Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20 июня 2017 г. N Ф09-2757/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
14 марта 2017 г. |
Дело N А60-41866/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от истца Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа (ИНН 6654007380, ОГРН 1026602231380) - не явились,
от ответчика Министерства финансов Свердловской области (ИНН 6661004608, ОГРН 1026605256589) - не явились,
от третьего лица Управления Федерального Казначейства по Свердловской области - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Министерства финансов Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 ноября 2016 года
по делу N А60-41866/2016
принятое судьей Е.Л. Невмерухой
по иску Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа
к Министерству финансов Свердловской области
третье лицо: Управление Федерального Казначейства по Свердловской области,
о возмещении вреда, причиненного органами местного самоуправления,
установил:
УПРАВЛЕНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ, ЖКХ И СТРОИТЕЛЬСТВА ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к МИНИСТЕРСТВУ ФИНАНСОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - ответчик) о взыскании со Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области за счет средств казны Свердловской области убытков в размере 2 083 592 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30 ноября 2016 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что ст. 26.3 ФЗ N 184-ФЗ не относит к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ решение вопросов обеспечения жильем инвалидов и их семей; ответчик не обладает полномочиями по обеспечению жильем инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005; выплаты являются расходным обязательством РФ, поскольку меры социальной поддержки установлены Федеральным законом; Министерство финансов РФ не предоставило доказательства финансового обеспечения реализации указанных полномочий субъектом РФ - Свердловской областью; органы местного самоуправления в Свердловской области не наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, вместе с тем, органы местного самоуправления, руководствуясь судебными решениями, обязаны самостоятельно обеспечивать указанную категорию граждан жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда; вина ответчика не подтверждена; не доказано, что жилое помещение выбыло из муниципального бюджета; истец не обращался к субъекту РФ с требованием о предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Свердловской области; не доказано, что жилые помещения предоставлены инвалидам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Талицкого районного суда Свердловской области от 23.05.2012 г. по делу N 2-239/2012. на Управление топливно-энергетическим комплексом. ЖКХ и строительства ТГО (далее - Управление) была возложена обязанность предоставить несовершеннолетней Кобелевой К.М. и члену её семьи Кобелевой О.С. жилое помещение на условиях социального найма не ниже установленных социальных норм на территории г. Талица благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Данное решение вступило в законную силу 26.06.2012 г.
Вступившим в законную силу решением суда от 23.05.2012 г. установлено, что Кобелева К.М. - инвалид (категория "ребенок-инвалид"), это подтверждается справкой серии МСЭ-2011 N 4477109 от 27.08.2012 г.
Заключением ВК ГБУЗ СО "Талицкая ЦРБ" от 26.04.2012 г. N 1272 Кобелевой К.М. установлен диагноз F 07.8, который подтверждает ее право на предоставление индивидуальной жилой площади в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Наличие вышеуказанного диагноза дает право Кобелевой К.М. на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ.
Распоряжением Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа от 11.10.2013 г. N 147 Кобелева К.М. и члены ее семьи Кобелева О.С., признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Распоряжением Управления от 11.10.2013 N 147 Кобелева К.М. была включена в списки граждан, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.
Во исполнение вышеуказанного решения Управлением было Приобретено жилое помещение по адресу: Свердловская обл.. г. Талица. ул. Песчаная, д. 12. кв.23, обшей площадью 53.6 кв..
В соответствии с муниципальным контрактом N 01623000103 15000006-01 55069-01 от 25.02.2015, заключенным истцом (покупатель) с ООО "Талицкая строительная компания-2" (продавец), стоимость приобретенного жилого помещения составила 2 083 592 рубля 80 копеек.
Данная сумма перечислена продавцу платежными поручениями N 158 от 24.03.2015 г.
После зачисления вышеуказанного жилого помещения в казну Талицкого городского округа оно было предоставлено Кобелевой К.М. в пользование по договору социального найма от 09.04.2015 г.
В результате приобретения вышеуказанной квартиры Управление понесло убытки в размере 2 083 592,80 руб. и полагает, что они подлежат возмещению из бюджета Свердловской области.
В связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что ст. 26.3 ФЗ N 184-ФЗ не относит к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ решение вопросов обеспечения жильем инвалидов и их семей; ответчик не обладает полномочиями по обеспечению жильем инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005; выплаты являются расходным обязательством РФ, поскольку меры социальной поддержки установлены Федеральным законом; Министерство финансов РФ не предоставило доказательства финансового обеспечения реализации указанных полномочий субъектом РФ - Свердловской областью; органы местного самоуправления в Свердловской области не наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, вместе с тем, органы местного самоуправления, руководствуясь судебными решениями, обязаны самостоятельно обеспечивать указанную категорию граждан жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда; вина ответчика не подтверждена; не доказано, что жилое помещение выбыло из муниципального бюджета; истец не обращался к субъекту РФ с требованием о предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Свердловской области; не доказано, что жилые помещения предоставлены инвалидам.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В силу положений ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Закона о социальной защите инвалидов предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу ст. 12, 130 (ч. 1) и 132 (ч. 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Отнесение судами этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Данный подход сформулирован в Определении Верховного Суда РФ от 21.12.2015 N 309-ЭС15-11320.
Между сторонами отсутствует спор о том, что Кобелева К.М. поставлена на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, после 1 января 2005 года. В связи с чем, обеспечение его жилым помещением подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации - бюджета Свердловской области.
Довод заявителя жалобы о том, что Министерство финансов РФ не предоставило в материалы дела доказательств финансового обеспечения реализации указанных полномочий субъектом РФ - Свердловской областью, подлежит отклонению, поскольку в случае возложения на субъект РФ государственного социального обязательства именно он является лицом, ответственным за возмещение расходов, понесенных органом местного самоуправления. Вопросы же государственного межбюджетного регулирования, полноты бюджетного финансирования субъекта РФ подлежат самостоятельному урегулированию.
Довод заявителя жалобы о том, что органы местного самоуправления в Свердловской области не наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, вместе с тем, органы местного самоуправления, руководствуясь судебными решениями, обязаны самостоятельно обеспечивать указанную категорию граждан жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда, подлежит отклонению.
При возложении на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений предполагается компенсация из государственного бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (ст. ст. 132, 133 Конституции РФ).
Соответственно понесенные администрацией муниципального образования расходы на исполнение государственных социальных гарантий, влекут обязанность их возмещения в конкретном случае - Свердловской областью, в силу ст. ст. 16, 1069 ГК РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что материалами дела не подтверждена вина ответчика, истец не обращался к субъекту РФ с требованием о предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Свердловской области, подлежит отклонению.
Факт противоправности действий (бездействия) субъекта РФ - Свердловской области, выразившихся в отказе исполнить обязанность по компенсации истцу затрат, связанных с передачей жилья инвалиду, установлен материалами дела. Доказательств, свидетельствующих о том, что из бюджета Свердловской области истцу были выделены средства в объеме, достаточном для надлежащей реализации указанных мер социальной поддержки, не представлено.
Довод заявителя жалобы о том, что материалами дела не доказано, что жилое помещение выбыло из муниципального бюджета, подлежит отклонению, поскольку исполнение расходных обязательств субъекта РФ путем передачи жилого помещения по договору социального найма наделяет физическое лицо правом бессрочного владения и пользования жилым помещением, а также правом его приватизировать. Реализация названных прав лишает муниципальное образование возможности использовать указанное помещение в целях исполнения непосредственно обязательств органа местного самоуправления и влечет расходование средств муниципального бюджета на выполнение государственных полномочий по реализацию мер социальной поддержки инвалидов.
Предоставив жилое помещение по договору социального найма, Администрация городского округа Богданович в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами названного лица. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, Администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Довод заявителя жалобы о том, что материалами дела не подтверждено, что лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, которые были обеспечены истцом жилыми помещениями, признаны инвалидами в порядке, установленном действующим законодательством, отклоняется, поскольку факт инвалидности подтверждается решением Талицкого районного суда Свердловской области от 23.05.2012 г. по делу N 2-239/2012.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 ноября 2016 года по делу N А60-41866/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-41866/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20 июня 2017 г. N Ф09-2757/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ, ЖКХ И СТРОИТЕЛЬСТВА ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Управление Федерального казначейства по Свердловской области