суд считает, что установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии министерства события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения министерства к административной ответственности по части 2 статьи 17.15. КоАП РФ и отсутствие правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления от 24.10.2016.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ по низшему пределу предусмотренной санкции.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.01.2017 по делу N А73-15879/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15879/2016
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управление Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю