г. Тула |
|
3 апреля 2017 г. |
Дело N А09-17614/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.04.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Молград" (г. Брянск, ОГРН 1083254012885, ИНН 3255504659) - Ветошко К.А. (доверенность от 08.06.2016), ответчика - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (г. Брянск, ОГРН 1133256000008, ИНН 3257000008) - Головина В.Н. (доверенность от 25.11.2016 N 03-09/40284), рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Молград" на решение Арбитражного суда Брянской области от 12.01.2017 по делу N А09-17614/2016 (судья Халепо В.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Молград" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (далее по тексту - ответчик, инспекция, налоговый орган) от 02.09.2016 N 132 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в части начисления пеней по налогу на добавленную стоимость в размере 1 214 304 рублей и взыскания штрафа в размере 36 398 рублей.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.01.2017 заявленные обществом требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ООО "Молград" просит данное решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что решения о возмещении налога на добавленную стоимость за 1 - 4 кварталы 2012 - 2013 годы, вынесенные на основании статей 78 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации, полностью соответствуют всем критериям, предусмотренным частью 8 статьи 75 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации, что свидетельствует о неправомерном начислении обществу пени по НДС и применении штрафа по пункту 1 статьи 122 названного Кодекса за неуплату (неполную) уплату данного налога.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция ФНС России по г. Брянску, опровергая доводы жалобы, просит в ее удовлетворении отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность решения суда первой инстанции, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией ФНС России по г. Брянску проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Молград" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания) налогов и сборов.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 18.07.2016 N 132.
По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекция ФНС России по г. Брянску приняла решение от 02.09.2016 N 132 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Молград" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 36 398 рублей.
Кроме того, указанным решением обществу доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 3 103 391 рубль, а также начислены пени за его несвоевременную уплату в сумме 1 214 304 рублей.
В обоснование принятого решения инспекция сослалась на неправомерное применение обществом налоговых вычетов по НДС по товарам, приобретенным в рамках договора простого товарищества от 29.04.2010 N 1, заключенного между ООО "Металлинтерресурс" и ООО "Молград".
Налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области с жалобой на указанное решение Инспекции ФНС России по г. Брянску.
Решением управления от 03.11.2016 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения.
Частично не согласившись с решением Инспекции ФНС России по г. Брянску от 02.09.2016 N 132, ООО "Молград" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что у инспекции имелись достаточные правовые основания для доначисления ООО "Молград" налога на добавленную стоимость в сумме 3 103 391 рублей, что обществом не оспаривалось и не оспаривается.
Признавая несостоятельной позицию ООО "Молград" о неправомерном начислении обществу пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 1 214 304 рублей и применении штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 36 398 рублей, основанную на положениях пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации, со ссылкой на то, что инспекцией по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС за 1 - 4 кварталы 2012 - 2013 годы принимались решения о возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 8 статьи 75 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов) (подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения.
Следовательно, для вывода о том, что налогоплательщик выполнял указания налогового органа, как верно отмечено судом первой инстанции и соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 21.03.2006 N 13815/05, разъяснение должно содержать ответ на конкретный вопрос налогоплательщика и предшествовать представлению налоговой и бухгалтерской отчетности, заявлению о предоставлении льготы, уплате налогов и сборов либо проведению налоговой проверки.
Более того, выездная и камеральная налоговые проверки имеют различные предметы и включают в себя различные комплексы контрольных мероприятий. Поскольку выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, невыявление налоговым органом в рамках камеральной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения выездной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.03.2016 N 571-О указал, что предметом камеральной и последующей выездной налоговой проверки может стать полнота и своевременность уплаты одного и того же налога за один и тот же налоговый период, притом что законность и обоснованность выводов налогового органа, сделанных по итогам камеральной налоговой проверки, к моменту проведения выездной налоговой проверки уже может быть проверена судом.
Указанное обстоятельство не препятствует налоговому органу прийти к выводу о необходимости корректировки размера налоговой обязанности налогоплательщика за проверяемый в ходе выездной налоговой проверки налоговый период.
В связи с этим решение инспекции, принятое по результатам предыдущей камеральной налоговой проверки, которым налоговое правонарушение не выявлено, не может рассматриваться в качестве разъяснения налогового органа.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделано справедливое заключение о том, что принятые ранее инспекцией в порядке статьи 176 НК РФ решения о возмещении НДС за 1 - 4 кварталы 2012 года, 1 - 3 кварталы 2013 года не являются разъяснениями налогового органа о порядке применения ООО "Молград" статьи 174.1 НК РФ, а, следовательно, не могут являться основанием для освобождения заявителя от налоговой ответственности в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации, а также для освобождения от начисления пени в соответствии с пунктом 8 статьи 75 названного Кодекса.
При этом судом первой инстанции обоснованно учтено, что налоговым органом с учетом положений пункта 1 статьи 113, пункта 1 статьи 174 НК РФ и абзаца 3 пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" правильно применены сроки давности привлечения общества к налоговой ответственности в отношении неуплаты им налога за 1 - 4 кварталы 2012 года и 1 квартал 2013 года. С учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств налоговым органом размер штрафных санкций уменьшен в два раза.
Доказательств наличия иных обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, помимо оцененных и учтенных налоговыми органами, обществом в ходе судебного разбирательства не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал ООО "Молград" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 12.01.2017 по делу N А09-17614/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Молград" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-17614/2016
Истец: ООО "МОЛГРАД"
Ответчик: ИФНС по г. Брянску
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2820/17
03.04.2017 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1197/17
12.01.2017 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-17614/16
24.11.2016 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-17614/16