Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 декабря 2017 г. N Ф08-8499/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
25 июля 2017 г. |
дело N А32-34146/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующей судьи Пономаревой И.В.,
судей Ереминой О.А., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.,
при участии:
от истца: представитель Смердов Д.Н., паспорт, по доверенности от 12.05.2017;
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы апелляционной жалобы акционерного общества Производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 апреля 2017 года по делу N А32-34146/2016
по иску акционерного общества Производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск" (ИНН 2325014338 ОГРН 1022303445603)
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984 ОГРН 1092312004113)
о признании незаконным отказа в согласовании уступки прав по договору аренды лесного участка, обязании направить решение о даче согласия на переуступку прав аренды лесного участка,
принятое в составе судьи А.Л. Назыкова,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество Производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск" (далее - АО ПДК "Апшеронск") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным отказа N 202-9906/16-05.2 от 02.06.2016 в согласовании переуступки прав по договору от 09.09.2014 N7-ИНВ, как противоречащего административному регламенту предоставления государственной услуги по даче согласия на сделки с арендованными лесными участками, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.02.2015 N119, а также об обязании направить решение о выдаче согласия на переуступку прав аренды лесного участка по договору N 7-ИВН от 09.09.2014 государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что передача в залог права аренды, полученного в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, нормами действующего законодательства не предусмотрена.
Акционерное общество производственно - деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, полагает, что отказ Министерства является незаконным и нарушающим права заявителя. Действующее законодательство не содержит прямого запрета на передачу прав аренды в залог, в случае передачи лесного участка по договору аренды, заключенного для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов. Кроме того, министерство не наделено правом отказа в согласовании передачи в залог прав.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил. В связи с изложенным апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ответчика в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между АО ПДК "Апшеронск" и Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края заключен договор аренды от 09.09.2014 N 7-ИНВ лесного участка площадью 8 856,6 га, имеющего местоположение: Афипское лесничество, Смоленское участковое лесничество квартала N27А (выделы 1-33), 30А (выделы 1-30), 32А (выделы 1-37, 40-47), 41А (выделы 1-18), 42А(выделы 1-31), 43А (выделы 1-4, 6-36), Убинское участковое лесничество квартала N 7А, 9А, 23А-29А, 37А-43А, 15Б, 16Б, 18Б-20Б, 29Б, 33Б-37Б, 41Б-43Б, 45Б-54Б.
04.05.2016 АО ПДК "Апшеронск", направило в адрес Министерства природных ресурсов Краснодарского края заявление на предоставление государственной услуги по выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками или обязательными правами, которое было получено адресатом 06.05.2016.
В адрес заявителя из департамента имущественных отношений Краснодарского края поступило письмо от 30.06.2016 N . 202-9906/16-05.2 "Об отказе в предоставлении государственной услуги", мотивированное тем, что совершение сделки с арендованным лесным участком или обязательными правами повлечет нарушения требований гражданского и лесного законодательства, устойчивого и рационального лесопользования (в соответствии с п. 10 раздела 2 Административного регламента).
Судом установлено, что договор от 09.09.2014 N 7-ИНВ заключен в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 12.03.2009 N 128 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", приказом департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 30.12.2008 N 1209 "Об утверждении заявки закрытого акционерного общества "ПДК "Апшеронск" на реализацию инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей закрытого акционерного общества "ПДК "Апшеронск" по освоению лесов на территории Краснодарского края, представляемого для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов".
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.02.2015 N 119 утвержден Административный регламент предоставления министерством государственной услуги по выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками или обязательственными правами (далее - Регламент).
Пунктом 10 Регламента предусмотрен отказ в выдаче согласия на совершение сделки с арендованным лесным участком в связи с тем, что совершение указанной сделки повлечет нарушения требований и гражданского и лесного законодательства, устойчивого и рационального лесопользования.
В силу ч. 1 ст. 71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
Положениями ч. 1 ст. 74 ЛК РФ предусмотрено, что заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Исключением в силу ч. 3 п. 2 указанной статьи является предоставление по договору аренды без проведения аукциона лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
При этом, переуступка права аренды лесных участков, полученных в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, нормами действующего законодательства не предусмотрена.
В письме Федерального агентства лесного хозяйства от 20.06.2012 N ВЧ-10-54/6883 также указано, что передача в залог права аренды, полученного в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов не соответствует задачам государства по созданию благоприятных условий для реализации инвестиционной деятельности, а также целям предоставления государственных льгот на заключение договора аренды лесных участков.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 08.12.2015 N 83-КГ 15-16, передача в залог права аренды, полученного в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, нормами действующего законодательства не предусмотрена.
Поскольку лесной участок был предоставлен заявителя в аренду с порядке реализации инвестиционного проекта как включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, то есть в исключительном порядке, не на общих условиях предоставления лесных участков в аренду, личность данного конкретного арендатора имеет для арендодателя существенное значение, в связи с чем, арендодатель не может быть принужден к даче согласия на уступку арендатором его права аренды иным лицам.
Не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство не содержит прямого запрета на передачу прав аренды в залог, в случае передачи лесного участка по договору аренды, заключенного для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов, предостережение о недопустимости нарушения закона от 27.05.2016 N 7/3-13-2016, выданное Министерству Прокуратурой Краснодарского края не является основанием для выдачи отказа обществу, по следующим основаниям.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.02.2015 N 119 утвержден Административный регламент предоставления министерством государственной услуги по выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками или обязательственными правами (далее - Регламент).
Пунктом 10 Регламента предусмотрен отказ в выдаче согласия на совершение сделки с арендованным лесным участком в связи с тем, что совершение указанной сделки повлечет нарушения требований и гражданского и лесного законодательства, устойчивого и рационального лесопользования.
В силу части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
Положениями части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Исключением в силу части 3 пункта 2 указанной статьи является предоставление по договору аренды без проведения аукциона лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Передача в залог права аренды, полученного в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, нормами действующего законодательства не предусмотрена.
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08 декабря 2015 года N 83-КГ 15-16.
В письме Федерального агентства лесного хозяйства от 20.06.2012 N ВЧ-10-54/6883 также указано, что передача в залог права аренды, полученного в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов не соответствует задачам государства по созданию благоприятных условий для реализации инвестиционной деятельности, а также целям предоставления государственных льгот на заключение договора аренды лесных участков.
Суд правомерно не принял во внимание положения пункта 3.3.4 договора, которым предусмотрена возможность передачи арендатором права аренды в залог, поскольку противоречащее закону условие договора применению не подлежит.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривает.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А32-34145/2016 от 17.07.2017.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 апреля 2017 года по делу N А32-34146/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества Производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск" (ИНН 2325014338 ОГРН 1022303445603) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Пономарева |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34146/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 декабря 2017 г. N Ф08-8499/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Апшеронск", АО ПДК "Апшеронск"
Ответчик: Министерство природных ресурсов КК, Министерство природных ресурсов Краснодарского края