г. Санкт-Петербург |
|
21 марта 2017 г. |
Дело N А56-58755/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Л.С.Копыловой,
судей И.Г.Медведевой, И.Ю.Тойвонена,
при ведении протокола судебного заседания секретарем В.Ю.Афашаговой,
при участии:
от заявителя: Терехова К.И. по распоряжению от 28.02.2017 N 56р, Пащенко В.В. по протоколу от 24.01.2017,
от ответчика: Гайдовского Д.А. по доверенности от 09.01.2017,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге: Янгировой А.А. по доверенности от 29.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33868/2016) Пащенко В.В. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2016 по делу N А56-58755/2016(судья Д.Н.Шустова), принятое
по заявлению ГНПП МТ "Инмортранс"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге,
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании недействительной государственной регистрации,
установил:
Государственное научно-производственное предприятие морского транспорта "Инмортранс" (далее - заявитель, Предприятие) в лице исполняющего обязанности руководителя Терехова К.И. обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - ФНС, регистрирующий орган) о признании недействительной записи в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 03.08.2016 о государственной регистрации внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в отношении Пащенко В.В. как директора государственного научно-производственного предприятия морского транспорта "Инмортранс", обязании устранить допущенные нарушения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 09.11.2016 заявление удовлетворено, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу от 03.08.2016 N 100436А о государственной регистрации внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в отношении Предприятия признано недействительным, ФНС обязана устранить допущенные нарушения.
Пащенко В.В. как директором ГУП ГНПП МТ "Инмортранс" подана и в судебном заседании поддержана апелляционная жалоба, в которой просил решение отменить, и производство по делу прекратить, полагая отсутствующими у и.о. директора предприятия Терехова К.И. полномочий на действие от имени юридического лица. Указал, что были представлены распоряжения учредителей в лице Выборгского исполкома города Ленинграда и КУГИ Санкт-Петербурга о бессрочном назначении и избрании Пащенко В.В. директором ГУП ГП "Инмортранс" в установленном законом порядке, которые до настоящего времени никем из указанных и действующих учредителей отменены не были. Отсутствует Распоряжение ТУ Росимущества о продлении или назначении Терехова К.И. и.о. директора ГУП ГП "Инмортранс", полномочия которого закончились еще до 10 июля 2016 года на основании распоряжения ТУ Росимущества от 11.04.2016 N 170-р, а запланированный тендер на замещение вакантной должности директора ГУП ГП "Инмортранс" до сих пор не проведен. Судом первой инстанции необоснованно не рассмотрено заявление ГУП ГП "Инмортранс" о прекращении производства по настоящему делу в связи с отказом от требований. Арбитражный суд не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, и не дал правовую оценку легитимности перехода права собственности на весь имущественный комплекс ГУП ГП "Инмортранс" от субъекта Российской Федерации - Правительства Санкт-Петербурга в лице КИО (КУГИ) Санкт-Петербурга к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его Территориального управления в городе Санкт-Петербурге. Арбитражный суд не дал правовую оценку информации о том, что на основании действующего Устава ГП "Инмортранс" от 06.09.1993, утвержденного на основании распоряжения КУГИ Санкт-Петербурга N344-р от 17.08.1993 и решения Собрания трудового коллектива ГП "Инмортранс" от 25.05.1993, какое-либо изменение Устава предприятия или смена директора предприятия производятся только с согласия трудового коллектива предприятия. В судебном заседании пояснил, что помимо заявления по установленной форме никакие документы не подавались и для регистрации не требовались.
МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу возражала относительно удовлетворения апелляционной жалобы. Представитель пояснил, что обжалуемое решение регистрирующим органом исполнено, о чем представлены копии материалов регистрационного дела, которые приобщены к делу согласно статье 16 АПК РФ.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - Управление) возражало относительно удовлетворения апелляционной жалобы. Отметили, что спора между Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга и Управлением по вопросу отнесения имущества ГП "Инмортранс" к федеральной собственности нет, что подтверждается письмом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 29.04.2015 N 12435-7. Распоряжением Территориального управления от 11.04.2016 N 170-р было отменено распоряжение Территориального управления N 199-р от 15.04.2011 "О ликвидации Государственного научно-производственного предприятия морского транспорта "Инмортранс", исполняющим обязанности директора назначен Кирилл Игоревич Терехов. Соответствующая запись в Единый Государственный реестр юридических лиц была внесена 10.05.2016. В подтверждение полномочий собственника имущества Предприятия Управлением представлены Распоряжение Правительства от 01.09.2008 N 1272-р "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2009 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2010 и 2011 годы", копия Письма Министерства транспорта Российской Федерации от 14.12.2007 N 04-04-3684, писем Комитета по управлению городским имуществом от 02.02.2008 N 30955-39, от 30.05.2013 N 12939-8.
Отзыв 3-го лица не приобщен к делу как не соответствующий части 2 статьи 262 АПК РФ.
К.И.Терехов возражал относительно апелляционной жалобы, решение просил оставить без изменения, представил распорядительный акт от февраля 2017 года о своем назначении исполняющим обязанности руководителя.
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - КИО) в судебное заседание не явился.
В судебном заседании апелляционным судом рассмотрены в порядке статей 159, 184 ч. 5 АПК РФ заявленные ходатайства подателя апелляционной жалобы и К.И.Терехова. Ходатайство Пащенко В.В. о приобщении дополнительных документов удовлетворено частично - приобщена копия распоряжения N 344-р от 17.08.1993, в остальной части в приобщении дополнительных документов отказано по части 2 статьи 268 АПК РФ с учетом содержания аудиозаписи судебного заседания суда первой инстанции от 03.11.2016 и предмета рассматриваемого спора. Ходатайство Пащенко В.В. о привлечении к участию в деле в качестве 3-го лица Росимущества, находящегося в городе Москве, отклонено при отсутствии оснований по статье 51 АПК РФ, части 3 статьи 266 АПК РФ. Ходатайство Пащенко В.В. о приостановлении производства по делу до рассмотрения дела N А56-90982/2016 отклонено в связи с отсутствием установленных пунктом 1 статьи 143 АПК РФ оснований. Ходатайство Терехова К.И. о приобщении дополнительных документов отклонено на основании части 3 статьи 65, части 2 статьи 268 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав доводы подателя апелляционной жалобы, правовые позиции иных участвующих в деле лиц в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки выводов суда по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, по юридическому адресу: Санкт-Петербург, Б. Сампсониевский пр., д. 88 зарегистрировано ГП "Инмортранс".
Согласно Уставу ГП "Инмортранс", утвержденному распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 17.08.1993 N 344-р, Предприятие создано на основании решения Главного управления судостроения, судоремонта и технической эксплуатации флота Министерства морского флота СССР.
09.09.2003 ГП "Инмортранс" внесено в реестр федерального имущества за реестровым номером 07801112.
Распоряжением Территориального управления от 11.04.2016 N 170-р было отменено распоряжение Территориального управления N 199-р от 15.04.2011 "О ликвидации Государственного научно-производственного предприятия морского транспорта "Инмортранс", исполняющим обязанности директора назначен Терехов К.И.
10 мая 2016 года в ЕГРЮЛ в отношении Предприятия внесена запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, о прекращении полномочий Пащенко Владимира Витальевича в должности генерального директора Предприятия и возложении полномочий исполняющего обязанности директора Предприятия на Терехова Кирилла Игоревича.
Установив, что согласно сведениям из ЕГРЮЛ по состоянию на 23.08.2016 директором Предприятия значится Пащенко В.В. притом, что федеральный собственник волеизъявления не изменял, полагая, что внесение в ЕГРЮЛ записи от 03.08.2016 осуществлено на основании заведомо недостоверных сведений, основывая требования на статьях 12, 51, 53 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьях 9, 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации), Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости и достаточности в соответствии со статьями 67, 68, 71, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ и удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств назначения Пащенко В.В. директором Предприятия в установленном законом порядке после отмены распорядительного акта о ликвидации притом, что представитель собственника назначение его на указанную должность отрицал, и, установив, что оспариваемое решение принято на основании заявления, содержащего недостоверные сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Предприятия, и поданного неуполномоченным лицом, что должно было расценено как непредставление документов, необходимых для государственной регистрации, признал решение о внесении сведений в ЕГРЮЛ недействительным.
Доводы подателя апелляционной жалобы отклонены, как не нашедшие объективного подтверждения в судебном заседании.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Закона о регистрации).
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе не имеющих ведомственной принадлежности, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом"),
В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (далее - Территориальное управление), утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23.04.2009 N 111, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга.
Распоряжением Территориального управления от 11.04.2016 N 170-р отменено распоряжение Территориального управления N 199-р от 15.04.2011 "О ликвидации Государственного научно-производственного предприятия морского транспорта "Инмортранс", исполняющим обязанности директора был назначен К.И.Терехов. Соответствующая запись в Единый Государственный реестр юридических лиц внесена 10.05.2016.
В связи с отсутствием доказательств волеизъявления собственника имущества в отношении назначения руководителем Предприятия Пащенко В.В., последний не наделен в соответствии со статьей 21 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" правом действовать от имени предприятия без доверенности.
Согласно Уставу ГП "Инмортранс", утвержденному распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 17.08.1993 N 344-р, Предприятие создано на основании решения Главного управления судостроения, судоремонта и технической эксплуатации флота Министерства морского флота СССР. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.1994 N 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" и приказа Мингосимущества России от 10.09.1998 N 216 "О наделении Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга полномочиями территориального органа Мингосимущества Российской Федерации" за КУГИ Санкт-Петербурга были закреплены полномочия по управлению федеральным имуществом.
После 31.12.2008 функции по управлению федеральным имуществом, расположенным на территории Санкт-Петербурга, были возложены на ТУ Росимущества по Ленинградской области, а после создания в 2009 году ТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге были возложены на Территориальное управление.
Распоряжением Правительства РФ от 01.09.2008 N 1272-р Предприятие включено в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2009 год. Согласно подпункта 5.16. пункта 5. раздела II Положения о Росимуществе, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет, в том числе следующие полномочия: заключает, изменяет и прекращает в установленном порядке трудовые договоры с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества (за исключением случаев, когда такие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Законом о регистрации установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице. При этом установлен перечень документов, которые заявитель должен представить в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений.
В силу статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно правовой позиции, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Представленные заявителем в регистрирующий орган документы не могут расцениваться как содержащие достоверные сведения.
Кроме того, заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица. Поскольку Пащенко В.В. таковым не является, заявление не могло быть принято регистрирующим органом в качестве основания для совершения регистрации. Представление неуполномоченным лицом в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице и его учредительные документы, следует рассматривать как непредставление необходимых для государственной регистрации документов, определенных законом, что в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации влечет отказ в государственной регистрации таких изменений.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал решение регистрирующего органа не соответствующим требованиям Закона о регистрации.
Процессуальных нарушений, влекущих применение части 3 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Доводы подателя апелляционной жалобы о непроведении собственником тендера на замещение вакантной должности директора ГУП ГП "Инмортранс" и ссылки на положения Устава предприятия о смене директора только с согласия трудового коллектива отклонены апелляционным судом, как не соответствующие нормам материального права.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы или в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 176, 110, 268, 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение арбитражного суда первой инстанции от 09.11.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.С. Копылова |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58755/2016
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА "ИНМОРТРАНС"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге