город Омск |
|
17 марта 2017 г. |
Дело N А81-5406/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2017 года.
Судья Восьмого арбитражного апелляционного суда Солодкевич Ю.М., при ведении протокола судебного заседания Кукаркиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1462/2017) Службы записи актов гражданского состояния Ямало-Ненецкого автономного округа на мотивированное решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.12.2016 по делу N А81-5406/2016 (судья О.В. Максимова), рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску акционерного общества "Энерго-Газ-Ноябрьск" (ИНН 8905033649, ОГРН 1048900553206) к Службе записи актов гражданского состояния Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017090, ОГРН 1058900021025) о взыскании 125 924 руб. 85 коп.,
установил:
акционерное общество "Энерго-Газ-Ноябрьск" (далее - АО "Энерго-Газ-Ноябрьск", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к Службе записи актов гражданского состояния Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Служба ЗАГС автономного округа, ответчик) о взыскании 111 818 руб. 63 коп. стоимости поставленных в январе-апреле 2016 года коммунальных ресурсов и оказанных услуг по водоотведению и 14 106 руб. 22 коп. пени.
До разрешения спора по существу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявил отказ от исковых требований в части основного долга в связи с его оплатой.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.12.2016 по делу N А81-5406/2016 со Службы ЗАГС автономного округа в пользу АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" взыскано 14 106 руб. 22 коп. пени, и 4 778 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Ответчик, не согласившись с решением, обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы её податель указывает, что начисление пени является необоснованным.
От АО "Энерго-Газ-ноябрьск" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец выразил несогласие с доводами ответчика.
В порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ рассмотрение апелляционной жалобы назначено без вызова сторон. Служба ЗАГС автономного округа уведомила о возможности проведения заседания без участия её представителя.
Рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с декабря 2015 года между АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" и Службой ЗАГС автономного округа возникли разногласия при подписании государственного контракта N 1474/12016 на поставку энергоресурсов и оказание услуг, спор относительно содержания условий был предметом судебного разбирательства (дело N А81-3179/2016).
Вместе с тем в период с января по апрель 2016 года истцом поставлялись коммунальные ресурсы в виде тепловой энергии, воды и оказывались услуги водоотведения, что Службой ЗАГС автономного округа не оспаривается.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате поставленных в спорный период коммунальных ресурсов и оказанных услуг явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
К спорным правоотношениям, связанным с поставкой тепловой энергии, воды через присоединенную сеть, в силу пунктов 1, 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Оказание услуг по водоотведению регулируется нормами главы 38 ГК РФ.
Возникшие между сторонами отношения также входят в предмет правового регулирования Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
С учетом источника финансирования Службы ЗАГС автономного округа (бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа) отношения по заключению и исполнению государственного контракта на поставку спорного коммунального ресурса и оказания услуг по водоотведению входят также в предмет регулирования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Объем и стоимость поставленных в период с января по апрель 2016 года тепловой энергии, воды и оказанных услуг по водоотведению ответчиком не оспариваются.
Предметом спора является вопрос, связанный с отсутствием надлежащего оформления контрактных отношений, что, по мнению ответчика, входящего в систему органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и имеющего организационно-правовую форму государственного казённого учреждения субъекта Российской Федерации, являлось до 09.11.2016 препятствием для оплаты коммунального ресурса и оказанных услуг и исключает возможность признания требований истца об уплате пени правомерными.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, отсутствие договорных отношений с организацией, чьи установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенных ему энергоресурсов (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В данном случае подлежит применению исключение, содержащееся в части 8 статьи 103 Закона о контрактной системе, согласно которому подлежат оплате договоры, заключенные в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44 и 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона (в редакции, действующей с 01.01.2016).
В пункте 23 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе указаны контракты на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.
Таким образом, законодатель исходил из того, что потребленное благо (ресурс) должно быть оплачено независимо от даты заключения контракта.
Отношения между АО "Харп-Энерго-Газ" и Службой ЗАГС автономного округа являются длящимися, непрекращающимися 31.12.2015.
Требуя оплаты поставленных тепловой энергии, воды и оказанных услуг по водоотведению, истец не приобретает незаконные имущественные выгоды в обход Закона о контрактной системе. Оплатой стоимости потреблённых коммунальных ресурсов и принятых услуг не был бы нарушен принцип целевого и эффективного использования бюджетных средств.
Из материалов дела усматривается, что истцом заявлено о взыскании ответчика пени на основании пункта 9.1 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункта 6.2 статьи 13, пункта 6.2 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении за период с 19.02.2016 по 30.08.2016 в размере 14 106 руб. 22 коп. (л.д. 168).
Согласно статье 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки его исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В соответствии с частью 9.1 статьи 15 Закона о теплоснабжении (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов"), потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Частью 6.2 статьи 13 Закона о водоснабжении и водоотведении (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов") предусмотрено, что абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший горячую, питьевую и (или) техническую воду, обязан уплатить организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В силу части 6.2 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов") абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Пеня, установленная пунктом 9.1 статьи 15 Закона о теплоснабжении и пунктом 6.2 статьи 13, пунктом 6.2 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении, является законной неустойкой, возможность взыскания которой не зависит от наличия либо отсутствия соглашения сторон.
Поскольку допущена просрочка в оплате тепловой энергии, воды и услуг по водоотведению, требование к ответчику о привлечении его к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания пени правомерно.
Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств принятия им исчерпывающих мер для осуществления платежей по выставленным поставщиком (исполнителем) счетам-фактурам, а также доказательств, свидетельствующих о том, что орган федерального казначейства отказал Службе ЗАГС автономного округа в перечислении данных средств.
С учетом изложенного в настоящем постановлении, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаниями для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
Соответственно решение суда первой инстанции, удовлетворившего исковое требование о взыскании пени, является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда. Нормы материального и процессуального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Служба ЗАГС автономного округа в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.12.2016 по делу N А81-5406/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ю.М. Солодкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-5406/2016
Истец: АО "Энерго-Газ-Ноябрьск"
Ответчик: Служба записи актов гражданского состояния Ямало-Ненецкого автономного округа