Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 июля 2017 г. N Ф02-3588/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
14 апреля 2017 г. |
дело N А19-2059/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области с участием судьи Назарьевой Л.В. и секретаря судебного заседания Столбовой А.А. апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2016 года по делу N А19-2059/2016 по заявлению открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706; 664033, Иркутская область, город Иркутск, улица Лермонтова, 257) к Администрации Ушаковского муниципального образования - администрации сельского поселения (ОГРН 1053827058053, ИНН 3827020471; 664511, Иркутская область, Иркутский район, село Пивовариха, улица Дачная, 8),
в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Администрация Иркутского районного муниципального образования (664511, Иркутская область, Иркутский район, село Пивовариха, улица Дачная, 8),
(суд первой инстанции: судья Капустенская Е.Ф.),
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" - Кубарского А.С. - представителя по доверенности от 27.12.2016,
от Администрации Ушаковского муниципального образования - администрации сельского поселения - не явился, извещен,
от Администрации Иркутского районного муниципального образования - не явился, извещен.,
установил:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (далее - заявитель, ОАО "Иркутская электросетевая компания" или общество) обратилось в арбитражный суд к Администрации Ушаковского муниципального образования - администрации сельского поселения (далее также - Администрация) с требованием, неоднократно уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит:
1. Признать незаконным бездействие Администрации Ушаковского муниципального образования, выраженное в неосуществлении мероприятий направленных на утверждение, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, генерального плана на территории Ушаковского муниципального образования согласно письму N 1127/1 от 02.12.2015.
2. Обязать Администрацию Ушаковского муниципального образования подготовить и совершить необходимые мероприятия, направленные на утверждение документа территориального планирования поселения - генерального плана территории Ушаковского муниципального образования на межселенных территориях в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
3. Признать незаконным отказ в принятии решения о подготовке документации по планировке территории, подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах санитарно-охранной зоны для объекта энергоснабжения "Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км", а также в части отнесения возводимого объекта "Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км" к объектам федерального значения, объектам регионального значения, объектам местного значения, выраженный в письме N 1127/1 от 02.12.2015.
4. Обязать Администрацию Ушаковского муниципального образования принять решение о подготовке документации по планировке территории, осуществить подготовку проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах санитарно-охранной зоны для объекта энергоснабжения "Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км".
5. Признать незаконным отказ Администрации Ушаковского муниципального образования, в части требования реквизитов проекта планировки территории и проекта межевания территории, выраженный в письме N 942 от12.10.2015.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, необоснованного в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, и неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.
Общество указывает, что Администрация признает факт отсутствия генерального плана и нарушенного права заявителя, в то время как суд сделал неправильный вывод о том, что действия (бездействие) Администрации законно.
Из апелляционной жалобы следует, что Администрация Ушаковского муниципального образования также признает требование общества о признании письма N 942 от 12.10.2015 незаконным в части истребования от заявителя реквизитов проекта планировки территории и проекта межевания территории. Однако суд первой инстанции, отказывая в данном требовании, делает вывод, противоречащий реальным обстоятельствам дела.
Кроме того, уточняя заявленные требования, общество конкретизирует, что Администрация должна не утвердить генеральный план, а подготовить генеральный план, соответствующий требованиям действующего законодательства, и вынести его на утверждение в Думу Ушаковского муниципального образования. Таким образом, суд делает вывод не соответствующий реальным обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, суд первой инстанции, делая вывод о том, что общество не обращалось в какой-либо орган с заявлением об утверждении генерального плана, нарушает часть 2 статьи 270 АПК РФ, так как законом не предусмотрена возможность подачи заявления на разработку и утверждение генерального плана, в то время как эта обязанность закреплена за Администрацией Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления).
Как указывает общество, выводы суда, изложенные в мотивировочной части решения, не соответствуют выводам в резолютивной части решения. Кроме того, суд первой инстанции не указывает на основании чего обжалуемый обществом отказ, изложенный в письме N 1127/1 от 02.12.2015, является правомерным. Также суд первой инстанции не принял во внимание, что общество оспаривает отказы Администрации только в части. Также суд не дал оценки требованию о признании незаконным отказа в части отнесения возводимого объекта "Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км" к объектам федерального значения, объектам регионального значения, объектам местного значения, выраженный в письме N 1127/1 от 02.12.2015.
В судебном заседании представитель заявителя изложил свою позицию согласно доводам апелляционной жалобы.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Администрация и третье лицо явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы представителя заявителя, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО "Иркутская электросетевая компания" с целью исполнения своих обязательств по договорам об осуществлении технологического присоединения и строительства объекта "Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км" 02.10.2015 обратилось к Администрации Ушаковского муниципального образования с заявлением N 018/2388 о выдаче разрешения на строительство указанного объекта электроснабжения (том 2 л.д. 15-18).
12.10.2015 Администрация письмом N 942 (том 2 л.д. 19-20) отказала обществу в выдаче разрешения на строительство объекта в связи с представлением последним не в полном объеме документов, указанных в пункте 2.3. Административного регламента предоставления муниципального услуги "Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства", утвержденного постановлением Администрации от 25.04.2012 N 148/1, а именно: заявителем не были представлены копии регистрационных документов, не были указаны реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также не было представлено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации - далее - ГРК РФ), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных часть 6 статьи 49 ГрК РФ. Кроме того, заявителем не были представлены материалы, содержащиеся в проектной документации, в частности, схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам.
С целью устранения нарушений и получения разрешения на строительство объекта ОАО "Иркутская электросетевая компания" 17.11.2015 вновь обратилась адрес Администрации Ушаковского муниципального образования с заявлением (том 2 л.д. 21), в котором просило принять решение о подготовке документации по планировке территории и осуществить подготовку проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах санитарно-охранной зоны для объекта электроснабжения "Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км".
Администрация Ушаковского муниципального образования письмом исх. N 112711 от 02.12.2015 (том 2 л.д. 22-23) вновь отказала заявителю в принятии решения о подготовке документации по планировке территории и осуществить подготовку проекта планировки территории в границах санитарно-охранной зоны объекта электроснабжения Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км" по причине отсутствия на территории Ушаковского муниципального образования генерального плана, утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации".
Полагая, что отказы Администрации Ушаковского муниципального образования, выраженные в письме исх. N 1127/1 от 02.12.2015 в принятии решения о подготовке документации по планировке территории, подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах санитарно-охранной зоны для объекта энергоснабжения "Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км", а также в части отнесения возводимого объекта "Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км" к объектам федерального значения, объектам регионального значения, объектам местного значения, в письме N 942 от 12.10.2015 в части требования реквизитов проекта планировки территории и проекта межевая территории, являются незаконными, необоснованными, несоответствующими требованиям действующего законодательства, полагая, что бездействие Администрации Ушаковского муниципального образования, выраженное в неосуществлении мероприятий, направленных на утверждение, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, генерального плана на территории Ушаковского муниципального образования согласно письму исх. N 1127/1 от 02.12.2015, является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав или законных интересов.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этими действиями (бездействием).
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 4 статьи 2 ГрК РФ одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения) (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ в редакции проверяемого периода разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (пункт 2 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагается, в том числе, градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.
В соответствии с частью 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5).
В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий (часть 9).
В силу части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Частью 5 названной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.
Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 2).
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2).
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3).
Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (часть 12).
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (часть 13).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со статьей 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления решение по вопросам местного значения принимается органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и является муниципальным правовым актом, обязательным для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающим либо изменяющим общеобязательные правила или имеющим индивидуальный характер.
В соответствии со статьями 22 и 23 Устава Ушаковского муниципального образования представительным органом поселения является Дума Ушаковского муниципального образования, которая обладает правами юридического лица.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции, что требования заявителя о признании незаконным бездействия Администрации Ушаковского муниципального образования, выраженное в неосуществлении мероприятий направленных на утверждение в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации генерального плана на территории Ушаковского муниципального образования согласно письму N 1127/1 от 02.12.2015, об обязании Администрацию Ушаковского муниципального образования подготовить и совершить необходимые мероприятия, направленные на утверждение документа территориального планирования поселения - генерального плана территории Ушаковского муниципального образования на межселенных территориях в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, удовлетворению не подлежат, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, Администрация Ушаковского муниципального образования не является уполномоченным органом на осуществление мероприятий, направленных на утверждение генерального плана Ушаковского муниципального образования.
В соответствии с вышеприведенными положениями статьи 24 ГрК РФ уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется подготовка документов территориального планирования, а не мероприятия, направленные на их утверждение, и само утверждение.
Кроме того, заявитель просит суд признать отказы Администрации Ушаковского муниципального образования, выраженные в письме исх. N 1127/1 от 02.12.2015, в принятии решения о подготовке документации по планировке территории, подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах санитарно-охранной зоны для объекта энергоснабжения "Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км", а также в части отнесения возводимого объекта "Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км" к объектам федерального значения, объектам регионального значения, объектам местного значения, в письме N 942 от 12.10.2015 в части требования реквизитов проекта планировки территории и проекта межевая территории незаконным.
Согласно части 2 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования подразделяются на: документы территориального планирования Российской Федерации, документы территориального планирования субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения (часть 3 названной статьи).
Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (часть 4).
Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 6).
Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в 14 информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы - официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения (часть 7).
Согласно части 6 статьи 45 ГрК РФ не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории (за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц, а также случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса) в случаях, предусматривающих размещение объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района, а также в случаях, не предусматривающих размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района применительно к межселенным территориям).
В силу части 8 приведенной статьи поименованного Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, указанного в части 8.1 данной статьи (заключение в отношении земельного участка договора аренды для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории).
Пунктом 13 статьи 45 ГрК РФ установлено, что особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, указанные нормы закона предусматривают обязанность органа местного самоуправления обеспечить подготовку проекта планировки территории на основании генерального плана города, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, документов территориального планирования.
Таким образом, обязательным условием для разработки проекта планировки территории является наличие утвержденного генерального плана муниципального образования - Ушаковского муниципального образования.
Однако, как следует материалов дела, в том числе из пояснений представителя Администрации Ушаковского муниципального образования, данных в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, в настоящее время на территории Ушаковского муниципального образования отсутствует генеральный план в части территории, в границах которой планируется размещение ЛЭП ВЛ 10 кВ с линейным ответвлением от ВЛ 35 кВ Пивовариха - Худяково на ПС 110/10/10 Покровская, ВЛ 10 кВ Покровская - Новолисиха с РУ 10 кВ, ВЛ 10 кВ Покровская - Плишкино, утвержденный в соответствии с требованиями действующего законодательства российской Федерации.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции, что ввиду отсутствия на территории Ушаковского муниципального образования генерального плана, Администрация Ушаковского муниципального образования не могла начать осуществление подготовки проекта планировки территории, в связи с чем, письмом исх. N 1127/1 от 02.12.2015 правомерно отказала в принятии решения о подготовке документации по планировке территории и осуществить подготовку проекта планировки территории в границах санитарно-охранной зоны вышеуказанного объекта.
Оценив отказ Администрации Ушаковского муниципального образования на предмет его соответствия действующему законодательству, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что, действительно, в силу отсутствия на территории Ушаковского муниципального образования генерального плана в части территории, в границах которой планируется размещение объекта электроснабжения, у Администрации Ушаковского муниципального образования не имелось возможности исполнить обязательство по подготовке документации по планировке территории и осуществить подготовку проекта планировки территории в границах санитарно-охранной зоны вышеуказанного объекта, в связи с чем требование заявителя в указанной части удовлетворению не подлежат.
Как указывалось выше, Администрация Ушаковского муниципального образования отказывая заявителю в выдаче разрешения на строительство сослалось также на отсутствие реквизитов проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Как правильно указал суд первой инстанции, учитывая, что Администрации Ушаковского муниципального образования было достоверно известно, что такой документ в настоящее время не принят, требовать от заявителя указания реквизитов несуществующего документа является некорректным.
Вместе с тем, является правомерным вывод суда первой инстанции, что не указание реквизитов проекта планировки территории и проекта межевания территории не явилось основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта электроснабжения. Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта электроснабжения послужило непредставление в полном объеме документов (в частности, схемы планировочной организации земельного участка, подтверждающей расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам), указанных в пункте 2.3. Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства", утвержденного постановлением Администрации Ушаковского муниципального образования от 25.04.2012 N 148/1.
Следовательно, отказ Администрации Ушаковского муниципального образования в части требования реквизитов проекта планировки территории и проекта межевания территории, выраженный в письме исх. N 942 от 12.10.2015 по существу не повлиял на выдачу разрешения на строительство и не явился нарушением прав заявителя.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в результате отказа в выдаче разрешения на строительство объекта электроснабжения и схемы территориального планирования, интересы заявителя были нарушены.
Учитывая, что отказы Администрации Ушаковского муниципального образования связаны с отсутствием генерального плана Ушаковского муниципального образования, а также утвержденной схемой территориального планирования на дату обращения заявителя с заявлениями от 02.10.2015 исх. N 018/2388 о выдаче разрешения на строительство, от 17.11.2015 исх. N 018/2028 о разработке проекта планировки территории и проекта межевания территории, оспариваемые действия (бездействие) не нарушают требований закона, заявленные требования удовлетворению не подлежат в силу
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, заявитель прежде всего обращался за выдачей разрешения на строительство, и именно в выдаче разрешения на строительство был выдан отказ, непосредственно касающийся интересов заявителя, но указанный отказ в выдаче разрешения на строительство в этой части (в отказе в выдаче разрешения на строительство) заявителем обжалован не был. Суд первой инстанции неоднократно обращал внимание на возможность уточнения требований, но, как следует из уточненных требований, в данной части заявитель отказ не обжаловал.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2016 года по делу N А19-2059/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Никифорюк Е.О. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2059/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 июля 2017 г. N Ф02-3588/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Иркутская электросетевая компания"
Ответчик: Администрация Ушаковского муниципального образования Администрация сельского поселения
Третье лицо: Администрация Иркутского районного муниципального образования