г. Москва |
|
22 марта 2017 г. |
Дело N А40-177499/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей: Д.В. Пирожкова, О.Г. Головкиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.О. Меликсетяном,
рассматривая в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 ноября 2016 года по делу N А40-177499/16, принятое судьёй Иканиным Д.В.
по иску АО "ПГК" в лице Челябинского филиала
к ОАО "РЖД"
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца: Шмидт по доверенности 03.04.2015
от ответчика: Денисова И.А. по доверенности 20.07.2016
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось АО "ПГК" с иском к ОАО "РЖД" о взыскании 782 594 руб. 54 коп. убытков в идее стоимости ремонта поврежденных вагонов.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23 ноября 2016 года по делу N А40-177499/16, взыскано с ОАО "РЖД" в пользу АО "ПГК" 782 594 руб. 54 коп. убытки, а также расходы по государственной пошлине в размере 18 652 руб. 00 коп.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу в которой просит, решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец возражал на доводы жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 23 ноября 2016 года по делу N А40-177499/16 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, в декабре 2015, январе, феврале, марте 2016 года работниками ОАО "РЖД" забракованы и отцеплены в текущий ремонт принадлежащие АО "ПГК" вагоны N 61956967, 55235824, 54197959, 55148753, 56061286, 52440476, 56511694, 55436752, 56606072, 53295507. 52103744. 56293350, 53292272, 52370749. 56648090, 52430196, 55463782, 57533465, 52104031, 54669973, 68205558, 56899123, 67457589, 67462325, 60479110, 52386596. 50921394, 55420384, 55252133, 52369857,67083071, 52228533, 67267763, 56348840, 67410738 по неисправности колёсных пар "выщербины обода колеса" (код неисправности -107), по неисправности колёсной пары "неравномерный прокат по кругу катания выше нормы" (код неисправности - 117).
Отцепка указанных вагонов в текущий ремонт произведена на основании требований, установленных Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов). На каждый вагон перевозчиком оформлено уведомление о постановке вагонов в ремонт формы ВУ-23-М.
АО "ПГК" обеспечило текущий отцепочный ремонт вагонов в эксплуатационных вагонных ремонтных депо ОАО "РЖД" в соответствии с условиями Договора N ТОР-ЦВ-00-30/ДД/В-223/13 от 01.04.2013 года на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов.
Для совместного комиссионного осмотра колесных пар спорных вагонов и составления актов осмотра с уполномоченными представителями ОАО "РЖД", в адрес перевозчика были направлены телеграммы. Однако ОАО "РЖД" не направило уполномоченных представителей на место осмотра колесных пар. Присутствующие при комиссионном осмотре колесных пар должностные лица вагонных эксплуатационных депо (ВЧДэ) ОАО "РЖД" от подписи актов осмотра колесных пар отказались.
В результате осмотра 35-и вагонов было установлено, что на колёсных парах, отцепленных по неисправности "выщербины обода колеса, раковины" (код неисправности -107), неисправности "неравномерный прокат по кругу катания выше нормы" (код неисправности - 117), одной колесной паре забракованной по неисправности "тонкий обод" (код неисправности 111 ) фактически обнаружены "ползуны на поверхности катания", образовавшиеся в результате их неправильной эксплуатации перевозчиком, с последующим появлением на них выщербин и неравномерного проката, а также тонкого обода (гребня).
Указанные обстоятельства зафиксированы в актах осмотра колёсных пар и подтверждаются фотоматериалом по каждому вагону.
В соответствии с "Классификатором неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007", утвержденным ОАО "РЖД" 07.12.2007 года, "ползун" является термомеханическим повреждением поверхности катания бандажа или безбандажного колеса, которое выражается в появлении на круговой поверхности катания плоского места, вызванного сильным торможением, при котором колеса заклиниваются из-за неправильной эксплуатации колесной пары.
Причиной возникновения ползунов является трение колеса по рельсу, которое возникает при торможении в результате неправильно отрегулированной тормозной рычажной передачи, неисправностей тормозного оборудования вагона или локомотива, регулировки скорости движения вагона на механизированных сортировочных горках при подкладывании тормозного башмака под одно колесо колесной пары.
В соответствии с пунктами 2 и 6 "Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277", утверждённой 16.05.1994 года с дополнениями и изменениями, утверждёнными указаниями МПС России от 11.06.1997 года N В-705у и от 19.02.1998 года N В-181у, техническое обслуживание тормозного оборудования локомотивов проверяют локомотивные бригады, слесари локомотивных депо, с последующей проверкой мастером (или бригадиром) и приемщиком локомотивных депо ОАО "РЖД".
Аналогичная ситуация при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов, которое осуществляют работники пунктов технического обслуживания (ПТО) эксплуатационных вагонных депо ОАО "РЖД". Выполнение работ контролирует старший по смене или старший осмотрщик вагонов.
В соответствии с приложением 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 N 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, регистрационный N 19627), ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
АО "ПГК", как владелец железнодорожного подвижного состава, обеспечивает содержание подвижного состава в исправном техническом состоянии путем заключения с вагонными ремонтными предприятиями договоров на текущий отцепочный и плановый (деповской или капитальный) ремонт вагонов.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик - ОАО "РЖД".
Причиной появления на колёсных парах выщербин и неравномерного проката, тех неисправностей по которым вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт, фактически является повреждение поверхности катания колесной пары (ползун). Причины возникновения настоящей неисправности четко определены вышеназванным Классификатором и указывают на ответственность ОАО "РЖД".
ОАО "РЖД" повредило вагоны собственности АО "ПГК" посредством неправильной эксплуатации колёсных пар.
При этом в результате обточки поверхности катания колесных пар они утратили свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса. Таким образом, кроме расходов, связанных с устранением повреждения, в состав убытков входят убытки, возникающие в результате обточки колесных пар, которые представляют собой разницу между первоначальной стоимостью колесной пары и стоимостью колесной пары после обточки.
АО "ПГК" понесло затраты на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту вагонов и ремонт колёсных пар. Размер понесённых расходов подтверждается соответствующими актами выполненных работ, расчётно-дефектными ведомостями, платежными поручениями, а размер убытков, возникших в результате обточки колесной пары, определен расчетным способом по ценам, установленным распорядительными документами Истца (согласно Распоряжению от 09.06.2015 г. N АО-РД/ЗЭФ-51/15 любая обточка колеса понижает стоимость колесной пары на 4 312 руб.).
На основании изложенного, суд посчитал, что материалами дела подтверждается наличие условий, необходимых для возложения гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков на ответчика, в связи с чем требование истца о взыскании убытков в размере 782 594 руб. 54 коп. обоснованно и подлежит удовлетворению.
Правильно установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Вагоны 61956967, 55235824, 54197959, 55148753, 56061286, 52440476, 56511694, 55436752, 56606072, 53295507, 52103744, 56293350, 53292272, 52370749, 56648090, 52430196, 55463782, 57533465, 52104031, 54669973, 68205558, 56899123, 67457689, 67462325, 60479110, 52386596, 50921394, 55420384, 55252183, 52369857, 67083071, 52228533, 67267763, 56348840, 67410738 перед перевозкой были признаны Ответчиком исправными, и были приняты Ответчиком к перевозке со станций со станций Южно-Уральской железной дороги, с оформлением транспортных железнодорожных накладных на перевозку груза.
Кроме того, в силу ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, он же обязан обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования.
Таким образом, ответственность за перевозку указанных вагонов и обслуживание тормозного оборудования локомотивов и вагонов при их перевозке лежит на Ответчике.
В соответствие с распоряжением ОАО "РЖД" N 562р от 30.03.3007 "Об утверждении Положения о порядке технической передачи (приема) вагонов на ж.д. пути необщего пользования и контроля за сохранностью вагонного парка" предписано исключить прием с путей необщего пользования поврежденных вагонов без оформления акта о повреждении вагона формы ВУ-25, возложить персональную ответственность на начальников ж.д.станций и ВЧДЭ, при которой поврежденные сторонней организацией вагоны должны оставаться на ее ответственности до момента подписания актов формы ГУ-23 и ВУ-25.
Отцепка Ответчиком указанных вагонов по названным неисправностям подтверждается Актами браковки запасных частей в отношении каждого вагона, составленными Ответчиком.
Принятие вагонов к перевозке подтверждается накладными ЭЛ 175254,ЭЛ175240, ЭЙ803435,ЭЛ280183, ЭК964668, ЭК825903, ЭК928581, ЭЛ 170320 ЭК819251, 20964856, ЭЛ384632, ЭЛ540693, 21030872, ЭК636135, ЭЛ831670, ЭМ061166, ЭЛ873156, ЭЛ894444, ЭЛ832533.ЭМ340671, ЭЛ961967,, ЭМ249092, ЭМ191250, ЭК390254, ЭМ250265. Жд накладные приобщены к материалам дела.
Приняв вагоны к перевозке, Ответчик тем самым подтвердил их техническую исправность В процессе перевозки вагоны были повреждены и отцеплены Ответчиком в текущий отцепочный ремонт.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии оснований для ссылки на Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007", утвержденный ОАО "РЖД" от 07.12.2007, отклоняются апелляционной коллегией, поскольку иск основан не на договорных обязательствах, а на обязательствах из причинения вреда: наличие либо отсутствие между сторонами соглашения о применении Классификатора 1.20.001-2007 не имеет значения.
В соответствии с "Классификатором неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007", утвержденным ОАО "РЖД" 07.12.2007 года "ползун" является термомеханическим повреждением поверхности катания бандажа или безбандажного колеса, которое выражается в появлении на круговой поверхности катания плоского места, вызванного сильным торможением, при котором колеса заклиниваются из-за неправильной эксплуатации колесной пары.
Причиной возникновения ползунов является трение колеса по рельсу, которое возникает при торможении в результате неправильно отрегулированной тормозной рычажной передачи, неисправностей тормозного оборудования вагона или локомотива, регулировки скорости движения вагона на механизированных сортировочных горках при подкладывании тормозного башмака под одно колесо колесной пары.
Причиной появления на колёсных парах выщербин, по которым вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт, является повреждение поверхности катания колесной пары (ползун). Выщербины (выкрашивание участка поверхности катания более допускаемых размеров или с наличием в них трещин или расслоений, идущих в глубь металла): выкрашивание твердых участков поверхности катания, в месте кратковременного скольжения заклиненных колесных пар по рельсам.
Причиной появления на колёсных парах неравномерного проката, является неоднородность свойств металла на поверхности катания колеса, образующаяся при торможении в результате тепловых и механических воздействий - характерные признаки наличие закатывающихся ползунов и наваров, а также выщербин.
Аналогичное определение ползунов, выщербин, неравномерного проката, и причин их возникновения было установлено также "Классификатором неисправностей вагонных колесных пар и их элементов МПС РФ", утв. Приказом МПС СССР 28.07.1977 года. (см. в том числе постановления 9 ААС от 02.11.2016 года по делу А40-130087/16, от 27.09.2016 года по делу А40-52592/16).
Так, в указанном документе ползун описывается как плоское место колеса, глубиной более допускаемой. Причиной возникновения указано "скольжение (юз) колеса по рельсу при заклинивание колеса тормозом вагона либо про торможении съемным башмаком на сортировочной горке. Причиной заклинивания колёсных пар и образования ползунов являются неисправности тормозных приборов, нарушение правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива, то есть исключительно виновные действия перевозчика ОАО "РЖД".
Характеристика выщербин по светлым пятнам, ползунам и причины их возникновения обоими Классификаторами также связана со скольжением заклиненных колесных пар по рельсам.
Виды неисправностей и причин их возникновения устанавливаются в соответствии с Классификатором основных неисправностей грузовых вагонов К ЖА 2005 05. Согласно пункту 1.2 Классификатора КЖА 2005 05 Классификатор предназначен для кодирования основных неисправностей грузовых вагонов колеи 1520 мм, курсирующих по путям общего пользования. Согласно указанному Классификатору неисправность "ползун на поверхности катания на одном колесе" (код 116) имеет код причины возникновения неисправности - ^Г, то есть отнесена к повреждениям.
В свою очередь, Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007, утвержденный 07.12.2007, содержит вспомогательный предметный указатель и предназначен "для первичной оценки" неисправности вагона.
Ответчиком неверно толкуется понятие "эксплуатационная неисправность", содержащаяся в классификаторе "Основные неисправности грузовых вагонов" (КЖА 2005 04): эксплуатационная - это неисправность, вызванная естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта.
Ко всем вагонам в иске приложен пакет документов на текущий отцепочный ремонт, в частности РДВ (расчетно-дефектная ведомость), где указывается причина браковки вагона. По 35 спорным вагонам она указана неверно, Истец путем независимого осмотра колесной пары установил повреждение колёс.
Фактически на всех колесах был выявлены "ползуны".
При этом размер понесенных расходов подтверждается, комплектом документов (соответствующими актами выполненных работ на текущий отцепочный ремонт по договорам N ТОР-ЦВ-ОО-ЗО/ДД/В-223/13 от 01.04.2013 с ОАО "РЖД", N 106-Д от 24.05.2013 с АО "ВРК-2", N 70-ДД/В-406/15 от 10.09.2015 с ООО "ВРС-Транс", расчетно-дефектными ведомостями, актами выполненных работ на ремонт колесных пар, платежными поручениями, а также счетами на отправку телеграмм.
При исследовании актов осмотра колесных пар с приложенным фотоматериалом, представленных в материалы дела Истцом, судом верно установлено, что Ответчик в лице своих представителей отказывался от комиссионного осмотра колесных пар при передаче их в ремонт без указания причин и фактически устранился от установления причин неисправности, не требовал проведения экспертного исследования колесных пар специалистами.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 года N 25 установлено, что бремя доказывания своей невиновности лежит на лице нарушившим обязательство или причинившим вред. Вина в нарушении обязательства или причинении вреда предполагается, т.е. установлена презумпция виновности причинителя вреда.
Заявляя о несогласии с причиной неисправностей и об отсутствии своей вины в них, ответчик должен представить доказательства, подтверждающие иную причину поломки, в частности подтверждающие, что неисправность носила характер выщербин и неравномерного проката, а не ползунов, и являлась не технологической. Для подтверждения этого, при наличии спора, не достаточно уведомления о направлении в ремонт. Ответчик имел реальную возможность, не уклоняясь от осмотра колесных пар, решить вопрос о комиссионном обследовании колес независимыми специалистами. Между тем, в деле отсутствуют какие-либо заключения специалистов.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
С учетом того, что иных доводов, подлежащих оценке, апелляционная жалоба не содержит, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 ноября 2016 года по делу N А40-177499/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-177499/2016
Истец: АО "ПГК" в лице Челябинского филиала, АО ПГК
Ответчик: ОАО "РЖД"