г. Томск |
|
12 апреля 2017 г. |
Дело N А45-21384/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Усаниной Н. А., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К. А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Мусухина И. В. по дов. от 13.01.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения города Новосибирска "Комплексный социально-оздоровительный центр "Обские зори" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.01.2017 по делу N А45-21384/2016 (судья Шашкова В.В.) по заявлению муниципального бюджетного учреждения города Новосибирска "Комплексный социально-оздоровительный центр "Обские зори" (ИНН 5402557538, ОГРН 1125476210210), г. Новосибирск, к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области, г. Новосибирск
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное учреждение города Новосибирска "Комплексный социально-оздоровительный центр "Обские зори" (далее - заявитель, учреждение, МБУ "Центр "Обские зори") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, фонд, ТФОМС) о признании незаконным действий по исключению МБУ "Центр "Обские зори" из Реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в 2017 году, об обязании ТФОМС включить МБУ "Центр "Обские зори" в Реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Новосибирской области, в 2017 году.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 09.01.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, МБУ "Центр "Обские зори" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на неправильные выводы суда первой инстанции о том, что для осуществления деятельности в системе ОМС юридическое лицо должно отвечать критериям соответствия, быть именно медицинской организацией по смыслу, установленному Федеральным законом N 323; предметом деятельности МБУ "Центр "Обские зори" является предоставление комплекса услуг по реабилитации отдельным категориям граждан, проживающим в городе Новосибирске; в связи с тем, что учреждение создано для выполнения работ, предоставления (оказания) услуг в целях обеспечения реализации полномочий и функций органов местного самоуправления города Новосибирска в социальной сфере, в качестве основного вида деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности определена деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая (код 87.9); уведомление об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования было направлено учреждением в Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области в сроки, установленные Федеральным законом N 326-ФЗ; отличная от государственной или частной форма собственности организации, обладающей лицензией на осуществление медицинской деятельности (имеющей право оказывать медицинскую помощь) не может являться основанием для отказа во включении ее в Реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Фонд в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу, его представитель в судебном заседании не соглашаются с ее доводами, просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя МБУ "Центр "Обские зори", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя фонда, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.01.2017 не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании заявления МБУ "Центр "Обские зори" об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования 05.08.2016 под реестровым номером 540345 ТФОМС включил учреждение в Реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Новосибирской области в 2017 году.
Однако позднее письмом от 24.08.2016 N 3806-13 ТФОМС проинформировал учреждение о том, что оно (учреждение) в Реестр не включено и сообщил о недействительности ранее направленного письма о присвоении реестрового номера, поскольку основным видом деятельности МБУ "Центр "Обские зори" является "деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая", что свидетельствует о том, что учреждение не является медицинской организацией.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) урегулированы отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), в том числе правовые положения субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названных Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу части 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются: территориальные фонды; страховые медицинские организации; медицинские организации.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы. Медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинская деятельность - это профессиональная деятельность, в том числе по оказанию медицинской помощи, т.е. комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. В свою очередь медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, на медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Пунктом 11 статьи 2 Закона N 323-ФЗ определено, что медицинская организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
С учетом изложенного, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что участником системы ОМС может стать медицинская организация в соответствии с Законом N 323-ФЗ.
Более того федеральный законодатель, включая в систему правовых регуляторов в сфере охраны здоровья нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законодательство субъектов Российской Федерации, прямо указывает на то, что нормы об охране здоровья, содержащиеся в таких нормативных правовых актах, не должны противоречить нормам Закона N 323-ФЗ. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам названного Федерального закона применяются нормы названного Федерального закона (части 1, 2 и 3 статьи 3 Закона N 323-ФЗ.
Доводы МБУ "Центр "Обские зори" со ссылкой на Устав, в котором определены отдельные виды деятельности по оказанию медицинской помощи о том, что для осуществления данных видов деятельности выдана лицензия на медицинскую деятельность, об отсутствии оснований для не включения в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, подлежат отклонению, поскольку МБУ "Обские зори" не является медицинской организацией, а относится к числу иных юридических лиц, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность. Являясь социальным учреждением, заявитель при реализации своих полномочий в социальной сфере предоставляет медицинские услуги (оказывает медицинскую помощь) на основании выданной лицензии, однако исполняя данные функции, он не становится автоматически медицинской организацией.
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Законом N 323-ФЗ (пункт 3 статьи 1).
В соответствии со статьей 19 названного закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе, в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 17 Закона N 323-ФЗ, пункта 14 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления округов и муниципальных районов в сфере здравоохранения относятся создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признает правильными выводы суда первой инстанции о том, что в круг вопросов местного значения муниципального образования городской округ "город Новосибирск" не входят вопросы по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для отказа МБУ "Центр "Обские зори" в удовлетворении заявленных требований.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.01.2017 по делу N А45-21384/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Н. А. Усанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-21384/2016
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "КОМПЛЕКСНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "ОБСКИЕ ЗОРИ"
Ответчик: Фонд Территориальный обязательного медецинского страхования Новосибирской области