Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 июня 2017 г. N Ф08-3819/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
17 марта 2017 г. |
дело N А32-8039/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цушко И.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Морозовой Натальи Александровны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2016 по делу N А32-8039/2016, принятое в составе судьи Назыкова А.Л.,
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Морозовой Натальи Александровны (ОГРНИП 313237221700077 /ИНН 235701468506),
к администрации Вольненского сельского поселения Успенского района
при участии третьего лица: администрации муниципального образования Успенский район
о признании недействительным решения, об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Морозова Наталья Александровна (далее -предприниматель ) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации Вольненского сельского поселения Успенского района (далее - администрация поселения) о признании недействительным решения от 02.12.2015 N 02-22/1582 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, а также об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:34:1001000:469 по кадастровой стоимости, действующей на момент подачи заявления от 29.06.2015.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП глава КФХ Морозова Н.А. обратилась с апелляционной жалобой, просила отменить решение суда, в иске отказать. Жалоба мотивирована тем, что исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Ответчик в отказе от 02.12.2015 N 02-22/1582 сослался на п.1 статьи. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, что не соответствует пп.10 п.2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. В п.2 статьи. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен отказ в предоставлении земельного участка, если указанный в заявлении участок, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав. Отказ администрации не может быть признан соответствующим действующему законодательству. С 01.01.2016 на территории Краснодарского края кадастровая стоимость земельных участков сельскохозяйственного назначения значительно увеличилась. На территории Успенского района на 70% ( с 6,12 руб./кв.м. до 10,04 руб./кв.в.), что делает невозможным заключение договора купли-продажи земельного участка на условиях, действующих в июне 2015. Выбор способа защиты является правом истца. Нарушение ответчиком сроков и порядка организации публичной процедуры предоставления земельного участка, установленной статьи. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не должно ограничивать права и законные интересы заявителя, поскольку никакое иное лицо не обладает право покупки спорного земельного участка в порядке (без проведения торгов) и на условиях (цена) 2015 года.
Администрация Вольненского сельского поселения Успенского района и администрации муниципального образования Успенский район отзывы на апелляционную жалобу не представлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. От ИП главы КФХ Морозовой Н.А. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, администрацией муниципального образования Успенский район и ИП главой КФХ Морозовой Н.А. заключен договор N 3400002654 от 12.01.2015 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:34:1001000:469 общей площадью 216 948 кв.м. по адресу: Краснодарский край, Успенский район, в границах земель ЗАО "Марьинское", разрешенное использование земельного участка - сельскохозяйственные угодья. Срок действия договора установлен п. 7.2 по 11 января 2025 г. Договор аренды земельного участка зарегистрирован в ЕГРП 09.02.2015 (выписка из ЕГРП от 12.08.2015 N 23/003/011/2015-953).
В соответствии с кадастровым паспортом от 16.12.2014 N 2343/12/14-1195439 земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственные угодья.
ИП глава КФХ Морозова Н.А. обращалась с заявлениями в администрацию Вольненского сельского поселения о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов от 29.06.2015, от 19.10.20015, от 24.11.2015, в которых просила на основании статьи 39.17 Земельного кодекса предоставить в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 23:34:10010000:469, для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством. Основанием предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов указан подпункт 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.
Письмом от 02.12.2015 N 02-22/1582 администрация Вольненского сельского поселения Успенского района отказала в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, поскольку не истек трехлетний срок с даты заключения договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса). Земельный участок не может быть предоставлен без проведения торгов, поскольку принадлежит на праве аренды (подпункт 7 пункт 8 статьи 39.11 Земельного кодекса).
Досудебный порядок урегулирования спора по требованию о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка соблюден (статья 445 Гражданского кодекса Российской Федерации), что подтверждается направлением заявителем в феврале 2016 года в адрес администрации Вольненского сельского поселения подписанного проекта договора купли-продажи спорного земельного участка по цене, равной кадастровой стоимости земельного участка в размере 1328047 рублей 18 копеек
Оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для отказа ы у удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа:
8) земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
9) земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;
10) земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.14 Земельного кодекса предоставление земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В качестве основания для предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов заявитель ссылается на подпункт 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Между тем, подпункт 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации отсылает к статье 39.18 Земельного кодекса.
Согласно статье 39.18 Земельного кодекса в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.18 Земельного кодекса в извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;
9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.18 Земельного кодекса граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Согласно пункту 5 данной статьи, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Как указано в пункте 7 статьи 39.18 Земельного кодекса, в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, статьей 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрено проведение процедуры, предусматривающей предварительную публикацию о возможном предоставлении земельного участка в собственность с целью выявления иных претендентом на приобретение земельного участка и проведение торгов на право аренды земельного участка в случае поступления иных заявок.
Предусмотренная статьей 39.18 Земельного кодекса РФ процедура публикации администрацией не соблюдена.
Нарушение процедуры предоставления земельного участка в части публичного информирования населения о его предстоящем предоставлении, препятствует заключению договора купли-продажи земельного участка, поскольку влечет недействительность такого договора.
Учитывая данное обстоятельство, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в данном случае заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав, поскольку права заявителя на получение в собственность земельного участка могут быть восстановлены посредством понуждения администрации к соблюдению процедуры публичного информирования населения о возможном предоставлении земельного участка, установленной статьей 39.18 Земельного кодекса РФ, по результатам которого и может быть решен вопрос о порядке заключения договора купли-продажи.
Учитывая заявленные предпринимателем требования и направленность его интересов исключительно на получение земельного участка в собственность по определенной цене и без проведения торгов, и принимая во внимание установленную ст. 39.18 ЗК РФ процедуру предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предусматривающую необходимость совершения указанных в ней мероприятий, признание недействительным оспариваемого отказа администрации не приведет к восстановлению нарушенных прав.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2016 по делу N А32-8039/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8039/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 июня 2017 г. N Ф08-3819/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Морозова Наталья Александровна, Морозова Н А
Ответчик: Администрация Вольненского сельского поселения, АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛЬНЕНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ УСПЕНСКОГО РАЙОНА
Третье лицо: Администрация муниципального образования Успенский район