Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 июня 2017 г. N Ф01-1879/17 настоящее постановление оставлено без изменения
29 марта 2017 г. |
А43-15992/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.12.2016
по делу N А43-15992/2016,
принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городецкий судоремонтный завод" (ОГРН 1045207487820, ИНН 5260142895, Нижегородская область, г. Городец, ул. Орджоникидзе, д. 118)
о признании частично незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области от 01.03.2016 N 95,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Городецкий судоремонтный завод" - Сниковской Н.В. от 19.10.2016 N 593,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Городецкий судоремонтный завод" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Территориальное управление) от 01.03.2016 N 95 "О предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО "Городецкий судоремонтный завод" в части установления выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 52:15:0080101:20, общей площадью 60820+/-86,30 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположением: Нижегородская область, Городецкий район, г. Городец, в районе среднего бъефа р. Волги, разрешенным использованием: под существующей производственной базой, а также об обязании Территориального управления изложить пункт 2 оспариваемого распоряжения в новой редакции с указанием выкупной цены, соответствующей 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, и направить заявителю проект соответствующего договора купли-продажи с предложением о его заключении.
Решением от 14.12.2016 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требование Общества.
Территориальное управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Территориальное управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Представитель Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 14.12.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 52:15:0080101:20, общей площадью 60 820 кв.м, расположенный по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, г. Городец, в районе среднего бьефа р. Волги.
10.06.2008 Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением (исх. N 6) о предоставлении в собственность восьми земельных участков из земель населенных пунктов по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, в районе среднего бьефа р. Волги, с кадастровыми номерами: 52:15:0080101:20, площадь: общая 60 820 кв.м; 52:15:0080101:19, площадь: общая 23 150 кв.м; 52:15:0080101:18, площадь: общая 16 642 кв.м; 52:15:0080101:17, площадь: общая 5610 кв.м; 52:15:0080101:16, площадь: общая 8910 кв.м; 52:15:0080101:15, площадь: общая 12 840 кв.м; 52:15:0080101:14, площадь: общая 3870 кв.м; 52:15:0080101:13, площадь: общая 9250 кв.м, а также предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, находящегося в зоне двадцатиметровой береговой полосы, с кадастровым номером 52:15:0080101:21, площадь: общая 28 160,00кв.м.
Земельные участки были образованы в результате раздела земельного участка с предыдущим кадастровым номером 52:15:0080101:2 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 16.04.2008) общей площадью 169 252 кв.м по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, в районе среднего бьефа р.Волги, предоставленного Обществу по договору аренды от 30.05.2007 N 0308/15.
Распоряжениями от 26.06.2008 N 449, N 450, N 451, N 455, N 456, N 457, N 458, N 459 (с приложением к ним расчета цены выкупа каждого земельного участка) Территориальное управление предоставило их в собственность Общества, а пунктом 2 распоряжений филиалу Российского фонда федерального имущества в Нижегородской области поручено заключить с Обществом договор купли-продажи каждого участка.
Земельные участки с кадастровыми номерами: 52:15:0080101:19, площадь: общая 23 150 кв.м, 52:15:0080101:18, площадь: общая 16 642кв.м, 52:15:0080101:17, площадь: общая 5610 кв.м, 52:15:0080101:15, площадь: общая 12 840 кв.м, 52:15:0080101:14, площадь: общая 3870 кв.м, 52:15:0080101:13, площадь: общая 9250 кв.м были предоставлены и оформлены в собственность Общества 05.10.2012, а земельный участок с кадастровым номером 52:15:0080101:16, площадь: общая 8910 кв.м - 29.07.2013.
На протяжении восьми лет Общество вело постоянную переписку с Территориальным управлением с целью получения договора купли-продажи на земельный участок 52:15:0080101:20, площадь: общая 60 820 кв.м, что подтверждается представленными в материалы дела письмами.
11.02.2016 Общество в очередной раз обратилось в Территориальное управление с заявлением (вх. N 1557) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 52:15:0080101:20 в собственность за плату.
Письмом от 10.03.2016 N АБ-07/2227 Территориальное управление направило в адрес заявителя распоряжение от 01.03.2016 N 95 "О предоставлении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО "Городецкий судоремонтный завод" с условиями выкупа земельного участка согласно пункту 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и договор купли-продажи спорного земельного участка.
При этом в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279 "Об утверждении правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов" стоимость земельного участка установлена в размере 54 925 325 рублей 60 копеек.
Письмом от 05.04.2016 N 189 заявитель со ссылкой на пункт 6 статьи 36 ЗК РФ сообщил Территориальному управлению о необходимости изложить в новой редакции указанное распоряжение с указанием цены, соответствующей 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
Письмом от 11.05.2016 N ОП-07/4815 Территориальное управление сообщило об отказе в пересмотре цены земельного участка ввиду пропуска на момент осуществления сделки купли-продажи срока, установленного Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ).
Посчитав распоряжение Территориального управления в части установления выкупной цены земельного участка не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с частью 3 статьи 214 и частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
На основании пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктами 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, предусмотрено осуществление территориальным органом полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Следовательно, Территориальное управление является уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области, находящимися в государственной собственности.
Доводы о том, что на момент принятия распоряжения от 26.06.2008 N 449 Территориальное управление не обладало полномочиями по заключению договоров купли-продажи земельных участков, во внимание не принимаются, как противоречащие распоряжению Правительства Российской Федерации от 02.07.2008 N 793-р, приказам Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.07.2008 N 117 и от 14.07.2008 N 132.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений; юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Согласно части 2.2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу ЗК РФ.
С 01.07.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случаях, если: в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 01.07.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды; такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.
Оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции установил, что на земельном участке с кадастровым номером 52:15:0080101:20 расположен объект недвижимости, переданный заявителю согласно плану приватизации от 23.12.1992 и находящийся в его собственности (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.04.2010).
Поскольку ранее еще в 2008 году Общество обращалось в Территориальное управление с заявлением о его выкупе и уполномоченным органом было издано распоряжение от 26.06.2008 N 449 о предоставлении в собственность этого земельного участка, а также учитывая наличие на протяжении восьми лет переписки с Территориальным управлением с целью получения договора купли-продажи на земельный участок 52:15:0080101:20, площадь: общая 60 820 кв.м, суд пришел к правомерному выводу о том, что заявитель изначально обратился в Территориальное управление именно в 2008 году, а не в 2016 году, как ошибочно считает уполномоченный орган, а значит, подпадает под действие статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ.
Следовательно, установление Территориальным управлением в оспариваемом распоряжении выкупной цены для спорного земельного участка равной его кадастровой стоимости 54 925 325 рублей 60 копеек является необоснованным.
Доводы о неприменимости к Обществу положения части 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ в связи с непредставлением доказательств правопреемства от Городецкого судоремонтно-механического завода в отношении объекта недвижимости, находящегося в собственности заявителя, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными, противоречащими действиям Территориального управления, выраженным в издании распоряжений от 26.06.2008 N 449, N 450, N 451, N 455, N 456, N 457, N 458, N 459 и заключении с Обществом в отношении иных земельных участков договоров купли-продажи. При этом из содержания заявления Общества о выкупе спорного земельного участка видно, что им представлялись в уполномоченный орган выписка из ЕГРП от 07.04.2010 о наличии на земельном участке объекта недвижимости, находящегося в собственности заявителя, и план приватизаций от 23.12.1992, подтверждающий отчуждение данного объекта из государственной собственности.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что распоряжение Территориального управления от 01.03.2016 N 95 в оспариваемой части противоречит действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Территориальным управлением не доказано.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Территориального управления по приведенным в ней доводам, противоречащим нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.12.2016 по делу N А43-15992/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-15992/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 июня 2017 г. N Ф01-1879/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Городецкий судоремонтный завод"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
Третье лицо: ООО Городецкий судоремонтный завод