Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2017 г. N Ф05-9357/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
06 апреля 2017 г. |
Дело N А40-202322/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.04.2017 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Б. Расторгуева,
судей О.Г. Головкиной, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.А. Фокиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 февраля 2017 года
по делу N А40-202322/16, принятое судьей Ю. Ю. Лакоба
по иску Обществу с ограниченной ответственностью "Газпромтранс"
(ОГРН 1027728000871, 117997, город Москва, улица Наметкина, дом 16)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН 1037739877295, 107174, город Москва, улица Новая Басманная, дом 2)
о взыскании пени
при участии в судебном заседании:
от истца: Малая Е.П. (доверенность от 01.01.2016)
от ответчика: Каргальцев А.В. (доверенность от 19.12.2016)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Газпромтранс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу (ОАО) "Российские железные дороги" о взыскании пени за просрочку доставки грузов в размере 6 702 446 руб. (с учетом уменьшения суммы иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 28.11.2012 г. иск удовлетворен в размере 5 702 446 руб., в остальной части иска отказано.
При этом суд исходил из того, что спорные вагоны доставлены ответчиком с просрочкой, в связи с чем истец правомерно начислил пени за просрочку доставки порожних вагонов, расчет истца является правильным, однако размер пени несоразмерен последствиям нарушения обязательства.
ОАО "Российские железные дороги" не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований на сумму 2 819 791 руб. 28 коп. и отнесении судебных расходов на истца, ссылаясь на необоснованность выводов суда об отклонении доводов ответчика по части спорных накладных об увеличении сроков доставки.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Из материалов дела следует, что в сентябре 2015 года - апреле 2016 года ответчик доставлял грузы истца с нарушениями установленных сроков доставки.
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлена обязанность перевозчиков доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов перевозчик указывает в транспортной железнодорожной накладной.
Пунктом 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России N 39 от 18.06.2003 г., предусмотрено, что расчетную дату истечения срока доставки груза в графе "срок доставки истекает" заполняет сам перевозчик.
Статьей 97 Устава предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9 (девяти) процентов от платы за перевозку грузов, доставку порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные. Расчетное время - Московское.
Судом взысканы с учетом уменьшения истцом суммы иска ввиду исключения НДС и с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации за просрочку доставки вагонов пени в размере 5 702 446 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в данном объеме.
В соответствии со статьей 120 Устава к претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования. Указанные документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
К направленным ответчику претензиям, имеющимся в материалах дела, приложены все необходимые документы.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если спор возник вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом или договором, в том числе нарушения срока представления ответа на претензию, оставления претензии без ответа, арбитражный суд относит на это лицо судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", на которые ссылается ОАО "РЖД", если при рассмотрении иска будет установлено, что дело возникло вследствие нарушения истцом предусмотренных статьей 123 Устава сроков предъявления претензии к перевозчику, арбитражный суд в соответствии с частью 1 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе отнести на истца судебные расходы (в полном размере или в части) независимо от исхода спора.
Поскольку судом установлено, что спор возник не вследствие нарушения истцом сроков предъявления претензии к ответчику, основанием для предъявления настоящего иска послужил факт просрочки доставки груза, то суд апелляционной инстанции находит правомерным отнесение расходов по государственной пошлине на ответчика и не находит оснований для оставления иска без рассмотрения.
Ссылки ответчика о необоснованности взыскания пени по накладным N N ЭК221814, ЭМ599541 подлежат отклонению, поскольку в нарушение Правил N 27 ответчик не представил суду досылочные ведомости, акты общей формы об отцепке вагонов, при том, что данные перевозочные документы составляются именно перевозчиком (ответчиком).
В этой связи также является необоснованным довод ответчика и по отправкам N N ЭК695225, ЭК972332, ЭЛ493653, ЭН788019, ЭЕ421487, ЭЕ421153, ЭЕ421547, ЭЕ421681, ЭЕ580142, вагоны по которым были отцеплены от групповой отправки и отправлены по досылочным ведомостям, так как данные досылочные ведомости, обязанность по составлению которых лежит на ответчике, не представлены.
В подтверждение своих требований истцом в материалы дела представлены данные ГВЦ ОАО "РЖД".
Несостоятельными являются доводы апелляционной жалобы о необходимости продления сроков доставки груза по железнодорожным накладным N N ЭЕ421487, ЭМ330165, ЭЛ500418, ввиду нахождения вагонов в ремонте.
В силу пункта 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, при этом следует учитывать, что сроки доставки грузов увеличиваются также в случаях задержки доставки груза по причинам, названным в пункте 6 Правил.
В соответствии с актами общей формы спорные вагоны задержаны в пути следования по технической неисправности.
Однако, составление актов общей формы не может служить основанием для освобождения ОАО "РЖД" от ответственности, предусмотренной статьей 97 Устава железнодорожного транспорта, ввиду следующего.
Пункт 6.3 Правил предусматривает увеличение срока доставки груза на все время задержки в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам. Согласно статье 20 Устава ЖДТ, техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, он же обязан подавать под погрузку исправные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны.
Учитывая изложенное, бремя доказывания отсутствия вины в возникновении технической неисправности вагонов, контейнеров в пути следования законом возлагается на перевозчика.
Вместе с тем, надлежащих доказательств выполнения перевозчиком необходимых действий по определению технического состояния вагона перед погрузкой в соответствии с требованиями статьи 20 УЖТ РФ, а также доказательств того, что техническая неисправность вагона возникла по независящим от перевозчика причинам, не представлено.
Поэтому ссылка ответчика на пункт 6.3 Правил как на основание продления срока доставки грузов является необоснованной.
Доводы апелляционной жалобы о неприменении пункта 6.6 Правил исчисления сроков доставки, в соответствии с которым сроки доставки увеличиваются на все время задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, отклоняются апелляционным судом, поскольку акты общей формы, представленные в материалы дела, не содержат надлежащих доказательств вины грузополучателя и отсутствия технической возможности накопления вагонов на станции назначения.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств выполнения станцией назначения обязанности по извещению грузополучателя о задержке вагонов.
Ответчик неправомерно считает, что должен быть применен пункт 8 Правил исчисления сроков доставки грузов, тем самым продлен срок доставки груза еще на несколько суток, помимо 1 дополнительных суток, связанных с перевозкой опасного груза, учтенного истцом при расчете пени.
Согласно пункту 8 Правил исчисления сроков доставки грузов, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27, сроки доставки опасных грузов определяются по фактически пройденному расстоянию с учетом обхода железнодорожных транспортных узлов, перечень которых публикуется в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом, исходя из норм суточного пробега, указанных в пункте 2.1 Правил.
В соответствии с пунктом 3.7.9. "Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам" (утв.СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 N 15 в ред. от 07.05.2014) если крупные железнодорожные узлы имеют обходы, то транзитные поезда, в составах которых есть вагоны с ВМ, должны пропускаться по обходам. Перечень таких узлов определяется и устанавливается железнодорожной администрацией.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 31.08.2012 N 1759р "О порядке пропуска транзитных поездов, в составе которых имеются вагоны с опасными грузами (взрывчатыми материалами), в обход крупных жд узлов, имеющих такие обходы" предусмотрен перечень станций, в обход которых должен следовать опасный груз класса 1 (взрывчатые материалы).
Поскольку груз "Фракция пропан-бутановая" не относится к классу опасности 1, а относится к классу опасности 2, о чем имеется соответствующие отметки в ж.д. накладных, пункт 8 Правил исчисления сроков доставки грузов в данном случае не может быть применен.
Перечень узлов, в обход которых должны следовать вагоны с грузом класса опасности 2, ответчиком не представлен.
Фактическое проследование по маршруту отличному от того, который избран перевозчиком при заключении договора перевозки, является правом перевозчика, однако данное право не обуславливает возможность в дальнейшем вносить изменения как в сроки доставки грузов, так и в провозную плату, которая также обусловлена расстоянием.
Решение суда в части отказа в иске истцом не обжалуется.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 февраля 2017 года по делу N А40-202322/16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, 107174, город Москва, улица Новая Басманная, дом 2) в доход федерального бюджета 3000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-202322/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2017 г. N Ф05-9357/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ГАЗПРОМТРАНС", ООО "Газпромтранс" в лице Оренбургского филиала
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице филиала СКЖД