Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27 июля 2017 г. N Ф10-2326/17 настоящее постановление оставлено без изменения
10 апреля 2017 г. |
Дело N А83-1189/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2017.
В полном объёме постановление изготовлено 10.04.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Рыбиной С.А. и Чертковой И.В.
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Григорьян И.В.,
при участии от акционерного общества "Гагаринский" Шалыгина А.К. по доверенности от 05.04.2017 N 58 и Кулагина Э.В. по доверенности от 03.03.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Гагаринский" на определение Арбитражного суда Республики Крым от 27 января 2017 года по делу N А83-1189/2014 (судья Потопальский С.С.),
установил:
Исполнительный комитет Симферопольского городского совета (место нахождения: 295000, Республика Крым, город Симферополь, улица Толстого, дом 14; код ОКПО 04055630; далее - Исполком Симферопольского горсовета) обратился в Хозяйственный суд Республики Крым с иском к Частному акционерному обществу "Гагаринский" (место нахождения: 295022, город Симферополь, улица Бородина, дом 16; ОГРПОУ 33187263; далее - ЧАО "Гагаринский") о взыскании задолженности по договору об участии в комплексном социально-экономическом развитии города от 27.09.2007, выраженную в рублях по курсу, устанавливаемому Банком России на день исполнения судебного решения и эквивалентную сумме 3 034 500 грн. 00 коп., в том числе 2 745 000 грн. 00 коп. основной суммы долга и 289 500 грн. 00 коп. штрафа в размере 10% от суммы просроченного платежа.
Решением Хозяйственного суда Республики Крым от 20.11.2014 исковые требования удовлетворены, с ЧАО "Гагаринский" взыскано в пользу Исполкома Симферопольского горсовета 2 745 000 грн. 00 коп. основного долга и 289 500 грн. 00 коп. штрафных санкций, в российских рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату фактического платежа. Кроме того, с ЧАО "Гагаринский" в доход федерального бюджета взыскано 38 172 руб. 50 коп. государственной пошлины по иску.
Между Российской Федерацией и Республикой Крым 18.03.2014 подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
21.03.2014 принят Федеральный Конституционный закон N 6 - ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ).
Государственной Думой принят 11.06.2014 и Советом Федерации 18.06.2014 одобрен Федеральный закон от 23.06.2014 N 154-ФКЗ "О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 5 статьи 9 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что до создания на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя судов Российской Федерации правосудие от имени Российской Федерации на указанных территориях осуществляют суды, действующие на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Лица, замещающие должности судей этих судов, продолжают осуществлять правосудие до создания и начала деятельности на указанных территориях судов Российской Федерации при условии наличия у них гражданства Российской Федерации.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2014 N 21 "О дне начала деятельности федеральных судов на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" определено считать днем начала деятельности Верховного Суда Республики Крым, Арбитражного суда Республики Крым, районных и городских судов Республики Крым, Крымского гарнизонного военного суда, Севастопольского городского суда, Арбитражного суда Севастополя, районных судов города Севастополя, Севастопольского гарнизонного военного суда, Двадцать первого арбитражного апелляционного суда - 26.12.2014.
ЧАО "Гагаринский", не согласившись с решением суда, направило апелляционную жалобу в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, которая определением апелляционного суда от 17.03.2015 возвращена подателю жалобы в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку подателем жалобы не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления жалобы без движения в срок, установленный в определениях суда от 19.01.2015 и 10.02.2015 соответственно.
Кроме того, в порядке статьи 42 АПК РФ с апелляционной жалобой на решение суда от 20.11.2014 по делу N А83-1189/2014 в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд обратилось 06.10.2016 общество с ограниченной ответственностью "Консоль-Строй-ЛТД". Данная жалоба определением апелляционного суда от 21.10.2016 возвращена заявителю на основании пункта 3 части 1 статьи 264 АПК РФ.
Администрация города Симферополя Республики Крым 24.05.2016 обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о замене стороны в порядке правопреемства по делу N А83-1189/2014, а именно, произвести замену истца - Исполком Симферопольского горсовета его правопреемником - Администрацией города Симферополя Республики Крым (место нахождения: 295000, Республика Крым, город Симферополь, улица Горького, дом 15; ОГРН 1149102098749, ИНН 9102048470; далее - Администрация города Симферополя).
Определением от 09.06.2016 заявление Администрации города Симферополя о замене стороны принято к производству Арбитражного суда Республики Крым, кроме того, данным определением суд установил, что ответчик по делу - ЧАО "Гагаринский" привело свои учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации с присвоением ОГРН 1159102065484 и получило наименование Акционерное общество "Гагаринский" (ИНН 9102173263; далее - АО "Гагаринский").
Определением от 19.07.2016 суд привлек в качестве заинтересованного лица Отдел судебных приставов по Киевскому району города Симферополя УФССП по Республике Крым (далее - ОСП по Киевскому району).
Определением суда от 27 января 2017 года произведена замена истца (взыскателя) по делу N А83-1189/2014 Исполкома Симферопольского горсовета его правопреемником - Администрацией города Симферополя.
АО "Гагаринский" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение о замене стороны по делу отменить, разрешить вопрос о замене истца - стороны по делу N А83-1189/2014 по существу. Считает, что определение принято с нарушением норм процессуального права Российской Федерации. Полагает, что Администрация города Симферополя не является правопреемником Исполкома Симферопольского горсовета, поскольку не представлены доказательства наличия материально-правового правопреемства между Исполкомом Симферопольского горсовета и Администрацией города Симферополя.
Представители АО "Гагаринский" в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в жалобе, просят определение суда от 27.01.2017 отменить, разрешить вопрос по существу, в удовлетворении заявления о замене истца (взыскателя) по делу N А83-1189/2014 Исполкома Симферопольского горсовета на его правопреемника - Администрацию города Симферополя отказать.
Администрация города Симферополя в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в жалобе, не согласилась, просит определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Гагаринский" без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в том числе ОСП по Киевскому району, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел", открытой для публичного просмотра, представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей АО "Гагаринский", проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из дела, Администрация города Симферополя обратилась в арбитражный суд с заявлением о замене стороны, а именно: установить правопреемство Администрации города Симферополя по отношению к Исполкому Симферопольского горсовета по делу N А83-1189/2014 на его правопреемника - Администрацию города Симферополя по исковому заявлению Исполкома Симферопольского горсовета к АО "Гагаринский" о взыскании 2 745 000 грн. 00 коп. основного долга и 289 500 грн. 00 коп. штрафных санкций, в российских рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату фактического платежа.
Как указывалось ранее, 18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Договор), ратифицированный 21.03.2014.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Договора Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора, то есть 18.03.2014.
Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2 Договора).
В силу статьи 19 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя формируются органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. До завершения формирования этих органов местное самоуправление на указанных территориях осуществляется органами местного самоуправления, действующими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
На основании Закона Республики Крым от 05.06.2014 N 15-ЗРК (в ред. от 05.05.2015) "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым" установлены границы муниципальных образований и их статусы в Республике Крым.
В соответствии со статьей 26 Закона Республики Крым от 21.08.2014 N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" (в ред. от 22.09.2015) (далее - Закон N 54-ЗРК) органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования. До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.
Статьей 40 Закона N 54-ЗРК предусмотрено, что полномочия вновь избранных представительных органов муниципальных образований, созданных в соответствии с Законом Республики Крым от 05.06.2014 N 16-ЗРК "О структуре и наименовании органов местного самоуправления в Республике Крым, численности, сроках полномочий и дате проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований первого созыва в Республике Крым" (далее - Закон N 16-ЗРК), начинаются в день открытия первой сессии представительного органа соответствующего муниципального образования.
Полномочия городских, районных, поселковых и сельских советов, действующих на момент проведения выборов 14.09.2014, заканчиваются в день открытия первой сессии представительного органа соответствующего муниципального образования.
Полномочия городского, поселковых и сельских советов, а также городского, поселковых и сельских глав города, поселков, сел, не входящих в состав районов Республики Крым, действующих на момент проведения выборов 14.09.2014, прекращаются в день открытия первой сессии представительного органа первого созыва соответствующего городского округа.
Согласно статье 43 Закона N 54-ЗРК (в ред. Закона от 10.09.2014 N 66-ЗРК), полномочия исполнительных органов городского, поселковых и сельских советов города, поселков, сел, не входящих в состав районов Республики Крым, действующих на момент проведения выборов 14.09.2014, заканчиваются в день образования на соответствующих территориях территориальных органов администраций городских округов, но не позднее 01.11.2014.
31.10.2014 на 2 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета Республики Крым принято решение N 17 "О ликвидации Исполнительного комитета Симферопольского городского совета".
На основании положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона N 16-ЗРК, Закона N 54-ЗРК Симферопольским городским советом Республики Крым была создана Администрация города Симферополя с правами юридического лица в форме муниципального казенного учреждения (решение 6 сессии 1 созыва от 28.11.2014 N 96).
Решением Симферопольского городского совета Республики Крым 7 сессии 1 созыва от 04.12.2014 N 102 установлено, что правопреемником по делам, находящимся в процессе рассмотрения судебных органов, а также по делам находящимся на стадии исполнения, выступает Администрация города Симферополя Республики Крым - в отношении споров с органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Правопреемником в отношении договорных обязательств, заключенных органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, территории которых отнесены к территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым выступает Администрация города Симферополя - в отношении действующих договорных обязательств по вопросам межмуниципального сотрудничества в пределах компетенции; по договорам, предметом которых является поступление средств в бюджет муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Данное решение Симферопольского городского совета Республики Крым не отменено, законность его положений не оспорена.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
При универсальном правопреемстве на стороне должника, а также, если соглашением сторон не предусмотрено иное, при сингулярном правопреемстве на стороне должника обязанность уплачивать взыскателю денежные средства за неисполнение судебного акта переходит к правопреемнику должника как получателю не только гражданских прав и обязанностей правопредшественника (статьи 58, 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации), но и его процессуальных прав и обязанностей (статья 48 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление о замене истца (Исполкома Симферопольского горсовета) на его правопреемника - Администрацию города Симферополя, поскольку Решением Симферопольского городского совета Республики Крым 7 сессии 1 созыва от 04.12.2014 N 102 установлено такое правопреемство.
Данный вывод согласуется с выводом, изложенным в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 19.01.2016 по делу N А83-1185/2014.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Исполком Симферопольского горсовета ликвидирован без правопреемства, не может быть принят судом апелляционной инстанции.
В соответствии с решением 2 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от 31.10.2014 N 17 принято решение о ликвидации юридического лица - Исполкома Симферопольского горсовета (код ОКПО 04055630) и создана ликвидационная комиссия для проведения соответствующих мероприятий по его ликвидации.
Решением 21 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от 28.05.2016 N 283 утвержден ликвидационный баланс Исполкома Симферопольского горсовета, и завершена процедура ликвидации Исполкома Симферопольского горсовета как юридического лица.
В соответствии с пунктами 5 и 11 решения 7 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от 04.12.2014 N 102 Администрация города Симферополя выступает правопреемником в отношении споров с органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а также в отношении действующих договорных обязательств по вопросам межмуниципального сотрудничества в пределах компетенции; по договорам, предметом которых является поступление средств в бюджет муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Доказательств того, что решение 7 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от 04.12.2014 N 102 признано незаконным или не соответствует действующему законодательству, в материалы дела не представлено.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судебной коллегией, поскольку не подтверждены материалами дела.
Апелляционная жалоба АО "Гагаринский" признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что определение суда первой инстанции на основании пункта 1 части 4 статьи 272 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена уплата государственной пошлины при обжаловании определений, принятых по вопросам правопреемства, поэтому уплаченная государственная пошлина при подаче настоящей апелляционной жалобы подлежит возвращению заявителю.
Руководствуясь статьями 104, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Крым от 27 января 2017 года по делу N А83-1189/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "Гагаринский" - без удовлетворения.
Возвратить Акционерному обществу "Гагаринский" (место нахождения: 295033, Республика Крым, город Симферополь, улица Бородина, дом 16; ОГРН 1159102065484, ИНН 9102173263) из федерального бюджета 3000 рублей 00 копеек государственной пошлины, оплаченной по платежному поручению от 15 февраля 2017 года N 24.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.К.Елагина |
Судьи |
С.А.Рыбина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1189/2014
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27 июля 2017 г. N Ф10-2326/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Исполнительный комитет Симферопольского городского совета, ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ КОНСОЛЬ-СТРОЙ ЛТД"
Ответчик: АО Частное "Гагаринский", Частное акционерное общество "Гагаринский"
Третье лицо: ОСП по Киевскому району, Симферопольский горсовет
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2326/17
14.06.2017 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2326/17
18.05.2017 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2326/17
26.04.2017 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1189/14
10.04.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2024/16
30.11.2016 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1189/14
21.10.2016 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2024/16