город Ростов-на-Дону |
|
17 марта 2017 г. |
дело N А32-32994/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 10.03.2017 Антонюк М.Н.;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 09.01.2017 Шевченко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Павловский мясокомбинат" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2016 по делу N А32-32994/2016 по заявлению открытого акционерного общества "Павловский мясокомбинат", заинтересованное лицо: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, принятое в составе судьи Руденко Ф.Г.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Павловский мясокомбинат" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным уведомление Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство, заинтересованное лицо) об отказе в приеме документов N 206.03-132/16-04 от 16.06.2016 об обязании произвести регистрацию заявлений.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Открытое акционерное общество "Павловский мясокомбинат" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не учтено, что в 2016 году выделены лимиты на предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства, в том числе, за счет средств федерального бюджета в сумме 61947,4 тыс. руб., за счет средств краевого бюджета в сумме 18 600,0 тыс. руб. Финансирование на цели субсидирования бюджетом Краснодарского края предусмотрено с лимитом бюджетных обязательств в размере 80 547 400 руб. Общество ранее неоднократно получало субсидии на цели финансирования по названой статье бюджета в рамках указанной целевой программы.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требовании апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в министерство с заявлениями о получении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до 1 года и направленным на закупку сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки продукции животноводства.
Уведомлением N 206.03-132/16-04 от 16.06.2016 министерство отказало в приеме документов.
Не согласившись с вынесенным уведомлением, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, про-изведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) субсидии предоставляются: из федерального бюджета в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Заявленные субсидии предоставляются, в том числе за счет выделяемых из федерального бюджета средств в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Краснодарского края на 2016 год по направлению расходов "Субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства в области развития оптово-распределительных центров" по целевой статье расходов (далее - ЦСР) 25Д0154500. Однако, Законом Краснодарского края от 28.12.2015 N 3310-КЗ "О краевом бюджете на 2016 год" лимиты бюджетных обязательств на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства на 2016 год, равно как и финансирование в 2016 году мероприятия "Предоставление субсидии субъектам агропромышленного комплекса на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства" подпрограммы "Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры социального питания" (пункт 1.1.1.1) государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 N 944, не предусмотрены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, (далее - Государственная программа), в рамках реализации мероприятий которой заключено соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Краснодарского края, содержащее направления и объемы субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Краснодарского края на 2016 год (далее - Соглашение). Согласно дополнительным соглашениям N 1 от 11.03.2016, N 2 от 31.05.2016, N 3 от 17.06.2016 к Соглашению в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Краснодарского края по направлению расходов "возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства в области развития оптово- распределительных центров" (ЦСР 25ДО 154500) не предусмотрены.
В связи с этим, на основании подпункта 2 пункта 14 Порядка уведомлением N 206.03-132/16-04 от 16.06.2016 заявителю было отказано в приеме документов. Средства в сумме 61947,4 тыс. руб. (ЦСР 2430550470), 18600 тыс. руб. (ЦСР 24305R0470), предусмотренные Законом Краснодарского края от 28.12.2015 N 3310-КЗ "О краевом бюджете на 2016 год" (в редакции Закона N 3463-КЗ от 08.08.2016), на которые указывает заявитель, используются по иному направлению расходов: на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства (кредиты, предусмотренные подпунктом "а", абзацем четвертым подпункта "б" и абзацем третьим подпункта "6.1" пункта 2 Правил), следовательно, не могут быть выплачены заявителю, учитывая направление использования кредитных средств.
Как верно указал суд первой инстанции, заявитель ошибочно относит понесенные им затраты на уплату процентов по кредиту, использованному на закупку сельскохозяйственных животных для первичной и промышленной переработки, на ЦСР краевого бюджета 2430550470 (24305R0470) "Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" ввиду нижеследующего.
До 1 января 2015 года Государственная программа содержала шесть подпрограмм, в том числе, подпрограмму "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства", задачами которой являлось, в том числе увеличение объемов производства продукции животноводства, направленное на ускоренное импортозамещение, а также развитие переработки продукции животноводства.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, (далее - Указания) целевые статьи расходов федерального бюджета обеспечивают привязку бюджетных ассигнований федерального бюджета к государственным программам Российской Федерации, их подпрограммам.
В соответствии с Указаниями целевые статьи Государственной программы включали, в том числе, 25 2 0000 Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства":
- 5047 Субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства. По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства, а также расходы бюджетов субъектов Российской Федерации по предоставлению субвенций бюджетам муниципальных образований на указанные цели.
До августа 2015 года субсидии по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 1 января 2013 года на срок до 1 года организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации, на закупку сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки продукции животноводства, оплату транспортных услуг, связанных с производством молочной продукции, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (абзац пятый подпункта "б" пункта 2 Правил), предоставлялись бюджету Краснодарского края в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации по целевой статье расходов 2525047.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2014 N 1421 "О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" с 01.01.2015 Государственная программа дополнена еще пятью подпрограммами, в том числе "Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания", одной из задач которой является увеличение закупок сельскохозяйственного сырья для переработки предприятиями перерабатывающей промышленности. В связи с чем, приказом Минфина России от 17.04.2015 N 66н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N65H" Указания были дополнены новой целевой статьей расходов федерального бюджета следующего содержания:
25 Д 0000 Подпрограмма "Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания":
По данной целевой статье отражаются расходы федерального бюджета на реализацию подпрограммы по соответствующим направлениям расходов, в том числе - 5450 Субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства.
По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 N 766 (далее - постановление N 766), вступившим в силу с 08.08.2015, в Правила внесены изменения, согласно которым:
1) подпункт "б" пункта 2 предусматривает выплату субсидий по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 1 января 2013 года на срок до 1 года по 31 июля 2015 года включительно, в том числе:
организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации, - на закупку сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки продукции животноводства, оплату транспортных услуг, связанных с производством молочной продукции, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (абзац пятый);
2) подпункт "6.1" пункта 2 предусматривает выплату субсидий по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 1 августа 2015 года на срок до 1 года, в том числе:
организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, и организациями потребительской кооперации, - на закупку сельскохозяйственного сырья продукции растениеводства для первичной и (или) последующей (промышленной) переработки и на закупку у сельскохозяйственных товаропроизводителей сельскохозяйственного сырья продукции животноводства, продукции растениеводства (овощеводства, садоводства, виноградарства, картофелеводства, бахчеводства и продукции закрытого грунта) для первичной и (или) последующей (промышленной) переработки в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (абзац пятый).
Кроме того, постановлением N 766 внесены изменения в пункт 14 Правил, определяющий формулу объема субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации.
Учитывая внесенные изменения, в 2016 году расходы федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства отражаются по ЦСР 25Д0154500 (в 2015 году - ЦСР 25 Д 5450).
Таким образом, отказ министерства в приеме документов от 20.05.2016 N 206.04- 2276/16-04 является законным и обоснованным.
Кроме того, предоставление субсидии является правом, а не обязанностью, и обращение с заявлением о предоставлении субсидии не свидетельствует о наличии безусловных оснований для ее получения.
Субсидии устанавливаются органами государственной власти самостоятельно, исполняются за счет собственных доходов, причем обязательности заключения договора на получение субсидий бюджетное законодательство не содержит, субсидия не является результатом какой-либо экономической деятельности заявителя и не может рассматриваться в качестве дохода, получаемого при осуществлении нормального гражданского оборота, а финансовые последствия связанные с ее неполучением, не могут квалифицироваться как убыток в виде неполученной субсидии.
Общество, осуществляя производственную деятельность, как самостоятельный участник гражданского оборота, несет риск наступления неблагоприятных последствий, вызванных распоряжением своими гражданскими правами.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2016 по делу N А32-32994/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32994/2016
Истец: ОАО "Павловский мясокомбинат"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края