г. Вологда |
|
30 марта 2017 г. |
Дело N А66-9261/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 марта 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от индивидуального предпринимателя Попова Геннадия Валерьевича представителя Кушка О.А. по доверенности от 20.03.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Попова Геннадия Валерьевича на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 декабря 2016 года по делу N А66-9261/2016 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
Министерство сельского хозяйства Тверской области (место нахождения: 170037, г. Тверь, пр-кт Победы, д. 53; ОГРН 1026900572600, ИНН 6903007921, далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к индивидуальному предпринимателю Попову Геннадию Валерьевичу (место жительства: 172724, Тверская обл., Великооктябрьское с/п, Фировского р-н, д. Жуково; ОГРНИП 312525724200051, ИНН 525713556847, далее - Предприниматель) о возврате средств субсидии в размере 1 540 060 руб.
Решением суда от 28 декабря 2016 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Этим же решением с Предпринимателя в доход федерального бюджета взыскано 28 401 руб. государственной пошлины.
Предприниматель с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что истцом не доказано наличие оснований для возврата субсидии, к которым относятся: нецелевое использование денежных средств и нарушение условий предоставления субсидии. Доказательств использования ответчиком средств субсидии на цели, не связанные с проведением комплекса весенне-полевых работ, не имеется. Соответствующая отчетность о выполненных обязательствах Предпринимателем представлена истцу.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу доводы истца не признало, считает решение суда законным и обоснованным, просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Судебное заседание состоялось без участия представителя истца в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителя Предпринимателя, исследовав доказательства по делу, оценив правомерность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Предприниматель обратился в Министерство с заявлением от 26.02.2015 о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства из федерального бюджета.
По результатам рассмотрения Министерством заявления Предпринимателя сторонами 27.02.2015 заключено соглашение N 1-Нп о предоставлении субсидии в целях оказания несвязанной поддержки.
В соответствии с пунктом 3 соглашения Предприниматель принял на себя обязательство посеять в 2015 году зерновые и зернобобовые культуры на площади 310 га, лен-долгунец на площади 70 га, посадить картофель на площади 10 га, овощи на площади 5 га, однолетние травы на площади 980 га.
В рамках данного соглашения Министерством перечислены Предпринимателю средства субсидии на общую сумму 1 540 060 руб.
Согласно представленному Предпринимателем отчету об итогах сева под урожай 2015 года, составленному по форме, утвержденной приказом Министерства от 26.11.2014 N 168-нп "Об утверждении форм отчетности", в отчетном периоде Предпринимателем произведен посев зерновых и зернобобовые культур на площади 310 га, льна-долгунца - 78 га, картофеля - 10 га, однолетних трав - 780 га.
Пунктом 4 соглашения предусмотрено, что получатель субсидии, подписав соглашение, выражает согласие на осуществление Министерством и органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Министерством в адрес Предпринимателя направлено уведомление от 17.11.2015 N 4677 о проведении проверки, содержащее просьбу об обеспечении им 23.11.2015 личного присутствия, либо присутствия иного должностного лица или представителя хозяйства (по доверенности) при проведении проверки, а также направлен приказ Министерства от 17.11.2015 N 122 "О проведении выездной проверки" (далее - приказ N 122).
Во исполнение указанного приказа комиссией Министерства 23.11.2015 осуществлен выезд к Предпринимателю. Вместе с тем Предприниматель на контрольное мероприятие не явился, документы, поименованные в пунктах 5, 6 приказа N 122 и необходимые для проведения проверки, не представил, о чем составлен акт от 23.11.2015.
В соответствии с пунктом 11 Порядка оказания несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного постановлением правительства Тверской области от 19.02.2013 N 52-пп (далее - Порядок), в случае установления факта несоблюдения требований, установленных настоящим Порядком, невыполнения условий соглашения, предоставления получателями субсидий недостоверных сведений, содержащихся в документах, полученные субсидии подлежат возврату в доход областного бюджета Тверской области в соответствии с законодательством.
Министерством в адрес Предпринимателя направлено уведомление от 25.11.2015 N 4825 о возврате предоставленной субсидии.
Указывая на то, что средства субсидии Предпринимателем не возвращены, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции иск удовлетворил в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с решением суда.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В целях реализации мероприятий государственной программы Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 16.10.2012 N 608-пп "О государственной программе Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы", и Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства", постановлением правительства Тверской области от 19.02.2013 N 52-пп утвержден Порядок, который регламентирует процедуру оказания несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта из федерального бюджета и областного бюджета Тверской области в целях увеличения объемов производства продукции растениеводства, семенного картофеля и овощей открытого грунта.
В соответствии с пунктом 2 Порядка в редакции, действовавшей на момент предоставления Предпринимателю субсидии, право на получение субсидий имеют сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", независимо от организационно-правовой формы, состоящие на учете в налоговых органах на территории Тверской области (в том числе по месту нахождения обособленных подразделений), не имеющие задолженности, взысканной вступившими в законную силу судебными актами (постановлениями) по искам Министерства, при условии отсутствия в отношении них процедуры банкротства, ликвидации.
В силу пункта 4 Порядка главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области и федерального бюджета на выплату субсидий является Министерство.
Пунктом 5 Порядка в редакции, применяемой к рассматриваемым правоотношениям, устанавливалось, что субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур в соответствии с площадью, указанной в справках-расчетах на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, предоставляемых в соответствии с пунктами 2 и 3 Перечня документов для предоставления субсидий из областного бюджета Тверской области и федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (приложение 2 к Порядку).
Согласно пункту 11 Порядка в прежней редакции при невыполнении получателем субсидии условий соглашения, предоставление им недостоверных сведений, содержащихся в документах, полученные субсидии подлежат возврату в доход областного бюджета Тверской области в соответствии с законодательством.
В данном случае, пунктом 4 соглашения, заключенного сторонами, предусмотрено, что получатель субсидии, подписав соглашение, выражает согласие на осуществление Министерством и органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 78 БК РФ проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Между тем в нарушение указанного пункта соглашения Предприниматель воспрепятствовал проведению проверки, не явившись на контрольное мероприятие, и не представил документы, перечисленные в пунктах 5, 6 приказа N 122.
Достоверность сведений, содержащихся в отчете за 2015 год об итогах сева, документально ответчиком не подтверждена, истребуемые Министерством в рамках проверки документы суду также не представлены.
При этом в письме прокуратуры Тверской области от 12.20.2016 N 71-415-2016 указывается, что прокурором Фирсовского района 18.08.2016 с участием в том числе представителя Министерства, главы сельского поселения проведена проверка, в ходе которой установлено, что в 2016 году яровой сев в хозяйстве Предпринимателя не производился, в течение длительного времени осмотренные поля не возделывались, заявленные Предпринимателем сведения о посевных площадях за 2014-2015 год не соответствуют действительности.
Доводы ответчика об отсутствии возможности представления документов, истребуемых Министерством и подтверждающих целевое расходование средств субсидии, вследствие изъятия у Предпринимателя всей документации в рамках проведения расследования по уголовному делу, не принимаются апелляционным судом. Из материалов дела видно, что обыск и изъятие документации в рамках уголовного дела производились в декабре 2016 года (протокол от 20.12.2016), тогда как Министерством проверка расходования средств субсидии осуществлялась в ноябре-декабре 2015 года, с исковым заявлением в суд истец обратился в августе 2016 года. Таким образом, невозможность своевременного представления документации истцу, суду ответчиком не доказана. В силу части 3 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом. На основании части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах ввиду нарушения Предпринимателем условий соглашения о предоставлении субсидии, отсутствия доказательств целевого расходования субсидии и доказательств, подтверждающих достоверность сведений, содержащихся в отчете Предпринимателя об итогах сева за 2015 год, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Министерства, взыскав с Предпринимателя полученную субсидию в полном объеме.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы, приведенные ответчиком, не опровергают правильность выводов суда. Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Апелляционная жалоба Предпринимателя удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение на основании статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 декабря 2016 года по делу N А66-9261/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Попова Геннадия Валерьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-9261/2016
Истец: Министерство сельского хозяйства Тверской области
Ответчик: ИП глава крестьянского ( фермерского) хозяйства Попов Геннадий Валерьевич
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2017 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6799/17
24.07.2017 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-9261/16
30.03.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1311/17
28.12.2016 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-9261/16