Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июля 2017 г. N Ф07-5767/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
03 апреля 2017 г. |
Дело N А42-7523/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Копыловой Л.С.
судей Масенковой И.В., Тойвонена И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: Маевской А.А.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-476/2017) конкурсного управляющего ООО "Парма Сервис" Ибрагимовой Л.Х. на определение Арбитражного суда Мурманской области от 14.12.2016 по делу N А42-7523/2015(1ж) (судья Кучина М.В.), принятое по жалобе УФНС России по Мурманской области о признании незаконными действий конкурсного управляющего ООО "Парма Сервис" Ибрагимовой Л.Х.
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Парма Сервис",
установил:
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 14.10.2015 в отношении ООО "Парма Сервис" (далее - должник) введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утверждена Ибрагимова Лилия Хароновна, член некоммерческого партнерства "Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих".
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 23.03.2016 ООО "Парма Сервис" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утверждена Ибрагимова Л.Х.
В рамках дела о банкротстве 04.10.2016 в арбитражный суд обратилось УФНС России по Мурманской области (далее - уполномоченный орган, заявитель, ФНС России) с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего Ибрагимовой Л.Х., в которой с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило признать ненадлежащим исполнение арбитражным управляющим Ибрагимовой Л.Х. возложенных на нее обязанностей конкурсного управляющего ООО "Парма Сервис" в части непредставления в ИФНС России по г. Мурманску следующей налоговой отчётности должника: бухгалтерского баланса за 2015 год; налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 1 квартал 2016 года, за полугодие 2016 года, за 9 месяцев 2016 года.
Определением от 14.12.2016 жалоба ФНС России удовлетворена. Арбитражный суд признал ненадлежащим исполнение арбитражным управляющим Ибрагимовой Л.Х. обязанностей конкурсного управляющего ООО "Парма Сервис" в части непредставления в ИФНС России по г. Мурманску следующей налоговой отчётности должника: бухгалтерского баланса за 2015 год; налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 1 квартал 2016 года, за полугодие 2016 года, за 9 месяцев 2016 года.
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий должником Ибрагимова Л.Х. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит определение от 14.12.2016 отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что обязанность налогоплательщика своевременно представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность установлена Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) и не регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в связи с чем вопрос об исполнении или неисполнении налогоплательщиком такой обязанности не может быть разрешен в деле о банкротстве. При этом податель полагает, что Закон о банкротстве не возлагает на конкурсного управляющего, не являющегося налогоплательщиком, обязанности по предоставлению налоговому органу бухгалтерских балансов должника, а налоговый орган в деле о банкротстве обладает правами кредитора (уполномоченного органа), а не правами налогового контроля в отношении конкурсного управляющего. Кроме того, податель жалобы ссылается на отсутствие у ООО "Парма Сервис" обязанности по представлению налоговых деклараций по налогу на прибыль, в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Податель жалобы также ссылается на непредставление уполномоченным органом доказательств нарушения его прав и законных интересов обжалуемыми действиями арбитражного управляющего, а также отсутствие у УФНС России по Мурманской области статуса лица, участвующего в деле о банкротстве ООО "Парма Сервис" (в реестр требований кредиторов должника включены требования ФНС России в лице ИФНС России по г. Мурманску), что является основанием для отказа в удовлетворении жалобы УФНС России по Мурманской области.
Уполномоченный орган в отзыве изложил возражения относительно апелляционной жалобы, определение просил оставить без изменения, указывая, что наличие специальной ответственности за непредставление бухгалтерской отчетности, не исключает ответственности лица, исполняющего обязанности конкурсного управляющего, за ненадлежащее исполнение данных обязанностей. При этом нормы гражданского законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об организациях различных организационно-правовых форм обязывают соответствующие экономические субъекты вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность независимо от применяемого ими режима налогообложения.
Законность и обоснованность определения проверены в апелляционном порядке с применением части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие участвующих в настоящем обособленном споре лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав доводы подателя апелляционной жалобы, возражения уполномоченного органа в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки выводов суда по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего он исполняет обязанности руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Статья 60 Закона о банкротстве предоставляет кредиторам должника и уполномоченным органам право обратиться в арбитражный суд с жалобой о нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) арбитражного управляющего.
По смыслу данной нормы права основанием для удовлетворения жалобы являются установление арбитражным судом несоответствия действий (бездействия) арбитражного управляющего требованиям Закона о банкротстве и другим нормативным правовым актам, регламентирующим его деятельность по осуществлению процедуры банкротства, а также факта несоответствия этих действий требованиям разумности и добросовестности и нарушения такими действиями (бездействием) прав и законных интересов должника и кредиторов.
При этом заявитель в порядке статьи 65 АПК РФ обязан доказать наличие незаконного, недобросовестного или неразумного поведения арбитражного управляющего и то, что такое поведение нарушает его права и законные интересы, а арбитражный управляющий обязан представить доказательства отсутствия его вины в этом поведении или обосновать соответствие его действий требованиям закона, добросовестности и разумности. Кредиторами и уполномоченными органами могут быть обжалованы лишь те действия (бездействие) арбитражного управляющего по неисполнению или ненадлежащему исполнению возложенных на него обязанностей, которые предусмотрены Законом о банкротстве.
Согласно статьи 20.2 Закона о банкротстве, в случае если на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухучете) ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.
В силу пункта 3 статьи 6 Закона о бухучете, бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации юридического лица.
Согласно статье 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.
В соответствии со статьей 289 НК РФ, независимо от наличия у налогоплательщика обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять отчетность в налоговые органы по месту своего нахождения.
ООО "Парма Сервис" находится на упрощенной системе налогообложения.
Как усматривается из материалов дела и конкурсным управляющим не оспаривается, последняя бухгалтерская отчетность ООО "Парма Сервис" представлена в адрес ИФНС России по г. Мурманску должником 28.03.2014 (бухгалтерский баланс за 2013 год).
Последняя налоговая отчетность представлена в инспекцию 28.03.2014 (налоговая декларация по налогу на транспорт за 2013 год, декларация по УСН за 2013 год).
Нормы гражданского законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об организациях различных организационно-правовых форм обязывают соответствующие экономические субъекты вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Указанные нормы распространяются на все экономические субъекты, независимо от применяемого ими режима налогообложения. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не изменяет требования указанных федеральных законов.
Исходя из этого и в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о бухучете организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Следует отметить, что в соответствии с Законом о бухучете в случае отсутствия первичной учетной документации, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность должна составляться на основании данных инвентаризации имущества и обязательств должника, то есть на основании данных о фактическом наличии у ООО "Парма Сервис" имущества и обязательств.
На основании пункта 1 статьи 13 Закона о бухучете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Следовательно, ни отсутствие каких-либо первичных документов, ни отсутствие деятельности у должника не освобождает общество от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности, предоставление которой, в том числе восстановление (в случае необходимости) должен осуществлять конкурсный управляющий в рамках предоставленных ему статьей 129 Закона о банкротстве полномочий и соответствующих обязанностей, как руководителя должника.
Вместе с тем, непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган в установленный срок форм бухгалтерской отчетности влечет наложение на организацию штрафов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Решением налогового органа от 05.03.2017 N 24-446 должник привлечен к ответственности за непредставление в установленный срок бухгалтерской отчетности за 2015 год в размере 400 руб.
При этом наличие специальной ответственности за не предоставление бухгалтерской отчетности, не исключают ответственности лица, исполняющего обязанности конкурсного управляющего за ненадлежащее исполнение данных обязанностей.
Таким образом, конкурсным управляющим Ибрагимовой Л.Х. в нарушении пункта 1 статьи 129 Закона о банкротстве не выполнены обязанности как руководителя должника по своевременной сдаче в налоговый орган бухгалтерской и налоговой отчетности ООО "Парма Сервис", а именно бухгалтерского баланса за 2015 год, налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 1 квартал 2016 года, за полугодие 2016 года, за 9 месяцев 2016 года.
Нарушения при ведении бухгалтерского учета, составлении бухгалтерской и налоговой отчетности исключают возможность достоверного учета имущества должника и влекут возложение на должника ответственности, в том числе предусмотренной НК РФ в виде пени и штрафов, что, в свою очередь, влечет уменьшение конкурсной массы, подобные действия (бездействие) конкурсного управляющего нарушают права лиц, участвующих в деле о несостоятельности.
Таким образом, именно на конкурсного управляющего, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухучете, статьями 23, 24 и 27 НК РФ возлагается ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, обязанность по ведению бухгалтерского учета должника, представлению бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика.
На основании изложенного довод конкурсного управляющего Ибрагимовой Л.Х. о том, что Закон о банкротстве не возлагает на конкурсного управляющего обязанности по предоставлению налоговому органу бухгалтерских балансов должника, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Довод подателя об отсутствии у ООО "Парма Сервис" обязанности по представлению налоговых деклараций по налогу на прибыль в связи с применением упрощенной системы налогообложения также отклоняется апелляционным судом, как не нашедший объективного подтверждения в ходе судебного заседания.
Ссылка подателя на отсутствие у УФНС России по Мурманской области статуса лица, участвующего в деле о банкротстве ООО "Парма Сервис", признается апелляционным судом необоснованной, поскольку установленным конкурсным кредитором ООО "Парма Сервис" является уполномоченный орган как таковой. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" органом, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, является ФНС России, которая осуществляет свои полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно. Следует отметить, что Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации осуществляет контроль за Инспекциями ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления, инспекциями Федеральной налоговой службы межрайонного уровня.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения жалобы уполномоченного органа.
Таким образом, поскольку приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к безусловной отмене судебного акта по статье 270 АПК РФ, не установлено, определение Арбитражного суда Мурманской области от 20.01.2017 об удовлетворении жалобы Федеральной налоговой службы является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 223, 268, 269 п. 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение арбитражного суда первой инстанции от 14.12.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.С. Копылова |
Судьи |
И.В. Масенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7523/2015
Должник: ООО "Парма Сервис"
Кредитор: Демешко Валерий Павлович, Кальнин Виктор Михайлович, Комитет имущественных отношений г. Мурманска, Кривошеев Александр Владимирович, Лунцевич Иван Васильевич, ОАО "РОСТ БАНК", ООО "СтальИнвестГрупп", ПАО "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Колэнерго", ПАО Филиал Банка ВТБ в г. Мурманске, Пьянков Вячеслав Михайлович, Субботин Дмитрий Михайлович, Филиал Банка ВТБ (ПАО) в г. Мурманске
Третье лицо: НК "Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих", Управление Росреестра по МО, Васильев Константин Львович, Ибрагимова Лилия Хароновна, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мурманску, Комитет по обеспечению безопасности населения Мурманской области, Межрайонный специализированный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Мурманской области, Нагибин А Н, Нагибин Н И, Нагибина Татьяна Александровна, НП "Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих", ООО "А.Л.Е.К.", ООО "Инженерный сервис", ООО "КАПИТАЛ", ООО "Мурманская верфь", ООО "Норд-Грейс", ООО "Терминал", Отдел судебных приставов Октябрьского округа г. Мурманска, Старичков Александр Сергеевич, Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление ФСБ России по Мурманской области, Юрченко Владимир Дмитриевич
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-7523/15
23.10.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21477/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-7523/15
30.01.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34318/18
02.10.2018 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17431/18
14.09.2018 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-7523/15
10.07.2018 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-7523/15
26.06.2018 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-7523/15
21.05.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8267/18
05.09.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15388/17
06.07.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5767/17
05.04.2017 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-7523/15
03.04.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-476/17
16.08.2016 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-7523/15
23.03.2016 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-7523/15
14.10.2015 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-7523/15