г. Пермь |
|
16 марта 2017 г. |
Дело N А50-21045/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т. Л.
судей Дюкина В.Ю., Власовой О.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от заявителя: не явились;
от ответчика: Некрасова Е.В. (паспорт, доверенность);
от третьего лица: Жолобов Е.О. (паспорт, доверенность от 22.08.2016);
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 декабря 2016 года,
принятое судьей М.А. Катаевой
по делу N А50-21045/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой" (ОГРН 1025901931461, ИНН 5918004625)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
третье лицо: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
о признании решения незаконным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремстрой" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ответчик) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения N 2 от 10.01.2014 к договору аренды лесного участка N 135 от 24.12.2008, выраженного в сообщении N 009/201-2016-1893 от 20.07.2016.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Решением арбитражного суда от 11.12.2016 (резолютивная часть от 21.11.2016) в удовлетворении требований отказано.
Решение суда от 11.12.2016 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что участок лесного фонда был предоставлен в аренду без проведения торгов, решением о переоформлении договора установлен срок аренды - 10 лет, однако в п. 29 договора срок договора указан с 24.12.2008 по 05.06.2015, т.е. менее 10 лет. Заявитель считает, что суд первой инстанции не дал оценки указанному обстоятельству и не применил нормы о недействительности сделки. Также заявитель считает необоснованным применение судом первой инстанции положений ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Третье лицо Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края доводы заявителя поддерживает.
Ответчик против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суд без изменения. Ответчик указывает, что договор аренды лесного участка N 135 от 24.12.2008 был заключен в порядке переоформления договора аренды участка лесного фонда N 25 от 10.01.2005. По истечении срока действия этого договора лесной участок подлежал предоставлению с соблюдением процедуры, предусмотренной п. 1 ст. 74 ЛК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.01.2005 между Лысьвенским лесхозом Агентства лесного хозяйства по Пермской области (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды участков лесного фонда N 25, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает участки лесного фонда Российской Федерации в аренду для осуществления заготовки древесины по главному пользованию.
Срок аренды участков лесного фонда составляет 5 лет со дня государственной регистрации в отделе Главного управления Федеральной регистрационной службы по Пермской области.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке, о чем имеется регистрационная запись N 59-59-09/025/2005-111 от 06.06.2005.
На основании ст. 4 ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 " Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации", протокола от 09.10.2008 N 7 комиссии Агентства по природопользованию Пермского края по приведению договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом 18.12.2008 принято решение о переоформлении заявителю договора аренды участка лесного фонда от 10.01.2005 на срок 10 лет.
24.12.2008 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и заявителем (арендатор) заключен договор N 135 аренды лесного участка.
В соответствии с п. 29 договора от 24.12.2008 N 135 срок действия договора установлен с 24.12.2008 по 05.06.2015 включительно.
Согласно протоколу N 6 от 19.12.2013 заседания комиссии по приведению договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации принято решение изменить срок действия договора аренды на 10 лет, по 24.12.2018 (10 лет с даты подписания договора аренды лесного участка от 24.12.2008 N 135).
10.01.2014 между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и заявителем подписано дополнительное соглашение N 2 к договору аренды лесного участка от 24.12.2008 N 135, в соответствии с которым срок действия договора устанавливается с 24.12.2008 по 24.12.2018.
Заявитель обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения N 2 от 10.01.2014 к договору аренды лесного участка от 24.12.2008 N 135.
Сообщением от 20.07.2016 N 009/201-2016-1893 ответчик отказал заявителю в государственной регистрации дополнительного соглашения N 2 от 10.01.2014, сославшись на то, что договор аренды, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным, равно как и соглашение о продлении такого договора. Заключение дополнительного соглашения в части продления срока действия договора аренды не представляется возможным.
Указанный отказ ответчика послужил основанием обращения общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой" в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В силу п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 74 ЛК РФ (в редакции, действующей на момент заключения дополнительного соглашения N 2 от 10.01.2014) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
В части 3 статьи 74 ЛК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Из части 4 статьи 74 ЛК РФ следует, что арендаторы, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
Договор аренды лесного участка N 135 от 24.12.2008 был заключен в порядке переоформления договора аренды участков лесного фонда N 25 от 10.01.2005 в соответствие с требованиями ЛК РФ.
Законодательство, действовавшее в момент заключения первоначального договора аренды - договора от 10.01.2005, предусматривало заключение подобного договора только по результатам торгов.
В связи с чем, судом первой инстанции правильно установлено, что возможность продления договора аренды лесного участка без проведения процедуры аукциона исключается, поскольку приоритетным является требование о соблюдении публичных процедур, установленных статьей 74 ЛК РФ (п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
Довод заявителя о том, что дополнительное соглашение было заключено в порядке переоформления договора N 25 от 10.01.2005 на основании решения о переоформлении этого договора на срок 10 лет, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно частям 1 и 2 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с ЛК РФ в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009.
Таким образом, договоры, заключенные после 01.01.2009, не могут квалифицироваться в качестве договоров, заключенных в порядке переоформления. Переоформление договора N 25 от 10.01.2005 было произведено при заключении договора N 135 от 24.12.2008.
При этом частью 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с ЛК РФ, по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 названного Кодекса.
Ссылка заявителя на срок договора, указанный в решении о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 18.12.2008, не принимается.
Согласно п. 8 действовавшего на момент заключения договора N 135 от 24.12.2008 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного Приказом МПР РФ от 04.10.2007 N 258, срок договора аренды участков лесного фонда должен устанавливаться с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Ранее лесной участок использовался заявителем на основании договора от 10.01.2005, заключенного сроком на 5 лет. Срок действия договора аренды лесного участка от 24.12.2008 N 135 установлен с 24.12.2008 по 05.06.2015 (п. 29 договора).
Таким образом, общий срок аренды лесного участка составил 10 лет, что соответствует сроку, указанному в решении о переоформлении от 18.12.2008.
Поскольку общий срок аренды лесного участка составил 10 лет, и Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края предоставило лесной участок в пользование по окончании ранее установленного срока договора без проведения торгов, в удовлетворении заявленных требований отказано обоснованно.
Вопреки доводам заявителя оснований для признания договора от 24.12.2008 N 135 недействительной сделкой у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием отмены или изменения судебного акта, не установлено. Решение суда от 11.12.2016 отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 декабря 2016 года по делу N А50-21045/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21045/2016
Истец: ООО "РЕМСТРОЙ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Третье лицо: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края