г. Воронеж |
|
04 апреля 2017 г. |
Дело N А64-6461/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2017 г.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2017 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурненкова А.А.,
судей Андреещевой Н.Л.,
Кораблевой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Барбашиной М.С.,
при участии:
от ООО "ЖилТехСервис": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.01.2017 по делу N А64-6461/2016, по исковому заявлению ООО "ЖилТехСервис" (ОГРН 1066829053752, ИНН 6829027164) к Муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова (ОГРН 1076829007980, ИНН 6829036391), ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" о взыскании 59544,48 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖилТехСервис" (далее - ООО "ЖилТехСервис", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова (далее - Комитет, ответчик 1) о взыскании за счет казны муниципального образования задолженности за жилищные и коммунальные услуги, поставленные в нежилое помещение N 131 многоквартирного дома N 9 по ул. Социалистической, за период с 01.09.2015 по 24.07.2016 включительно в размере 51 626,39 руб.; пени в размере 7 918,09 руб. за период с 11.10.2015 по 31.10.2016 (с учетом уточнения требований).
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.10.2016 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.12.2016 суд пришел к выводу о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечено ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" (далее - ООО "ТЖС", ответчик 2).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 30.01.2017 с Муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова за счет средств муниципальной казны в пользу ООО "ЖилТехСервис" взыскана задолженность за жилищные и коммунальные услуги, поставленные в нежилое помещение N 131 многоквартирного дома N 9 по ул. Социалистической, за период с 01.09.2015 по 24.07.2016 включительно в размере 51 626,39 руб.; пени в размере 7 918,09 руб.; расходы по уплате государственной пошлины в размере 2382 руб. В удовлетворении исковых требований к ООО "ТЖС" отказано.
Не согласившись с решением суда от 30.01.2017 г., Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, явку своих представителей не обеспечили.
В связи с этим в соответствии со статьями 123, 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Истец в своем отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.08.2012 между ООО "ЖилТехСервис" (управляющая организация) и ТСЖ "ул.Социалистическая, д. 9" (ТСЖ) был заключен договор N 90 управления многоквартирным домом N 9 по ул. Социалистической города Тамбова (далее - Договор управления N 90).
Согласно п. 2.1 Договора управления N 90 управляющая организация по поручению ТСЖ в течение согласованного договором срока, за плату, указанную в разделе 4 договора, обязуется оказывать жилищные услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставлять коммунальные услуги собственнику и лицам, пользующимся его помещением(ями) в этом доме, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
Пунктом 3.1.2 Договора управления N 90 установлено, что управляющая организация обязана оказывать жилищные услуги и выполнять работы по ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с перечнем и периодичностью, указанными в Договоре.
В соответствии с п. 3.1.3 Договора управления N 90 управляющая организация обязана предоставлять необходимые коммунальные услуги Собственникам помещений, а также лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме в соответствии с обязательными требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных правительством Российской Федерации, в том числе: холодное водоснабжение; горячее водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах); отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отепления).
Согласно п. 3.3.1 Договора управления N 90, собственник (пользователь) должен своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В случае невнесения в установленный срок платы за жилые и коммунальные услуги собственник уплачивает управляющей организации пени в размере, установленном Жилищным кодексом РФ.
В силу п. 4.1 Договора управления N 90 цена договора определяется как сумма платы за жилое помещение (жилищные услуги):
а) содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, согласно приложению N 1; б) техническое обслуживание и страхование лифтов; в) вывоз ТБО; г) обслуживание газовых сетей; д) техническое обслуживание общедомовых приборов учета тепловой энергии, ИТП, насосных установок, и платы за коммунальные услуги, которые обязан оплатить собственник помещения Управляющей организации в период действия договора.
Тариф за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается (согласно приложений 1,2) в размере 6 руб. 07 коп. за один кв. м общей площади помещения(й) собственника в месяц и складывается из суммы за содержание и техническое обслуживание многоквартирного дома и суммы за текущий ремонт общего имущества (п. 4.2 Договора управления N 90).
Тарифы за жилищные услуги, указанные в п. 4.1 (б, в, г, д) устанавливаются согласно договоров, заключенных со специализированными организациями (п. 4.3 Договора управления N 90).
Согласно п. 4.5 Договора управления N 90 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения один раз в год может быть изменен на основании решения общего собрания собственников помещений по предложению Управляющей организации об изменении платы за ремонт и содержание жилого помещения.
В случае, если общее собрание не проводилось или признано несостоявшимся, то Управляющая организация вправе проиндексировать тариф за содержание и ремонт жилья дома (пункт 4.2 настоящего договора) в соответствии с изменением базового индекса потребительских цен (индекса инфляции) по г. Тамбову по данным федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации (п. 4.5 Договора управления N 90).
Пунктом 4.7 Договора управления N 90 установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно, до десятого числа месяца, следующего за расчетным, на основании единого платежного документа, представляемого, Управляющей организацией, в соответствии с условиями Договора.
Согласно п. 9.1 Договора управления N 90, указанный договор заключен на один год.
Также п. 9.4 Договора управления N 90 предусмотрено, что при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора, по окончании срока его действия, такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
В соответствии с пунктом 4 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В вышеуказанном многоквартирном доме расположено нежилое помещение N 131 общей площадью 285,6 кв. м, которые принадлежат на праве собственности городскому округу - город Тамбов, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68-АБ124808 от 31.03.2010.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова (арендодатель) и ООО "Управляющая жилищная компания" (арендатор) был заключен договор N 1705/к аренды объекта муниципального нежилого фонда города Тамбова от 04.01.2010 (далее - Договор N 1705/к).
Согласно п. 1.1 Договора N 1705/к на основании постановления администрации от 28.12.2009 N 10089 арендодатель сдает, а арендатор по передаточному акту (приложение N 1 к договору) принимает в аренду нежилое помещение площадью 57,60 кв. м, расположенное по адресу: ул. Социалистическая, д. 9, для организации деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда.
Срок действия Договора N 1705/к устанавливается с 01.01.2010 г. по 01.12.2010 (п. 2.1 Договора N 1705/к).
Нежилое помещение площадью 57,60 кв. м передано арендатору по акту приема-передачи от 01.01.2010.
Кроме того, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова (арендодатель) и ООО "Управляющая жилищная компания плюс" (арендатор) был заключен договор N 1843/к аренды объекта муниципального нежилого фонда города Тамбова от 01.08.2011 (далее - Договор N 1843/к от 01.08.2011).
Согласно п. 1.1 Договора N 1843/к от 01.08.2011 на основании постановления администрации города Тамбова от 25.07.2011 N 5344 арендодатель сдает, а арендатор по передаточному акту (приложение N 1 к договору) принимает в аренду комнаты NN 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,26,27,28,29 в нежилом помещении N 131 общей площадью 145,8 кв. м, кадастровый (или условный) номер: 68-6801/013/2010-680, расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Социалистическая, д. 9, для организации деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда.
Срок действия Договора N 1843/к от 01.08.2011 устанавливается с 25.07.2011 г. по 24.07.2016 г. (п. 2.1 Договора N 1843/к от 01.08.2011).
Комнаты N N 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,26,27,28,29 в нежилом помещении N 131 общей площадью 145,8 кв. м, кадастровый (или условный) номер: 68-6801/013/2010-680, по адресу: г. Тамбов, ул. Социалистическая, д. 9, N 131, переданы арендатору по акту приема-передачи..
Договора N 1843/к от 01.08.2011 зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается материалами дела.
ООО "Управляющая жилищная компания плюс" переименована в ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт".
Кроме того, между ООО "ЖилТехСервис" (управляющая организация) и ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" (пользователь) был заключен договор на оказание отдельных видов жилищных услуг N 9С/13 от 06.03.2013 (далее - Договор N 9С/13).
Из п. 1.1 Договора N 9С/13 (в редакции протокола разногласий от 07.03.2013) следует, что предметом договора является выполнение работ по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Тамбов, ул. Социалистическая, д. 9, где расположено нежилое помещение, общей площадью 57,6 м2, принадлежащее пользователю на основании договора аренды муниципального нежилого фонда N 1843/к от 01.08.2011, а также оказание иных жилищных и коммунальных услуг на условиях, определенных договором, и оплата за данные услуги.
Согласно п. 5.2 Договор N 9С/13 вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2013 года. Условия договора распространяют свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.08.2012 г.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова (арендодатель) и ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" (арендатор) был заключен договор N 1843/к аренды объекта муниципального нежилого фонда города Тамбова от 20.06.2016 (далее - Договор N 1843/к от 20.06.2016).
Согласно п. 1.1 Договора N 1843/к от 20.06.2016 на основании постановления администрации города Тамбова от 20.06.2016 г. N 3760 арендодатель сдает, а арендатор по передаточному акту принимает в аренду комнаты NN 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,26,27,28,29 площадью 145,8 кв. м, расположенные в подвале нежилого помещения по адресу: г. Тамбов, ул. Социалистическая, д. 9, N 131, для организации деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда.
Срок действия Договора N 1843/к от 20.06.2016 устанавливается с 25.07.2016 г. по 24.06.2017 г. (п. 2.1 Договора N 1843/к от 20.06.2016).
Комнаты N N 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,26,27,28,29 площадью 145,8 кв. м, расположенные в подвале нежилого помещения по адресу: г. Тамбов, ул. Социалистическая, д. 9, N 131, переданы арендатору по акту приема-передачи.
Дополнительным соглашением от 30.09.2016 п. 1.1 Договора N 9С/13 изложен в следующей редакции: "предметом договора является выполнение работ по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Тамбов, ул. Социалистическая, д. 9, где расположено нежилое помещение, общей площадью 145,8 м2, принадлежащее пользователю на основании договора аренды муниципального нежилого фонда N1843/к от 20.06.2016, а также оказание иных жилищных и коммунальных услуг на условиях, определенных договором, и оплата за данные услуги".
Согласно п. 2 Дополнительное соглашение от 30.09.2016 вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 25.07.2016.
В рамках исполнения обязательств по Договору управления N 90 в период с 01.09.2015 по 24.07.2016 истец оказал ответчикам услуги стоимостью 51626,39 руб. в части помещения N 131 д. 9 по ул. Социалистическая г. Тамбова площадью 88,2 кв. м.
Для оплаты оказанных услуг выставлены счета на оплату N 3354 от 30.09.2015, N 3565 от 31.10.2015, N 3896 от 30.11.2015, N 4312 от 31.12.2015, N 193 от 31.01.2016, N 612 от 29.02.2016, N 935 от 31.03.2016, N 119 от 30.04.2016, N 1628 от 31.05.2016, N 1974 от 30.06.2016, N 2263 от 31.07.2016.
Плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 9 по ул. Социалистическая г. Тамбова, за период с 01.09.2015 по 24.07.2016 в размере 51626,39 руб., ответчиками не вносилась.
Претензия истца от 15.09.2016 N 2843 о необходимости погашения задолженности ответчиком оставлена без удовлетворения.
Поскольку задолженность ответчиками не погашена, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме к Муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова и отказе в удовлетворении исковых требований к ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт".
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающим по поводу общего имущества в таком здании, подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289 и 290 ГК РФ и 44-48 ЖК РФ.
В силу п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Пунктами 28, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от того, кто пользуется нежилым помещением.
Таким образом, в силу положений ст. 39, 158, 161 и 162 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, путем внесения платы за содержание и ремонт общего имущества в доме и, обязан заключить договор с управляющей организацией.
На основании положений раздела VIII Жилищного кодекса РФ и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, именно собственнику помещения, находящемуся в многоквартирном доме, предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Арендатор помещения такими правами законом не наделен и не может никаким образом влиять ни на определение перечня оказываемых услуг, ни на размер их оплаты.
В свою очередь управляющая компания также связана условиями о перечне работ и услуг и их стоимости, определенными собственниками помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования в части сторон договора и его предмета.
Кроме того, по смыслу ст. 616 ГК РФ собственник может возложить на другое лицо на основании договора с ним несение бремени содержания только принадлежащего ему имущества, а не общего имущества многоквартирного дома - предметом договора аренды общее имущество собственников многоквартирного дома не является.
С учетом изложенного, условия договора аренды, возлагающие на арендатора обязанность по заключению от своего имени договора на содержание и ремонт общего имущества и несению соответствующих расходов, как и договор на содержание общего имущества жилого дома в части таких обязанностей арендатора, правового значения не имеют и должны быть квалифицированы на основании ст. 168 и 180 ГК РФ как недействительные в силу ничтожности условия сделок, не соответствующие вышеприведенным нормам ЖК РФ.
Следует также отметить, что пункт 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 предусматривает, что "Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Согласно статье 29 Правил, расходы за содержание и ремонт помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Следовательно, именно администрация г. Липецка как собственник нежилого помещения обязано нести расходы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Высшим Арбитражным Судом РФ в постановлениях Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 N 4910/10, от 12.04.2011 N 16646/10, от 17.04.2012 N 15222/11, сформирована правовая позиция о невозможности возложения на арендатора обязанности по заключению от своего имени договора управления и несению расходов на содержание и ремонт общего имущества.
В рассматриваемом случае, истцом представлен расчет платы за управление, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 9 по ул. Социалистическая г. Тамбов, произведенный путем умножения размера платы (тарифа), на площадь помещения, принадлежащих ответчикам.
Так, городскому округу - город Тамбов принадлежит на праве собственности нежилое помещение N 131 в многоквартирном доме N 9 по ул. Социалистическая г. Тамбов, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68-АБ124808 от 31.03.2010.
Из материалов дела усматривается, что между Комитетом (арендодатель) и ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" (арендатор) были заключены договоры аренды объекта муниципального нежилого фонда города Тамбова N 1843/к от 01.08.2011, N 1843/к от 20.06.2016.
Также, между ООО "ЖилТехСервис" (управляющая организация) и ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" (пользователь) был заключен договор на оказание отдельных видов жилищных услуг N 9С/13 от 06.03.2013.
Исходя из п. 1.1 Договора 9С/13 (в редакции протокола разногласий от 07.03.2013), предметом договора является выполнение работ по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Тамбов, ул. Социалистическая, д. 9, где расположено нежилое помещение, общей площадью 57,6 м2, принадлежащее пользователю на основании договора аренды муниципального нежилого фонда N 1843/к от 01.08.2011, а также оказание иных жилищных и коммунальных услуг на условиях, определенных договором, и оплата за данные услуги.
Согласно п. 5.2 Договор N 9С/13 вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2013 года. Условия договора распространяют свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.08.2012 г.
По настоящему спору судом установлено, что ответчики не осуществляли внесение платы за содержание общего имущества многоквартирного дома в части площади 88,2 кв. м помещения N 131 дома 9 по ул. Социалистическая г. Тамбова, в связи с чем, образовалась задолженность за период с 01.09.2015 по 24.07.2016 в размере 51626,39 руб.
Факт выполнения истцом работ по содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома подтвержден материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие об оказании услуг ненадлежащего качества, наряду с доказательствами оказания таких услуг иной организацией, ответчиками в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлены.
Стоимость оказанных услуг определена истцом исходя из площади помещений, принадлежащих ответчику 1, и утвержденного в установленном порядке тарифа на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку доказательств оплаты истцу соответствующих денежных средств ответчиками не представлено, требование истца о взыскании задолженности за период с 01.09.2015 по 24.07.2016 в размере 51626,39 руб. правомерно удовлетворено в полном объеме.
В силу п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ в редакции Закона N 307-ФЗ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Поскольку услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов были оплачены несвоевременно и не в полном объеме, суд первой инстанции обоснованно признал правомерными требования истца о взыскании пени в размере 7 918,09 руб. за период с 11.10.2015 по 31.10.2016.
При этом, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования городской округ город-Тамбов, принятого решением Тамбовской городской Думы от 4 мая 2005 г. N 704, зарегистрированного постановлением Тамбовской областной Думы от 20 мая 2005 г. N 1161 (далее - Устав), к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 9 Положению о комитете по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова, утвержденному решением Тамбовской городской Думы от 27.06.2007 N 402, Комитет обеспечивает эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом, за исключением муниципального жилищного фонда и муниципальных земельных участков (далее - муниципальное имущество): осуществляет в установленном порядке управление, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.
Из материалов дела следует, что между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова (арендодатель) и ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" (арендатор) были заключены договоры аренды объекта муниципального нежилого фонда города Тамбова N 1843/к от 01.08.2011, N 1843/к от 20.06.2016, в отношении комнат N 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,26,27,28,29 в нежилом помещении N 131 общей площадью 145,8 кв. м, кадастровый (или условный) номер: 68-6801/013/2010-680, расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Социалистическая, д. 9.
Между ООО "ЖилТехСервис" (управляющая организация) и ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" (пользователь) был заключен договор на оказание отдельных видов жилищных услуг N 9С/13 от 06.03.2013, предметом которого является выполнение работ по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Тамбов, ул. Социалистическая, д. 9, в части нежилого помещения, общей площадью 57,6 м2.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.04.2011 N 16646/10, обязанность по заключению договора управления домом с управляющей организацией, несение расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома в силу закона возложена на собственника помещения.
Поскольку заключенный между Комитетом, выступающим от имени собственника в отношении спорных помещений, и ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" договоры аренды регулирует отношения собственника и пользователя, оснований считать, что в нем содержится условие об исполнении пользователем в пользу третьего лица обязательств собственника по несению названных расходов, не имеется.
В рассматриваемом случае из условий договора аренды не следует, что арендатор обязан нести расходы по содержанию общедомового имущества.
Поэтому в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.
Данная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015 (ответ на 5 вопрос).
Поскольку между управляющей компанией и ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" отсутствовали договорные обязательства в отношении части площади 88,2 кв. м помещения N 131, исковые требования подлежат удовлетворению к Муниципальному образованию городского округа - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова, в удовлетворении исковых требований ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" отказать.
В силу частей 1, 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судебная коллегия, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, полагает, что арбитражный суд области пришел к правомерному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме к Муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова, и обоснованно отказал в удовлетворении иска к ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт".
Довод, изложенный в апелляционной жалобе о том, что в соответствии с договором аренды на арендатора возложена обязанность проводить оплату коммунальных услуг, является неосновательным, поскольку этот договор регулирует отношения собственника и арендатора. Оснований считать, что в нем содержится условие об исполнении арендатором в пользу третьего лица обязательств собственника по несению названных расходов, а также считать, что арендатор неосновательно обогатился за счет управляющей компании в результате отказа от оплаты понесенных ею расходов на содержание общего имущества, в данном случае не имеется.
В силу абзаца второго пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными нормативными актами или соглашением сторон. Действующее законодательство не содержит норм, влекущих возникновение обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающих их третьим лицом (исполнителем таких услуг, ресурсоснабжающей организацией).
Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии и нести расходы на содержание имущества (пункт 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации) установлена в отношениях с арендодателем, а не с исполнителем вышеназванных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды.
Управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.
В такой ситуации действует общее правило о том, что в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.
Таким образом, неисполнение арендатором возложенной на него обязанности нести бремя содержания арендованного имущества приводит к возникновению у собственника имущества права требования к арендатору исполнить это обязательство в силу условий договора, п. 2 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На возможность отнести на арендатора расходы, понесенные арендодателем за оказанные управляющей компанией услуги, указывается в определении Верховного Суда РФ от 29.01.2016 N 307-ЭС15-18600 по делу N А13-676/2015.
Между тем, ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что арендатор самостоятельно заключил договор с управляющей компанией на оказание коммунальных услуг подлежит отклонению как несоответствующая фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Действительно, между ООО "ЖилТехСервис" (управляющая организация) и ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" (пользователь, арендатор) был заключен договор на оказание отдельных видов жилищных услуг N 9С/13 от 06.03.2013.
Вместе с тем, из текста искового заявления и расчета иска следует, что задолженность образовалась в связи с неоплатой собственником коммунальных платежей за помещения, которые не сданы в аренду, за период с 01.09.2015 по 24.07.2016.
При таких обстоятельствах взыскание долга с собственника представляется законным и обоснованным.
Арбитражный апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 30.01.2017 по делу N А64-6461/2016 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.01.2017 по делу N А64-6461/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Н.Л. Андреещева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-6461/2016
Истец: ООО "ЖилТехСервис"
Ответчик: Комитет по управлению муниицпальным имуществом города администрации города Тамбова, ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт"