Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 октября 2017 г. N Ф05-13846/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 июня 2017 г. |
Дело N А41-74519/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - дачного некоммерческого партнерства "Природа" - Поздняковой Е.О. (представителя по доверенности от 11.05.2017),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Новикова С.В. (представителя по доверенности от 15.11.2016),
от комитета лесного хозяйства Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20.02.2017 по делу N А41-74519/16, принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
УСТАНОВИЛ:
дачное некоммерческое партнерство "Природа" (далее - партнерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), в котором просило:
- признать незаконным отказ управления от 12.09.2016 N 50/011/005/2016-9286 в государственной регистрации иного ограничения (сервитута): на объект недвижимости земельный участок, адрес: в границах кадастрового квартала 50:11:0020201, расположенный в Московской области, Красногорском районе, Истринском лесничестве, в квартале 22 в выделах 16, 18,19,20,21;
- обязать управление провести государственную регистрацию иного ограничения (сервитута): на объект недвижимости земельный участок, адрес: в границах кадастрового квартала 50:11:0020201, расположенный в Московской области, Красногорском районе, Истринском лесничестве, в квартале 22 в выделах 16, 18,19, 20, 21.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.02.2017 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель партнерства в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя комитета.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей управления и партнерства, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Партнерство является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020201:134, общей площадью 29 200 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, на основании договора аренды земельного участка от 24.02.2010 N 26, прошедшим государственную регистрацию в установленном законодательством порядке, о чем имеется регистрационная запись N 50-50-11/031/2010-153 от 02.04.2010. Срок аренды земельного участка, в соответствии с указанным договором, составляет 49 лет с момента государственной регистрации.
Для обеспечения беспрепятственного прохода и проезда к указанному земельному участку партнерство обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к комитету и обществу с ограниченной ответственностью "Опушка" об установлении права ограниченного пользования чужими земельным участком (сервитута).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 по делу А41-72677/2015 в пользу партнерства установлено право ограниченного пользования (сервитут) на земельный участок расположенный в границах кадастрового квартала номер 50:11:0020201 в Московской области, Красногорском районе, Истринском лесничестве, Красногорском участковом лесничестве, в квартале N 22, в выделах 16, 18, 19, 20, 21 на следующих условиях: срок действия сервитута - до 01 апреля 2059 года. Плата за сервитут - 16 302 рублей в год, из которых 14 239 рублей путем перечисления безналичных денежных средств на счет ООО "Опушка"" за сервитут площадью 1803 кв.м.; 2 063 рублей в год путем перечисления безналичных денежных средств на счет Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области за сервитут площадью 418 кв. м. Срок оплаты - не позднее 25 числа первого месяца расчетного периода. Назначение, правовой режим сервитута - обеспечение беспрепятственного прохода и проезда к земельному участку с кадастровым номером 50:11:0020201:134 общей площадью 29 200 кв.м. категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, мкр. Опалиха, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 50:11:0020201. Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 установлена также сфера действия сервитута - земельный участок площадью 2 221 кв.м. в соответствии с приведенным в резолютивной части судебного акта каталогом координат поворотных точек земельного участка в системе Х;У.
На основании постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 по делу N А41-72677/15 партнерство 01.09.2016 обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации иного ограничения (сервитута) на объект недвижимости: условный номер: 50-50/011-50/011/005/2016-986, земельный участок, адрес: в границах кадастрового квартала 50:11:0020201, расположенный в Московской области, Красногорском районе, Истринском лесничестве, в квартале 22 в выделах 16, 18, 19, 20, 21.
Партнерство 05.09.2016 предоставило в управление дополнительные документы, а именно: выписку из государственного лесного реестра о лесных кварталах и лесотаксационных выделах от 29.08.2016 относительно квартала 22, выдела 16, 18, 19, 20, 21, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, Истринское лесничество, Красногорское участковое лесничество с приложением карты-схемы расположения указанных выделов.
Сообщением от 12.09.2016 N 50/011/005/2016-9286 управление отказало партнерству в государственной регистрации иного ограничения (сервитута) на вышеуказанный объект недвижимости, сославшись на то, что в соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), кроме того, указано об отсутствии полномочий на регистрацию ограниченного права пользования (сервитута) в доверенности представителя партнерства.
Партнерство, считая, что отказ управления в государственной регистрации иного ограничения (сервитута) на объект недвижимости является незаконным, не соответствующим Закону о регистрации и иным нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы партнерства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление партнерства, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с положениями статей 16-18 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов (исполнительные листы предоставляются государственному регистратору совместно с решениями третейских судов);
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о регистрации если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 указанной статьи).
Пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 20 Закона о регистрации.
В апелляционной жалобе управление указывает, что суд первой инстанции не учел норму закона, а именно: положение пункта 2 статьи 27 Закона о регистрации, в соответствии с которым если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.
Вместе с тем право ограниченного пользования (сервитут) на земельный участок в границах кадастрового квартала 50:11:0020201, расположенный в Московской области, Красногорском районе, Истринском лесничестве, в квартале 22 в выделах 16, 18, 19, 20, 21, площадью 2 221 кв.м.. который является лесным участком и относится к землям лесного фонда, было установлено на основании постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 по делу А41-72677/2015.
На основании статьи 4.1 Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) до 01.01.2017 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
Согласно части 1 статье 4.2 Вводного закона, частью 6 статьи 47 Закона о кадастре лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются раннее учтенными объектами недвижимости.
В пункте 4.4 Вводного закона указывается что, в случае, если допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о регистрации.
Сведения, подтверждающие существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), в которой говорится, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей. В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (часть 2 статьи 70.1 Лесного кодекса).
Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается, таким образом, юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2 Вводного закона).
В данном случае такие сведения партнерством в управление при обращении с заявление о государственной регистрации иного ограничения (сервитута) на объект недвижимости, предоставлены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 по делу А41-72677/2015 в пользу партнерства установлено право ограниченного пользования (сервитут) на земельный участок расположенный в границах кадастрового квартала номер 50:11:0020201 в Московской области, Красногорском районе, Истринском лесничестве, Красногорском участковом лесничестве, в квартале N 22, в выделах 16, 18, 19, 20, 21, установлена площадь земельного участка - 2 221 кв. м., в резолютивной части судебного акта приведен каталог координат поворотных точек земельного участка, на который установлено обременение.
В соответствии со статьей 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2016, Закон о кадастре допускает кадастровый учет части объекта недвижимости только в случае государственной регистрации ограничения (обременения) вещного права, в связи с установлением которого данная часть образована.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных правоотношений является, в том числе часть земельного участка.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о кадастре объектом кадастрового учета могут быть земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства.
Пункт 9 части 2 статьи 7 Закона о кадастре определяет, что сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, являются дополнительными сведениями об объекте недвижимости.
Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 23, частей 11 и 13 статьи 25 Закона о кадастре кадастровый учет части объекта недвижимости возможен в случае государственной регистрации обременения вещного права на соответствующую часть объекта недвижимости.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, если исходный земельный участок поставлен на кадастровый учет, его часть также может быть объектом кадастрового учета в случае регистрации в государственном реестре прав обременения на данную часть объекта недвижимости.
Таким образом, законодатель допускает возможность государственной регистрации иного ограничения (сервитута) до постановки на кадастровый учет части земельного участка, на который установлен сервитут.
В данном случае документы, предоставленные партнерством на государственную регистрацию, в том числе выписка из государственного лесного реестра, соответствуют требованиям законодательства, содержат исчерпывающие сведения о части земельного участка, обремененного сервитутом, что позволяет установить индивидуальные характеристики части земельного участка, обремененного сервитутом, и зарегистрировать обременение земельного участка в рамках границ кадастрового квартала 50:11:0020201, расположенного в Московской области, Красногорском районе, Истринском лесничестве, в квартале 22 в выделах 16, 18, 19, 20, 21, площадью 2 221 кв.м. по установленным в судебном акте координатам.
Кроме того, вопреки оспариваемому отказу, на государственную регистрацию партнерством была представлена доверенность на представителя с перечислением его полномочий, позволяющая провести государственную регистрацию в данном случае.
Следовательно, у управления отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации иного ограничения (сервитута) на земельный участок в границах кадастрового квартала 50:11:0020201, расположенный в квартале 22 выдела 16,18,19,20, 21 Истринского лесничества Красногорского района Московской области.
Из доводов управления, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.02.2017 по делу N А41-74519/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-74519/2016
Истец: Некоммерческое партнерство Дачное "Природа"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21443/18
03.10.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13846/17
19.06.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5231/17
20.02.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-74519/16