Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 августа 2017 г. N Ф07-7223/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
04 апреля 2017 г. |
Дело N А26-10364/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Бокановой М.Ю.
от заявителя: Маниевой О.А. по доверенности от 03.02.2017 N 52-17
от заинтересованного лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-212/2017) АО "Прионежская сетевая компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.12.2016 по делу N А26-10364/2016 (судья Лазарев А.Ю.),
по заявлению АО "Прионежская сетевая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Акционерное общество "Прионежская сетевая компания" (185013, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Новосулажгорская, дом 22, ОГРН 1061001073242, далее - АО "Прионежская сетевая компания", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (185031, Республика Карелия, город Петрозаводск, набережная Варкауса, дом 1 "А", ОГРН 1021000526326, далее - Управление, антимонопольный орган, УФАС) от 02.11.2016 N 03-17/44-2016.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано, в связи с обоснованным привлечением общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, АО "Прионежская сетевая компания" направило апелляционную жалобу, в которой просило признать незаконным и отменить оспариваемое постановление.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что смягчающие вину обстоятельства, имущественное и финансовое положение свидетельствуют о наличии оснований для снижения размера штрафа.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, свою позицию изложили в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 24.08.2016 в антимонопольный орган поступило обращение гр. К. на неправомерные действия АО "Прионежская сетевая компания", выразившиеся в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с заключенным договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 05.05.2015 N ПР0201-15.
В соответствии с пунктом 1.5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, то есть мероприятия должны быть выполнены сетевой организацией до 17.06.2016.
Договором предусмотрено, что сетевая организация приняла на себя обязательство в течение десяти дней со дня уведомления гражданином о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий, провести с его участием осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств гражданина.
Гр. К. обязательства по внесению платы за технологическое присоединение в размере 550 рублей исполнены в полном объеме 17.12.2015.
29.06.2016 гр. К. уведомила сетевую организацию о выполнении мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с условиями договора от 21.10.2016 N КН0083-15.
В ответ на указанное уведомление общество письмом от 03.08.2016 сообщило, что мероприятия по осуществлению технологического присоединения объекта к электрической сети выполнены не в полном объеме, выдать запрошенные документы не представляется возможным.
Таким образом, в установленный срок мероприятия по технологическому присоединению сетевой организацией не выполнены.
Гр. К. обратилась в антимонопольный орган с жалобой на неисполнение АО "Прионежская сетевая компания" указанного договора по технологическому присоединению.
На момент подачи жалобы в антимонопольный орган на 24.08.2016 технологическое присоединение также не было осуществлено.
В связи с этим 26.09.2016 в отношении общества возбуждено дело N 03-17/44-2016 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
07.10.2016 составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого 02.11.2016 антимонопольным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 03-17/44-2016 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей за нарушение пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Не согласившись с законностью вынесенного постановления антимонопольного органа, АО "Прионежская сетевая компания" оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в признании незаконным оспариваемого постановления, дал полную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил технологического присоединения к электрическим сетям в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от ста до пятисот тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии со статьей 21 Закона об электроэнергетике постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам
к электрическим сетям.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Согласно пункту 16 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по
производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации определен в Правилах N 861.
Пунктом 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861, установлено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Сроки технологического присоединения установлены подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861, и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из установленного данной нормой требования, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики: 4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт (включительно).
В соответствии с пунктом 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Как следует из материалов дела, 21.10.2016 между гр. К. и АО "Прионежская сетевая компания" был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N КН0083-15, в соответствии с которым общество приняло на себя обязательство по присоединению энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: Республика Карелия, Прионежский р-н, п. Ладва-Ветка, ул. Заречная (земельный участок с кадастровым номером 10:20:0100107:23) и выдало технические условия NПР0210-15 от 05.05.2015.
Гр. К. выполнила все свои обязательства по договору, перечислила на расчетный счет АО "Прионежская сетевая компания" денежные средства в размере 550 рублей и уведомила общество о выполнении технических условий со своей стороны.
В установленный договором срок мероприятия по технологическому присоединению сетевой организацией не выполнены, что свидетельствует о неправомерном бездействии.
Таким образом, АО "Прионежская сетевая компания", как субъект естественной монополии, при выполнении своих обязательств по договору от 21.10.2015 N КН0083-15 нарушило пункт 16 Правил, в части нарушения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям АО "Прионежская сетевая компания", что подтверждает наличие в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждено виновное бездействие общества.
Апелляционный суд проверил процедуру привлечения общества к административной ответственности, существенных нарушений, служащих основанием для отмены оспариваемого постановления, не установлено.
В рассматриваемом случае, назначенное обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 и 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и согласуется с принципами юридической ответственности, поэтому оснований для снижения назначенного обществу административного штрафа ниже минимального размера, у суда не имелось.
Апелляционный суд считает, что наказание обществу в виде штрафа в размере 600 000 рублей отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьей 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Основания для применения положения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях отсутствуют, поскольку каких-либо исключительных обстоятельств в рассматриваемой ситуации судом не установлено.
При этом суд первой инстанции правомерно квалифицировал действия общества по части 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ввиду наличия сведений о повторном совершении заявителем аналогичного административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы общества, указанные в апелляционной жалобе, повторяют его позицию по делу, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно оценил обстоятельства дела и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Прионежская сетевая компания" от 28.12.2016 по делу N А26-10364/2016 без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Борисова Г.В. |
Судьи |
Есипова О.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10364/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 августа 2017 г. N Ф07-7223/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ПРИОНЕЖСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия