Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 декабря 2017 г. N Ф05-18706/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 марта 2017 г. |
Дело N А40-208431/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Елоева А.М.,
Судей: Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "ПКС" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.01.2017 по делу N А40-208431/15 по иску АО "Пассажирская компания "Сахалин" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Федеральному агентству железнодорожного транспорта о взыскании 2 536 570 руб. 10 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика 1: Мустаева В.Я. по доверенности от 25.07.2016;
от ответчика 2: Кохановский П.А. по доверенности от 27.12.2016;
УСТАНОВИЛ:
АО "Пассажирская компания "Сахалин" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Федеральному агентству железнодорожного транспорта о взыскании с ответчиков солидарно убытков в размере 2 536 570 руб. 10 коп. (с учетом принятых судом в порядке ст.49 АПК РФ уточнений).
Решением от 09.01.2017 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, АО "Пассажирская компания "Сахалин" подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на наличие доказательств причинения истцу убытков, а также наличие причинно-следственной связи.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в обоснование заявленных требований, а также доводов апелляционной жалобы истец указывает, что 22.03.2013 между ним и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (далее -Агентство) был заключенен договор N 83-д-196-пкс/13 на предоставление последним в 2013 году перевозчику субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах, предусмотренных на эти цели Агентству в федеральном бюджете на 2013 год по подразделу "Транспорт" раздела "Национальная экономика" (далее -субсидии) в сумме 153.736.570 руб. 10 коп.
Договор заключен во исполнение Федерального закона от 03.12.2012 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", а также Правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 207 (далее - Правила).
Порядок возмещения потерь в доходах перевозчика, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах) определен Правилами.
Согласно п.2 Правил потери в доходах определяются как разность между доходами, которые организация могла бы получить в случае применения экономически обоснованно уровня тарифа, определяемого на основе себестоимости перевозок и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность перевозок пассажиров дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования, и доходами организации, поученными в результате применения регулируемых государством тарифов.
В соответствии с данным нормативным актом (п.6) субсидия предоставляется организации ежемесячно в размере объема потерь в доходах организации, определяемого на основании отчета, и перечисляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта в установленном порядке на расчетный счет организации, открытый в кредитной организации.
Расчеты с организациями, осуществляющими перевозку пассажиров в поездах дальнего следования, осуществляет Агентство на основании заключенного договора.
Согласно п.2.1 договора субсидия предоставляется перевозчику ежемесячно в размере 100% объема потерь в доходах организации, определяемого как разность между доходами, которые перевозчик могло бы получить в случае применения экономически обоснованного уровня тарифов, определяемого на основе себестоимости перевозок и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность перевозок пассажиров в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования и доходами перевозчика, полученными в результате применения регулируемых государством тарифов (без учета потерь в доходах, возникших при предоставлении льгот и скидок, компенсация которых предусмотрена нормативными правовыми актами Российской Федерации).
В соответствии с п.5 Правил Федеральное агентство железнодорожного транспорта в 5-дневный срок с даты получения отчета осуществляет проверку полноты и правильности оформления отчета и принимает решение о предоставлении организации субсидии либо о возврате отчета организации с указанием причин возврата.
Обращаясь в суд с иском, АО "Пассажирская компания "Сахалин" указало, что во исполнение принятых обязательств истцом в 2013 (январь-декабрь) оказаны услуги, в результате которых понесены потери в доходах, возникших в результате установления льгот по тарифам на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах), в размере 153 736 570 руб. 10 коп. При этом в результате осуществления Агентством компенсации потерь на сумму 153 736 570 руб. 10 коп., не покрытая часть потерь истца составила 2 536 570 руб. 10 коп.
Решение об отказе в выплате субсидии в полном объеме Федеральным агентством не направлялось.
В соответствии с п.6.2 договора истцом в адрес Агентства направлена претензия от 22.07.2014 г. N 794/пкс, которая оставлена без ответа.
Предел участия Агентства как главного распорядителя бюджетных средств определение по.п.1 п.1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ и ограничивается лимитами бюджетных обязательств ему установленных.
Согласно п.5.12 Положения о Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ т 30.07.2004 N 397, Агентство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и реализации возложенных на него функций.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами по делу, Агентством приняты обязательства по возмещению образующихся у истца потерь на условиях договора в размере 153 736 570 руб. 10 коп.
Таким образом, Агентством обязательства по договору исполнены в полном объеме, в связи с чем, требования к Агентству обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Согласно п.5 ст.790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с п.З ст.8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 207 утверждены Правила предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах).
В соответствии с п.1 указанного постановления, Правила устанавливают порядок и условия предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах (далее - субсидии). Получателями субсидий являются организации железнодорожного транспорта, осуществляющие перевозку пассажиров в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования по регулируемым государством тарифам.
Согласно п.2 данного постановления потери в доходах организации, возникшие в результате применения регулируемых государством тарифов, определяются как разность между доходами, которые организация могла бы получить в случае применения экономически обоснованного уровня тарифа, определяемого на основе себестоимости перевозок и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность перевозок пассажиров в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования, и доходами организации, полученными в результате применения регулируемых государством тарифов (без учета потерь в доходах, возникших при предоставлении льгот и скидок, компенсация которых предусмотрена нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.
Государственное регулирование тарифов, сборов и платы, согласно п.6 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, осуществляется органами регулирования в пределах их компетенции. Тарифы, сборы и плата устанавливаются органами регулирования применительно к конкретному субъекту регулирования в соответствии с перечнем работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством (пункт 7 Положения).
В соответствии с п.п.5, 13 Положения N 643 государственное регулирование тарифов, сборов и платы основывается, в том числе, на принципе установления тарифов с учетом себестоимости и уровня рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности субъектов регулирования; основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", в случаях, если органом регулирования естественной монополии принято решение с нарушением закона, в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйственному субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Таким образом, как правомерно указано судом первой инстанции, истцом должен быть доказан факт экономической необоснованности установленного регулирующим органом тарифа (цены), а значит, незаконность соответствующего акта регулирующего органа, установившего этот тариф (цену).
Между тем, соответствие или несоответствие нормативного правового акта органа исполнительной власти нормативным правовым актам более высокой юридической силы может быть установлено только на основании судебного решения.
Потери в доходах, возникшие в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров, учитывая их правовую природу, не могут в смысле ст. 15, 16, 1069 ГК РФ, расцениваться, как убытки.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению публично-правовым образованием.
Для наступления ответственности, предусмотренной ст. 15 ГК РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вины причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями.
При этом под причинно-следственной связью понимается такая связь явлений, при которой одно из явлений (причина) не только предшествует по времени второму (следствию) - причинению убытков, но и порождает его, влечет его наступление. Для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Отсутствие хотя бы одного элемента влечет порочность правовой конструкции.
В силу ст. ст. 8, 9 АПК РФ стороны пользуются равными правами на представление доказательств, участие в их исследовании, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных кодексом. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил отсутствия доказательств правонарушения, допущенного со стороны Российской Федерации в лице ее федеральных органов исполнительной власти, так как отсутствуют элементы его образующие, то применение такой меры ответственности, как взыскание убытков, исключается.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерности предъявленных исковых требований, ввиду отсутствия безусловных доказательств установленной документальной и нормативной ответственности ответчика по возмещению предъявленных убытков истцу.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.01.2017 по делу N А40-208431/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Н.В. Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-208431/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 декабря 2017 г. N Ф05-18706/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ПКС", АО Пассажирская компания Сахалин
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ, Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Третье лицо: Федеральное агентство Железнодорожного транспорта (РОСЖЕЛДОР)