Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 августа 2017 г. N Ф06-22491/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
23 марта 2017 г. |
Дело N А55-10319/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 марта 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22.03.2017 в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Якубович Ирины Павловны на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.11.2016 по делу N А55-10319/2016 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Якубович Ирины Павловны (ИНН 631900108580, ОГРН 304631926000037), г.Самара, к Администрации городского округа Самара, г.Самара, Министерству строительства Самарской области, г.Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента градостроительства городского округа Самара, г.Самара, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г.Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, г.Самара, об оспаривании постановления об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка,
в судебном заседании приняли участие:
Андрианов Е.Л. - представитель индивидуального предпринимателя Якубович Ирины Павловны (доверенность от 05.05.2015),
представитель Администрации городского округа Самара Бычкова В.В. (доверенность от 13.12.2016 N 1-01/02-01/8907),
представитель Департамента градостроительства городского округа Самара Нилова О.В, (доверенность от 30.12.2016 N Д05-01/3318),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Якубович Ирина Павловна обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Администрации городского округа Самара (далее - Администрация) и Министерству строительства Самарской области о признании незаконным постановления Администрации от 13.04.2016 N 461 "Об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка, государственная собственность на который не разграничена" и об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Якубович И.П. путем принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 63:01:0709002:18 площадью 78,20 кв.м, отнесенного к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Промышленный район, по улице Ново-Садовой, у дома N 385 с видом разрешенного использования "занимаемый временным продуктовым магазином".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Департамент градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.11.2016 по делу N А55-10319/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель Якубович И.П. просила отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению предпринимателя Якубович И.П., обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представитель предпринимателя Якубович И.П. поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представители Администрации и Департамента просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, предприниматель Якубович И.П. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением от 06.02.2013 N 3351 о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: г.Самара, Промышленный район, по ул.Ново-Садовой, у дома N 385, площадью 78,20 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0709002:18, для использования под временный продуктовый магазин.
Министерство письмом от 19.09.2013 N 12-1/0382/13 отказало предпринимателю Якубович И.П. в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за выкуп.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 07.10.2014 по делу N А55-23973/2013, возбужденному по заявлению предпринимателя Якубович И.П., признан незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ей в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0709002:18, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, у дома N 385, площадью 78,20 кв.м, для использования под временный продуктовый магазин, содержащийся в сообщении от 19.09.2013 N 12-1/0382/13, а, кроме того, на Министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Якубович И.П. путем совершения действий, предусмотренных Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, необходимых для принятия решения о проведении аукциона по продаже указанного земельного участка.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 30.06.2015 по делу N А55- 23973/2013 произведена замена стороны по исполнительному листу с Министерства имущественных отношений Самарской области на Администрацию.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2015 по делу N А55- 23973/2013 изменен способ и порядок исполнения указанного судебного решения: на Администрацию возложена обязанность совершить действия, предусмотренные действующим законодательством, необходимые для принятия решения о проведении аукциона по продаже названного земельного участка.
Как следует из материалов дела, заявление предпринимателя Якубович И.П. от 06.02.2013 N 3351 о предоставлении земельного участка в собственность направлено Министерством имущественных отношений Самарской области для рассмотрения в Департамент.
Распоряжением Администрации Промышленного района городского округа Самара от 30.06.2006 N 1060 "Об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении предпринимателю Якубович И.П. в аренду земельного участка занимаемого временным магазином по ул. Ново-Садовая, у дома N 385" утвержден проект границ обозначенного земельного участка, а, кроме того, предпринимателю Якубович И.П. указанный земельный участок предоставлен в аренду без права выкупа сроком на три года на основании договора от 09.07.2012 N 2292а-2011/2016 об аренде земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством (данный договор зарегистрирован 17.09.2012, регистрационная запись N 63-63-01/535/2012-750).
Со ссылкой на вышеуказанные судебные акты, пункт 2 статьи 39.1, подпункты 5, 7 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Администрация приняла постановление от 13.04.2016 N 461 "Об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка, государственная собственность на который не разграничена".
С учетом положений части 3 статьи 211 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал предпринимателю Якубович И.П. в удовлетворении заявления об оспаривании этого постановления.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса и факта его нарушения ответчиком, а также доказанность того обстоятельства, что избранный способ защиты приведет к восстановлению нарушенных прав.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.
Таким образом, защита преимущественного права арендатора на покупку арендуемого им земельного участка может быть осуществлена посредством установленного названной нормой способа судебной защиты в случае продажи земельного участка иному лицу.
Из пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не следует, что муниципальное образование обязано предоставить любому лицу любой земельный участок из муниципальных земель в собственность. Предоставление земельного участка в собственность должно быть основано на соответствующем праве лица, испрашивающего земельный участок в собственность.
Такое право было предусмотрено статьей 34 ЗК РФ и Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок предоставления земельных участков) во исполнение данной нормы.
Заявление о предоставлении земельного в собственность было подано предпринимателем Якубович И.П. в марте 2013 года, а в соответствии с Порядком предоставления земельных участков граждане и юридические лица не имели исключительного права на приватизацию земельных участков под временными объектами.
Указанные выводы суда первой инстанции согласуются с выводами, содержащимися в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 11.02.2016 N Ф06-5286/2015 по делу N А55-7201/2015, от 06.04.2016 N Ф06-6834/2016 по делу N А55-4396/2015, от 04.08.2016 N Ф06-23860/2015 по делу N А55-10790/2014, других судебных актах.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 7 ЗК РФ земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определен исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которых устанавливается федеральным законодательством и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Как видно из материалов дела, испрашиваемый земельный участок с разрешенным использованием "под временный магазин" поставлен на кадастровый учет 04.02.2004 с присвоением кадастрового номера 63:01:0709002:18.
По сведениям, содержащимся в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, земельный участок площадью 78,20 кв.м, находящийся по адресу: г.Самара, по улице Ново-Садовой, у дома N 385, расположен в зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4) согласно карты правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 (далее - Правила застройки и землепользования), основными видами разрешенного использования которой являются строительство зданий, сооружений.
Статья 39.1 ЗК РФ в качестве одного из оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусматривает заключение договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
При этом согласно пункту 2 статьи 39.1 ЗК РФ продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, основным видом разрешенного использования которых является строительство зданий и сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 39.11 ЗК РФ в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий и сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Как уже отмечено, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4), что делает невозможным проведение аукциона в силу подпункта 5 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, согласно которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям разрешенного использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны, определяются градостроительным регламентом.
Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 37 ГрК РФ вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Аналогичные положения содержатся в пункте 9 статьи 3 Правил застройки и землепользования, согласно которому виды разрешенного использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости, по отношению к последним являются вспомогательными; при отсутствии на земельном участке основного вида использования, сопутствующий вид использования не считается разрешенным, если иное специально не оговаривается этими Правилами.
Из заявления предпринимателя Якубович И.П. следует, что целью использования испрашиваемого земельного участка является размещение временного продуктового магазина, что не соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне Ж-4.
Поскольку предполагаемая цель использования земельного участка (для размещения временного продуктового магазина) не соответствует основным видам разрешенного использования для указанной территориальной зоны и относится к сопутствующим основным видам разрешенного использования, у Администрации имелись законные основания для отказа для отказа предпринимателю Якубович И.П. в проведении аукциона по продаже указанного земельного участка.
Указанные выводы суда первой инстанции согласуются с выводами, содержащимися в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 20.01.2016 N Ф06-3445/2015 по делу N А55-2245/2015, от 11.02.2016 N Ф06-5286/2015 по делу N А55-7201/2015, от 04.08.2016 N Ф06-23860/2015 по делу N А55-10790/2014, других судебных актах.
Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, установлены статьей 39.20 ЗК РФ, согласно пункту 1 которой, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предприниматель Якубович И.П. не представила документы, подтверждающие наличие у нее права собственности на сооружение (магазин), расположенный по улице Ново-Садовой у дома N 385 в Промышленном районе г.Самары.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Самарской области от 25.01.2013 N 01/004/2013-356 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на указанный объект.
В этой связи проведение аукциона по продаже обозначенного земельного участка с разрешенным использованием "под временный продуктовый магазин", расположенного в территориальной зоне, в которой согласно градостроительному регламенту предусмотрено размещение объектов капитального строительства, является нарушением вышеприведенных положений статей 39.1, 39.11 ЗК РФ.
При наличии законных препятствий для предоставления земельного участка в собственность сам факт постановки этого земельного участка на кадастровый учет не свидетельствует о возможности проведения аукциона по его продаже.
Кроме того, временный магазин не является зданием в смысле, придаваемым данному понятию пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку предпринимателя Якубович И.П. на пункт 4 статьи 85 ЗК РФ.
Подпунктом 7 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.01.2016 N 63/01/01/2016-2405 в отношении испрашиваемого земельного участка установлено обременение в виде аренды.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в с случае размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Поскольку на указанном земельном участке находится нестационарный торговый объект и этот земельный участок испрашивается под временный продуктовый магазин, использование данного земельного участка возможно без его предоставления в собственность, а нестационарный торговый объект может быть размещен на указанном земельном участке на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.
При этом положения пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 23.04.2014 N 171- ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым, в случае, если до дня вступления в силу данного закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), но не позднее 01.01.2018, на спорные правоотношения не распространяется.
После утверждения схемы расположения земельного участка и постановки его на кадастровый учет между Министерством имущественных отношений Самарской области и предпринимателем Якубович И.П. был заключен договор от 09.07.2012 N 2292а-2011/2016 об аренде указанного земельного участка.
Таким образом, предприниматель Якубович И.П. уже реализовала свое право на предоставление земельного участка в аренду на основании статьи 34 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.04.2016 N Ф06-6616/2016 по делу N А55-12083/2015 с участием предпринимателя Якубович И.П.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ.
Доводы, приведенные предпринимателем Якубович И.П. в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
На основании частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на предпринимателя Якубович И.П. расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ею при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2016 года по делу N А55-10319/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10319/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 августа 2017 г. N Ф06-22491/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Якубович Ирина Павловна
Ответчик: Администрация городского округа Самара, Министерство строительства Самарской области
Третье лицо: Департамент градостроительства г.о. Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство строительства самарской области, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Самарской области