Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июля 2017 г. N Ф07-4845/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
31 марта 2017 г. |
Дело N А44-8550/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 марта 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" представителей Антоняна С.К. по доверенности от 21.06.2016, Сахно П.С. по доверенности от 27.12.2016 N 02-1/800,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 декабря 2016 года по делу N А44-8550/2016 (судья Киселева М.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (место нахождения: 196128, Санкт-Петербург, улица Варшавская, дом 3, корпус 2; ИНН 7805018099, ОГРН 1027804862755; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Комитета лесного хозяйства Новгородской области (место нахождения: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 13а; ИНН 5321114249, ОГРН 1075321000105; ранее - Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (смена наименования); далее - Комитет) от 30.09.2016 N ЛХ-4430-И "Об отказе в выдаче разрешения" и возложении на Комитет обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на использование земельных участков с кадастровыми номерами 53:20:0804702:80 и 53:20:0803101:40 сроком на 11 месяцев.
Решением от 26.12.2016 суд признал решение Комитета от 30.09.2016 N ЛХ-4430-И об отказе в выдаче разрешения на использование земельных участков незаконным, несоответствующим статье 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), возложил на Комитет обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем выдачи разрешения на использование земельных участков в порядке, предусмотренном Правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 (далее - Правила N 1244).
Комитет с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просил его отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требованиях в полном объеме.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Суд неправильно применил статью 9, пункт 4 части 1 статьи 21, пункт 13 части 1 статьи 25, статьи 43 - 45, часть 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), поскольку спорные правоотношения урегулированы ЛК РФ и применение в данном случае норм земельного законодательства не допустимо. Согласно пункту 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223), использование заявителем лесного участка без проекта освоения лесов будет является нарушением закона и может повлечь за собой использование лесов без учета их глобального экологического значения, а также без учета длительности их выращивания и иных природных свойств лесов. ЛК РФ предусмотрен единственный возможный способ использование лесного участка для проведения работ по капитальному ремонту линейного объекта - это заключение договора аренды лесного участка для испрашиваемых целей, а не выдача разрешений использования лесного участка без предоставления лесного участка. Суд не учел пункт 2.3 Временного административного регламента предоставления государственной услуги предоставления государственной услуги по предоставлению в аренду лесных участков, в пределах земель лесного фонда, без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды, утвержденного указом губернатора Новгородской области от 29.06.2011 N 192 (далее - Регламент), пункт 3.6 Положения о Комитете лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, утвержденного постановлением администрации Новгородской области от 08.06.2009 N 183 (далее - Положение о Комитете). Вывод суда о том, что правовым обоснованием имеющихся у Комитета полномочий по выдаче разрешения на пользование земельным участком является наличие в форме N 4-ОИП, утвержденной приказом Министерства природный ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.12.2015 N 565, раздела о представлении информации по выдаче разрешений на использование земель или земельных участков (статьи 39.33-39.35 ЗК РФ), является неправомерным. Статьи 39.33-39.35 ЗК РФ введены Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ. Указанная форма утверждена 28.12.2015, то есть спустя полтора года после изменений, внесенных в ЗК РФ. Включение в указанную форму соответствующего раздела связано не с изменением действующего законодательства и наделением органов, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. Включение данного раздела вызвано тем, что появилась судебная практика о возложении обязанности выдавать соответствующие разрешения, появилась необходимость фиксировать статистику указанных случаев. Рослесхоз полномочиями по разъяснению и толкованию применения норм земельного законодательства не наделен.
Общество в отзыве на жалобу и его представители в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От Комитета поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя. В связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителей Общества, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество 24.08.2016 обратилось в Комитет с заявлением о выдаче разрешения в порядке статьи 39.34 ЗК РФ на использование земельных участков категории земель лесного фонда, расположенных на территории Чудовского участкового лесничества, с целью проведения работ по капитальному ремонту газопровода-отвода на ГРС "Красный Фарфорист" 5,87 км сроком на 11 месяцев. Приложило схему границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории, доверенность, копию паспорта заявителя и копию письма Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области.
Комитет письмом от 30.09.2016 N ЛХ-4430-И отказал в выдаче разрешения, мотивируя отсутствием у него полномочий, указал на статью 45 ЛК РФ и необходимость оформления прав на земли лесного фонда путем заключения долгосрочного договора аренды для эксплуатации линейных объектов, дающего возможность проведения капитальных ремонтов газопроводов.
Не согласившись с данным отказом, считая его незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными, удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие правового акта, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности в сфере экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Статья 21 ЛК РФ предусматривает, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В силу части 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Согласно статье 9 ЛК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательстве, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Нормами статьи 39.33 ЗК РФ установлены специальные случаи, допускающие использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления.
Согласно статье 39.33 ЗК РФ, введенной в действие с 01.03.2015, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе при капитальном или текущем ремонте линейного объекта, а также размещение объектов согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, в качестве объектов предусмотрены, в том числе подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство; нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Как правильно указал суд первой инстанции, нормы ЛК РФ в совокупности с нормами ЗК РФ предусматривают возможность использования лесных участков в целях, обусловленных необходимостью проведения капитального ремонта линейных объектов без оформления прав на земельные участки.
В силу статьи 39.34 ЗК РФ выдается разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года.
Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - разрешение), в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244.
Согласно пункту 2 Правил N 1244, заявление о выдаче разрешения подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Как указано в Положении о Комитете, он является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Согласно статье 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
2) предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;
3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса;
6.1) утверждение проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда;
7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах;
8) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
Как установил суд первой инстанции, в силу статьи 8 ЛК РФ спорные земельные участки, расположенные на землях лесного фонда, относятся к федеральной собственности.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.12.2015 N 565 утверждены формы отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Приложением 4 к данному приказу утверждена форма N 4-ОИП полугодовая, которая содержит сведения о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков (статьи 39.33 - 39.35 ЗК РФ), подаваемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
При этом указанное в статье 39.34 ЗК РФ разрешение может быть выдано органами государственной власти, наделенными в соответствии со статьей 81-84 ЛК РФ полномочиями по предоставлению лесных участков.
Аналогичные сведения предоставило Федеральное агентство лесного хозяйства в письме от 21.12.2015.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Комитета полномочий по выдаче разрешений на использование земельных участков в порядке статьи 39.34 ЗК РФ.
Довод Комитета о необходимости заключения договора аренды лесного участка как единственно существующей возможности для капитального ремонта линейного объекта был предметом подробного исследования в суде первой инстанции, ему дана мотивированная оценка, оснований не согласиться с которой у апелляционной инстанции не имеется.
Суд первой инстанции правильно применил нормы статей 3, 9, 21, 24, 45 ЛК РФ, статьи 39.34, 39.36 ЗК РФ и пришел к обоснованному выводу о правовой возможности использования лесных участков в целях, обусловленных необходимостью проведения капитального ремонта линейных объектов (статья 39.34 ЗК РФ), без оформления прав на земельный участок.
При этом исключение, сделанное в пункте 5 части 1 статьи 39.34 ЗК РФ, относительно земель и земельных участков в границах земель лесного фонда, свидетельствует об отсутствии такого исключения при использовании земельных участков для капитального или текущего ремонта линейного объекта.
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно пункту 9 Правил решение об отказе в выдаче разрешения принимается только в случаях, когда: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил; в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ; земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
В данном случае суд правильно установил, что нарушение прав и законных интересов Общества выражается в невозможности получить предусмотренное законом разрешение и осуществить капитальный ремонт линейного объекта.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении заявления у суда первой инстанции не имелось. Требования удовлетворены правомерно.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 декабря 2016 года по делу N А44-8550/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-8550/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июля 2017 г. N Ф07-4845/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области