г. Красноярск |
|
16 марта 2017 г. |
Дело N А33-7484/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" марта 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Парфентьевой О.Ю.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,
секретаря судебного заседания Поповой Е. С.,
при участии:
от истца (закрытого акционерного общества Производственно-строительная компания "СОЮЗ"): Пахоменко О.П., представителя по доверенности от 01.12.2016, паспорт;
от ответчика (Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска): Вагаповой А.В., представителя по доверенности от 09.01.2017 N 2, служебное удостоверение от 16.07.2015 N 3503,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Производственно-строительная компания "СОЮЗ"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "06" декабря 2016 года по делу N А33-7484/2015, принятое судьёй Куликовой Д.С.,
установил:
закрытое акционерное общество Производственно-строительная компания "СОЮЗ" (ИНН 2464007521, ОГРН 1022402295541, г. Красноярск, далее - истец, ЗАО Производственно-строительная компания "СОЮЗ") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному образованию город Красноярск в лице администрации города Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758, г. Красноярск, далее - ответчик), просит: признать отсутствующим зарегистрированное в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности муниципального образования город Красноярск на объект - автомобильная дорога, назначение: нежилое, площадь застройки 2 315 кв.м, лит.1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Хрустальная, кадастровый номер объекта 24:50:0100212:325, внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о прекращении права собственности муниципального образования город Красноярск на объект - автомобильная дорога, назначение: нежилое, площадь застройки 2 315 кв.м, лит.1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Хрустальная, кадастровый номер объекта 24:50:0100212:325.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 06.05.2015 возбуждено производство по делу, для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска. Определением от 01.06.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае. Протокольным определением от 03.09.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечен департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Решением суда от 06.12.2016 в иске отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указал следующее:
- на момент предоставления земельного участка ЗАО ПСК "Союз" под строительство микрорайона "Чистый" в указанном микрорайоне не существовало никаких дорог, кроме дороги, проходящей по ул. Садовой, а также районные магистрали, огибающие указанный микрорайон.
- дорога по улице Хрустальной в 1990 году, а также в 1995 году - на момент предоставления земельного участка под строительство ЗАО ПСК "Союз" не существовала, также как и сама улица Хрустальная, являющаяся частью построенного ЗАО ПСК "Союз" микрорайона "Чистый". Отсутствие указанной дороги подтверждается также фотографиями, имеющимися в системе Google earth (например, фото 19.06.2002 года).
- объект, право собственности на который оспаривается, является частью внутриквартальных автомобильных дорог в микрорайоне Чистый, строительство которых осуществляется ЗАО ПСК "Союз". Кроме того, в границах земельного участка, на котором расположен оспариваемый объект, располагаются также объекты коммунальной инфраструктуры, построенные ЗАО ПКС "Союз" при строительстве микрорайона "Чистый" сеть канализации и сеть водоснабжения. Право собственности ЗАО ПСК "Союз" на указанные объекты подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Ответчик представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против удовлетворения жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.01.2017 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 09.03.2017.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации г. Красноярска от 09.06.1995 N 539 "Об изъятии и предварительном согласовании земельного участка ПСК "Союз" земельный участок площадью 20 га вдоль ручья Серебряный между теплицами и жилым поселком (Лесопитомник) изъят у совхоза "Октябрьский" (п.1) и предварительно согласован производственно-строительной компании "Союз" для проектирования и строительства малоэтажных жилых домов и объектов соцкультбыта, в порядке эксперимента, на праве аренды сроком на пять лет (п.2).
В соответствии с п.3 Постановления N 539 землепользователь (ЗАО ПСК "Союз") обязан:
-выполнить ПДП микрорайона "Чистый" за счет собственных средств и средств инвесторов;
-вести строительство поэтапно по мере освоения отведенных участков, в соответствии с договором застройки между ПСК "Союз" и администрацией г. Красноярска и получения разрешения инспекции ГАСН;
-определить проектом объем сноса ветхих строений, инженерных сооружений, сокращения зеленых насаждений на участке застройки;
-содержать согласно санитарным нормам дороги, места общего пользования, ручей "Серебряный" в пределах закрепленного земельного участка;
-предусмотреть мероприятия по снятию, хранению, использованию плодородного слоя почвы для благоустройства участка и городской территории;
-до начала строительства согласовать и утвердить ПСД, получить в Главархитектуре заключения по проекту;
-произвести переселение жителей за счет собственных средств.
Из искового заявления следует, что во исполнение указанного постановления проектная документация микрорайона "Чистый" выполнена за счет собственных средств ПСК "Союз" по договору N 7-95 от 22.06.1995 с МП "АЛЬЯНС-М".
Протоколом заседания президиума градостроительного совета при Главном управлении архитектуры и градостроительства администрации г. Красноярска от 12.09.1995 одобрен и рекомендован к рабочему проектированию эскизный проект жилого комплекса "Чистый".
Как следует из искового заявления и текста Архитектурно-планировочного задания, выданного Главным управлением архитектуры г. Красноярска от 17.11.1995 N 40, участок для строительства, предоставленный на основании Постановления администрации г. Красноярска от 09.06.1995 N 539, расположен в Октябрьском районе, на землях совхоза "Октябрьский", южнее сельскохозяйственной академии в мкр. "Чистый". Площадь участка 20,0 га. В пункте 3 АПЗ "Характеристика природных условий участка: рельеф, растительность, геологическое строение, гидрология, грунтовые воды и т.п." указано следующее:
"Пересеченный рельеф с участками смешанного леса. Геологическую характеристику грунтов и уровень грунтовых вод определить инженерно-геологическими изысканиями. Учесть сложные условия рельефа, гидрологии, а также возможность оврагообразования. Провести комплексное обследования грунтов с цель выявления линии оползней и возможности устройства подпорных стенок. В геослужбе города проверить наличие на участках застройки полигонометрических пунктов и оговорить условия их переноса, если таковые имеются."
В соответствии с Пояснительной запиской Проекта детальной планировки жилого массива "Чистый", разработанного по заказу ПСК "Союз" АМ ИП "Альянс-М" в составе института "Красноярскархпроект":
- проект учитывает основные положения генерального плана города, разработанного РОСНИИПИ Урбанистики г. Санкт-Петербурга в 1993 г., и проекта детальной планировки жилого района "Серебряный", разработанного Красноярскгражданпроект в 1992 г;
- проект предусматривает архитектурно-планировочное и пространственное решение отведенной под строительство территории, красные линии жилых групп и КБО, комплексное решение инженерных сетей, элементов благоустройства, улично-дорожной сети, озеленения в соответствии с действующими нормативами, определяет потребность в КБО. Согласно главе II "Современное состояние застройки проектируемого района" Пояснительной записки Проекта детальной планировки жилого массива "Чистый" - "Положение района в плане города - Проектируемый жилой район расположен в северо-западной левобережной части города, примыкает к территории совхоза "Октябрьский", являясь своеобразным продолжением района "Ветлужанка" с севера на юг. Границы проектируемой территории условно принимаются: на западе - лесопарковая зона, на северо-востоке-ул. Высотная, на юге-створ ул. Садовая, на севере - ул. Стасовой. С юга к площадке примыкает уже сложившийся район малоэтажного жилья совхоза "Октябрьский" - кварталы 1-4, с востока размещается парниково-тепличная зона совхоза (3, 8 га), производственные здания-капитальные, сохраняются на расчетный срок, проектируемую зону не входят.
"Использование территории - В настоящее время (1995 год) большая часть территории, рассматриваемой проектом, свободна от застройки, зелесена. Присутствует ветхий жилой фонд, незначительная часть площадки используется совхозом "Октябрьский" для хозяйственных целей, устройства теплиц и питомников древесных культур.
Согласно Подробной экспликации земель в целом по проектируемому району (таблица 2.1) - стр. 16 пояснительной записки Проекта детальной планировки жилого массива "Чистый" - улицы, проезды, площади составляли 0, 8 га.
В главе IV "Улично-дорожная сеть и транспорт" Пояснительной записки Проекта детальной планировки жилого массива "Чистый" содержится следующая информация.
"1. Существующее положение. Жилой район коттеджной и индивидуальной многоэтажной жилой застройки расположен в северо-западной части г. Красноярска.
Северной границей является существующая ул. Курчатова II, отделяющая район от территории с/х Академии, на юге и востоке - территория с-за "Октябрьский" (жилая и производственные зоны), на западе - лесопарковая зона.
Рельеф сложный, расчлененный долиной ручья "Серебряный". Имеется ряд запруд и мостов через ручей. В лесопарковой зоне проложены грунтовые дороги (проезды). Улицы Курчатова II и Садовая, по которым осуществляется движение общественного транспорта, имеют асфальтовое покрытие. Улицы на территории садоводств грунтовые и частично гравийные.
2. Проектное решение транспортной структуры (схемы транспорта).
Главной транспортной магистралью, обслуживающей проектируемые кварталы застройки, является ул. Садовая, районного значения, которая соединяет проектируемый ж/район с Плодово-ягодной станцией и ж/районами "Серебряный", "Николаевка" (ул. Копылова). В пределах проектируемого района имеет ширину в красных линиях 32 м (поперечный профиль II -II). В месте пересечения с магистралью непрерывного движения "запад - восток" планируются сооружения транспортной развязки (по материалам ПДА ж/р "Серебряный", проектом на рассматривается). Все пересечения с другими улицами и дорогами решаются в одном уровне.
В северной части ул. Садовая примыкает к районной магистрали по трассе кинотеатр "Строитель" - с/х "Октябрьский" - плодово-ягодная станция (ул. Стасовой), имеющей ширину в красных линиях 60 м (поперечник I -I).
Сеть жилых улиц - проездов для подъезда к жилым группам дополняет транспортную структуру."
Баланс улично-дорожной сети сведен в таблицу 4.1 (стр. 34 Пояснительной записки). Среди дорог в указанной таблице значатся - районная магистраль по ул. Садовой, въезд с ул. Садовой, жилые улицы, проезды (без названия, поскольку адреса наименования улицам и адреса дорогам присваивались по мере их строительства).
Земельный участок, в границах которого расположен объект - автомобильная дорога, назначение: нежилое, площадь застройки 2 315 кв.м, лит. 1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Хрустальная, кадастровый номер объекта 24:50:0100212:325, по мнению истца, входит в состав земельного участка, предоставленного ЗАО ПСК "Союз" на основании постановления Администрации г. Красноярск от 09.06.1995 N 539.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 24.10.2001 N 1315-арх в п. 2 постановления от 09.06.1995 N 539 внесены изменения, в соответствии с которыми, земельный участок площадью 194 658,54 кв. м предоставлен для проведения проектно-изыскательских работ и строительства малоэтажных жилых домов в аренду до 09.06.2005.
На основании указанного постановления, 30.06.2003 между Департаментом недвижимости администрации города Красноярска и закрытым акционерным обществом "Производственно-строительная компания "Союз" подписан договор аренды N 661 земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:0016, находящегося по адресу:
г. Красноярск, мкр. Чистый, общей площадью 194 658,54 кв. м. Срок аренды в соответствии с пунктом 2 договора установлен с 09.06.1995 по 08.06.2005 года. Согласно отметке регистрирующего органа договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 27.07.2007 N 2172-арх в п. 2 постановления Администрации г. Красноярска от 09.06.1995 N 539 внесены изменения, слова "земельный участок 20, 0 га" заменен словами "земельный участок площадью 188624 кв.м". Указанное распоряжение признано утратившим силу в соответствии с распоряжением Администрации г. Красноярска от 13.09.2007 N 44-ж (п.3).
Распоряжением администрации города Красноярска от 13.09.2007 N 44-ж в п. 2 Постановления администрации г. Красноярска от 09.06.1995 N 539 "Об изъятии и предварительном согласовании земельного участка ПСК "Союз" внесены изменения, вместо слов "земельный участок площадью 20,0 га" указан 21 земельный участок, площадь участков, цель предоставления. В этом пункте указаны земельные участки, которые отражены в актах выбора от 31.01.2007, 05.02.2007, 22.02.2007, 27.02.2007.
Распоряжением администрации города Красноярска от 15.02.2008 N 229-ж "О внесении изменений в распоряжение от 13.09.2007 N 44-ж (ЗАО ПСК "Союз") последнее дополнено пунктом 5 следующего содержания: "земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:0016 площадью 194 658, 54 кв. м считать расформированным".
Распоряжениями администрации г. Красноярска от 22.03.2011 N 217-ж, от 11.03.2012 N 462-ж, от 06.05.2011 N 417-ж, от 01.07.2011 N 677-ж, от 02.12.2011 N 1440-ж, от 11.03.2012 N 462-ж, от 25.10.2012 N 1762-арх, от 25.10.2012 N 1757-арх, от 10.04.2013 N 888-арх, от 16.04.2013 N 925-арх, в распоряжение от 13.09.2007 N 44-ж вносились изменения в связи с уточнением площади земельных участков, без изменения общей площади, определенной постановлением администрации г. Красноярска от 09.06.1995 N 539, с учетом распоряжения от 27.04.2010 N 506-ж.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 17.05.2013 N 1135-арх "О предварительном согласовании ЗАО ПСК "Союз" места размещения объекта" указанному лицу предварительно согласовано место размещения внутриквартальных дорог с инженерными коммуникациями на земельных участках из земель населенных пунктов, расположенных по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, мкрн. Чистый:
1) участок N 1 площадью 50 759 кв.м, в том числе 28175 кв. м - охранная зона инженерных сетей, находящихся в водоохранной зоне водного объекта - ручья Серебряного;
2) участок N 2 площадью 735 кв.м, в том числе 190 кв.м - охранная зона инженерных сетей. Указанные участки предоставлены ЗАО ПСК "Союз" в аренду сроком до одного года для проведения изыскательских работ.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 15.04.2014 N 747-арх ЗАО ПСК "Союз" в аренду на три года для строительства внутриквартальных дорог с инженерными коммуникациями предоставлен земельный участок N 1 с кадастровым номером 24:50:0000000:156532 площадью 50 759 кв.м, в том числе 28175 кв. м - охранная зона инженерных сетей, находящихся в водоохранной зоне водного объекта - ручья Серебряного; земельный участок N 2 с кадастровым номером 24:50:000000:156424 площадью 735 кв.м, в том числе 190 кв.м - охранная зона инженерных сетей.
На основании указанного распоряжения между Департаментом недвижимости администрации города Красноярска и закрытым акционерным обществом "Производственно-строительная компания "Союз" подписан договор аренды земельного участка N 851 от 22.05.2014.
Как следует из искового заявления, в границах земельного участка, на котором расположен оспариваемый объект, располагаются объекты коммунальной инфраструктуры, построенные ЗАО ПКС "Союз" при строительстве микрорайона "Чистый": сеть канализации и сеть водоснабжения. Право собственности ЗАО ПСК "Союз" на указанные объекты подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права:
- от 07.12.2011 24 ЕК 314275 - объект права - сеть канализации, назначение нежилое, протяженность 964 м, инв. N 01:3883:016378, лит. N 1, адрес объекта: Красноярский край, г. Красноярск, от жилого дома по адресу: ул.Изумрудная, д 7 до 1а (сущ);
- от 07.12.2011 24 ЕК 314274 - объект права - сеть водоснабжения, назначение нежилое, протяженность 1023 м, инв. N 01:3876:016370, лит. N 1, адрес объекта: Красноярский край, г. Красноярск, от 1 (сущ) и 5 (сущ) до жилого дома по адресу: ул. Изумрудная, д. 7.
Согласно письму МП "УЗС" от 26.08.2015 N 809 на земельном участке, предоставленном постановлениями администрации города Красноярска от 09.06.1995 N 539, 31.12.1996 N 1469 ЗАО ПСК "Союз" находились объекты недвижимого имущества принадлежавшие совхозу цветочных и древесно-декоративных культур "Октябрьский" на праве хозяйственного ведения, правопреемником которого является Муниципальное предприятие города Красноярска "Управление зеленого строительства". Части земельного участка, предоставленные постановлениями администрации города Красноярска от 09.06.1995 N 539, 31.12.1996 N 1469 ЗАО ПСК "Союз", на которых в настоящее время расположены автомобильные дороги до момента передачи земельного участка (09.06.1995) использовались совхозом "Октябрьский" под насаждение и разведение древесно-декоративных культур. Объект недвижимого имущества - автомобильная дорога, назначение: нежилое, площадь застройки 2 315 кв.м, лит.1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Хрустальная, (кадастровый номер объекта 24:50:0100212:325) совхозом "Октябрьский" не строилась, на балансе совхоза не учитывалась. Автомобильные дороги на земельном участке в мик-не "Чистый" совхозом "Октябрьский" не строились, на балансе совхоза не учитывались. На балансе Муниципального предприятия города Красноярска "Управление зеленого строительства" автомобильная дорога, назначение: нежилое, площадь застройки 2 315 кв.м, лит.1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Хрустальная (кадастровый номер объекта 24:50:0100212:325) по состоянию на 20.08.2015 не учитывалась. Кроме того, ранее указанный объект на балансе предприятия не учитывался.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 20.05.2014 серия 24 ЕЛ 251151 Муниципальному образованию город Красноярск на праве собственности принадлежит объект - автомобильная дорога, назначение: нежилое, площадь застройки 2 315 кв.м, лит. 1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Хрустальная, кадастровый номер объекта 24:50:0100212:325. В графе "документы-основания" в свидетельстве о государственной регистрации права от 20.05.2014 серия 24 ЕЛ 251151 указано Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Указанные сведения соответствуют сведениям, содержащимся в Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.03.2015 N 24/001/006/2015-8362.
Согласно Информации из реестра муниципальной собственности Департамента муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска от 04.03.2015 года - объект инфраструктуры - автомобильная дорога, адрес: ул. Хрустальная, кадастровый номер объекта: 24:50:0100212:325, свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕЛ 251151 от 20.05.2014, технический паспорт б/н от 17.03.2014, числится в реестре муниципальной собственности под N ИНФ 13102 как объект казны, год ввода в эксплуатацию 1990, основание для включения в реестр муниципальной собственности - абзац 4 пункта 1 приложения 3 к постановлению ВС РФ N 3020-1 от 27.12.1991.
В соответствии с техническим планом сооружения от 17.03.2014 автомобильная дорога Лит.1, адрес: г. Красноярск, ул. Хрустальная, площадь застройки - 2315 кв. м, протяженность - 408 м, конструктивные характеристики сооружения: прочие конструкции, покрытие асфальтобетонное; данный объект расположен в границах кадастрового квартала 24:50:0100212.
Согласно письму департамента градостроительства администрации города Красноярска от 20.10.2015 N 01/5328-дг в департаменте отсутствует информация о наличии разрешения на строительство внутриквартальных дорог с инженерными коммуникациями на земельных участках с кадастровыми номерами 24:50:0000000:15632, 24:50:0000000:15624.
В материалы дела истцом предоставлено заключение кадастрового инженера Нашивочниковой О.Ю. от 03.12.2015 N 195, согласно которому автомобильная дорога с кадастровым номером 24:50:0100212:325расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:16, предоставленного в аренду ЗАО ПСК "Союз".
Ссылаясь на то, что объект, право собственности на который оспаривается, является частью внутриквартальных автомобильных дорог в микрорайоне Чистый, строительство которых осуществляется ЗАО ПСК "Союз", и регистрация в ЕГРП прав ответчика на оспариваемый объект препятствует реализации права истца на завершение строительства, ввод в эксплуатацию и регистрацию права собственности на возводимый объект, истец обратился с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация производится только в отношении недвижимых объектов и заключается, в частности, в их внесении в реестр недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 52 Постановления N 10/22 разъяснено, что в случаях, когда запись в Реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
В абзаце 4 пункта 52 Постановления от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Пунктом 3 Постановления от 29.04.2010 N 10/22 предусмотрено, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Из разъяснений, данных в абзаце 4 пункта 52 Постановления от 29.04.2010 N 10/22, следует, что иск о признании права отсутствующим возможен лишь при фактическом владении истцом спорным имуществом и при отсутствии иных способов защиты.
В статье 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сказано, что структуру органов местного самоуправления составляют, в том числе, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Распоряжением администрации города Красноярска от 23.05.2013 N 110-р утверждено Положение о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, согласно которому администрации города Красноярска предоставила данному органу полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью города Красноярска.
Суд апелляционной инстанции соглашается, что администрация города Красноярска и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обладают компетенцией по осуществлению от лица муниципального образования город Красноярск имущественных прав в отношении спорного имущества, следовательно, являются надлежащими ответчиками по настоящему делу.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) в силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Как следует из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога представляет из себя объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Несмотря на отсутствие в понятии автодороги, данной в Федеральном законе от 08.11.2007 N 257-ФЗ, прямых характеристик как "имущественный комплекс" или "объект недвижимого имущества", права на недвижимое имущество в составе автомобильной дороги необходимо регистрировать в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Отсутствие в законе четкого определения статуса автодороги как единого объекта права собственности, в т.ч. в целях регистрации прав на нее и сделок с ней, не может расцениваться в качестве запрета распространения нормы статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации на такие объекты. Данный вывод следует, в том числе из статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, согласно которой дорога, будучи линейным сооружением (а таковые рассматриваются Законом как сложные или неделимые вещи), может регистрироваться в качестве целостного имущественного комплекса.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что подтверждением принадлежности автомобильных дорог к сооружениям является их включение в Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359 (дата введения 01.01.1996) именно в этом качестве.
В соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов относятся к муниципальной собственности.
Согласно статье 16 и статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для решения вопросов местного значения в собственности городских округов могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов.
Согласно статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" все дороги в зависимости от их назначения делятся на 4 вида:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения - автодороги поселения, муниципального района или городского округа;
4) частные автомобильные дороги.
Автомобильная дорога местного значения - автомобильная дорога в границах населенных пунктов поселения либо муниципального района, либо городского округа, не отнесенная к автодорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, частным автодорогам (пункт 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Анализ приведенной нормы Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ позволяет суду сделать вывод о том, что законом не установлено критериев отнесения дорог к дорогам местного значения. Это осуществляется по остаточному принципу. К автодорогам местного значения относятся дороги, не относящиеся ни к одной из указанных остальных трех групп.
При этом суд первой инстанции дал верное толкование приведенным нормам права и обоснованно указал, что законодатель императивно установил, что к автодорогам местного значения относятся все остальные дороги, не относящиеся к указанным выше трем группам.
Перечни автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения утверждаются Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, соответственно, эти перечни и являются документами, определяющими статус этих дорог. Документом, подтверждающим отнесение дороги к частной, является свидетельство о праве собственности на данную дорогу физического или юридического лица. Дороги же, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, в силу закона подлежат признанию дорогами местного значения.
Составления специального перечня как документа, порождающего отнесение тех или иных дорог к дорогам местного значения, не предусмотрено. Такой перечень может составляться органами местного самоуправления, однако при его составлении органы местного самоуправления все равно должны включить в него все автодороги, не отнесенные к федеральным, региональным, межмуниципальным или частным.
Таким образом, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1, пунктами 2 и 10 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ спорное сооружение является автомобильной дорогой общего пользования местного значения. При этом в пункте 10 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлена презумпция муниципальной собственности на дороги данного типа.
В пункте 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения" разъяснено, что право на иск о признании права собственности отсутствующим имеет только владеющий собственник недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРП.
В материалах дела отсутствуют сведения о государственной регистрации права собственности истца на спорный объект. Согласно письму департамента градостроительства администрации города Красноярска от 20.10.2015 N 01/5328-дг в департаменте отсутствует информация о наличии разрешения на строительство внутриквартальных дорог с инженерными коммуникациями на земельных участках с кадастровыми номерами 24:50:0000000:15632, 24:50:0000000:15624. Довод истца о том, что спорный объект до настоящего времени отсутствует как вещь, созданная в соответствии с требованиями гражданского, земельного, градостроительного законодательства, отклоняется судом, поскольку, согласно материалам дела, объект существует в натуре, право собственности на него зарегистрировано в установленном законом порядке.
30.05.2016 в Арбитражный суд Красноярского края поступило заключение эксперта от 30.05.2016, согласно которому определить год постройки спорного объекта - автомобильная дорога, назначение: нежилое, площадь застройки 2 315 кв.м, лит.1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Хрустальная, кадастровый номер объекта 24:50:0100212:325, на основании имеющихся материалов, не представляется возможным; достоверно и однозначно ответить на вопрос "является ли спорный объект - автомобильная дорога, назначение: нежилое, площадь застройки 2 315 кв.м, лит.1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Хрустальная, кадастровый номер объекта 24:50:0100212:325, построенным не позднее 1990 года)" на основании имеющихся в судебном деле документах нельзя.
Кроме того, в заключении имеется пояснение эксперта, согласно которому автомобильная дорога находилась в эксплуатации в 2007 году, асфальтобетонное покрытие дорожной одежды уложено не позднее 2012 года.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, данные выводы эксперта не свидетельствуют о том, что автомобильная дорога не существовала до 2007 года, а наличие в Едином государственном реестре записи о праве собственности на объект само по себе не может являться достаточным основанием для удовлетворения заявленных исковых требований о признании зарегистрированного права отсутствующим.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что признание отсутствующим права муниципальной собственности на автомобильную дорогу в рассматриваемом случае не обеспечивает восстановление прав и законных интересов истца, и правомерно отказал в иске.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к пересмотру установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и исследованных им с соблюдением норм процессуального права доказательств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции и могли бы являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "06" декабря 2016 года по делу N А33-7484/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-7484/2015
Истец: ЗАО Производственно-строительная компания "СОЮЗ", ЗАО ПСК Союз
Ответчик: МО город Красноярск в лице администрации города Красноярска
Третье лицо: Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска, ТУ Федерального агентства по управлению гос.имуществом в КК, Управление Росреестра по Красноярскому краю, АО "Красноярски трест инженерно-строительных изысканий", ОАО Красноярсктисиз, ОАО Научно-технический прогресс, ООО Заря, ООО Красэксперт, ООО ПО АртСтрой