г. Воронеж |
|
30 марта 2017 г. |
Дело N А14-14980/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: Дроняк Ю.М., представитель по доверенности от 16.09.2016 N 04-16/3649, выдана сроком на 1 год;
от ООО "РВК-Воронеж": Красноусов А.М., представитель по доверенности от 26.12.2016 N 2, выдана до 31.12.2017. Назарова Л.А., представитель по доверенности от 28.10.2016 N 200, выдана до 31.12.2017;
рассмотрев апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.12.2016 по делу N А14-14980/2016 (судья Ловчикова Н.В.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области N 202.04-9.16 от 06.10.2016 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
ООО "РВК-Воронеж" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области N 202.04-9.16 от 06.10.2016 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.12.2016 в удовлетворении заявленных Обществом требований было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "РВК-Воронеж" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, на отсутствие вины. Считает, что прибор учета воды демонтирован с нарушением п. 81 (13) Правил N 354.
Считает, что опломбировка прибора учета производилась ООО "РВК-Воронеж" повторно, в связи с чем, заявитель имел право взимать с абонента плату.
Представитель ООО "РВК-Воронеж" поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм права, без учета фактических обстоятельств дела, просит суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Многоквартирный дом N 50б по Проспекту патриотов г.Воронежа находится в управлении ООО УК "СтройТехника".
ООО "РВК-Воронеж" осуществляет водоснабжение указанного выше многоквартирного дома.
По обращению жильца кв 323 д. 506 по пр. Патриотов г. Воронежа в связи с течью произведена замена прибора учета воды.
14.06.201б мастером ООО УК "Стройтехника" составлен акт о произведенной замене прибора учета воды в кв. 323 д. 506 по пр.Патриотов г. Воронежа (собственник квартиры Панина О.Н.) - счетчика горячей воды.
С данным актом Аносов Н.Н. 16.06.2016 обратился в ООО "РВК-Воронеж", как в организацию, обязанную осуществлять деятельность по введению в эксплуатацию приборов учета воды, с заявлением на опломбировку нового прибора учета воды.
16.06.2016 ООО "РВК-Воронеж" выставило гр. Паниной О.Н., являющейся собственником квартиры 323 в МКД N 50б по Проспекту патриотов, счет N 3645 за услуги по приемке узла учёта воды в эксплуатацию в размере 964, 52 руб.
26.07.2016 ООО "РВК-Воронеж" произвело допуск в эксплуатацию узла учета воды в квартире 323 МКД N 50б по Проспекту Патриотов, о чем составлен соответствующий акт.
28.07.2016 в Воронежское ФАС России поступили заявления (исх. от 27.08.2016 б/н) Аносова Н.Н. и Паниной О.Н. на действия ООО "РВК- Воронеж", выразившееся во взимании платы за введение в эксплуатацию прибора учета воды в квартире 323 многоквартирного дома N 50б, по Проспекту Патриотов, г. Воронежа.
Усмотрев в действиях ООО "РВК-Воронеж" по выставлению платы абоненту за услуги по приемке узла учёта воды в эксплуатацию нарушение Закона о водоснабжении и водоотведении, Воронежское УФАС России 24.08.2016 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 202.04-9.16.
Согласно протоколу, Обществу вменено несоблюдение ч. 5 ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении в качестве обязательных требований об эксплуатации прибора учета водоснабжения, ответственность за которое предусмотрена ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
Постановлением Воронежское УФАС России N 202.04-9.16 от 06.10.2016 ООО "РВК-Воронеж" привлечено к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ч.12 ст. 9.16 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме
Частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей.
Объективная сторона административного правонарушения заключается в несоблюдении организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет, установленных для нее обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" коммерческому учету подлежит количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Закона о водоснабжении и водоотведении приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
В силу пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
В соответствии с п. 81 (13) Правил N 354, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).
В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и проверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (пункт 81(14) Правил N 354.
ООО "РВК-Воронеж" является ресурсоснабжающей организацией, на которую, в силу ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, возложена обязанность по совершению действий по установке, замене, эксплуатации приборов учета в многоквартирных жилых домах и помещениях, при этом ч. 5 ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что введение в эксплуатацию прибора учета осуществляется без взимания платы с абонента.
Однако, ООО "РВК-Воронеж", в нарушение ч.5 ст.20 Закона о водоснабжении и водоотведении, выставило Паниной О.Н. счет N 3645 за услуги по приемке узла учета воды в эксплуатацию в размере 964,52 руб.
Материалами дела подтвержден факт ввода в эксплуатацию нового прибора учета, который был заменен в связи с неисправностью прежнего прибора учета.
Незаконное нарушение пломбы не тождественно замене узла учета управляющей организацией.
Из письма Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 N 45097-АЧ/04 иное не следует. Кроме того, в нем не учтены обстоятельства конкретного дела.
Доводу заявителя о том, что должностное лицо ООО УК "Стройтехника" не является исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению и не могло составлять акт от 14.06.2016 о произведенной замене прибора учета воды, судом первой инстанции дана правильная оценка.
Установленный прибор учета в рассматриваемом случае опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя.
При таких обстоятельствах в действиях Общества установлена объективная сторона административного правонарушения по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих вину Общества, не установлено.
Постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной для юридических лиц частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности постановления Воронежского УФАС России N 202.04-9.16 от 06.10.2016.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не усматривается.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.12.2016 по делу N А14-14980/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-14980/2016
Истец: ООО "РВК-Воронеж"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области