Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 июля 2017 г. N Ф04-2336/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
17 апреля 2017 г. |
Дело N А03-11588/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Павлюк Т.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М. без использования средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился;
от заинтересованного лица - не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 03 ноября 2016 г. по делу N А03-11588/2016 (судья Колесников В.В.)
по заявлению федерального казенного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю" (г. Барнаул, ИНН 2225023096, ОГРН 1022201765574)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю (г. Барнаул, ИНН 2225099994, ОГРН 1092225000010)
о признании недействительным решения от 24.03.2016 N 11,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю", г. Барнаул (далее - заявитель, Учреждение, ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по АК) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю, г. Барнаул (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) о признании решения N 11 от 24.03.2016 недействительным.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, требования ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по АК о признании недействительным решения МИФНС России по АК N 14 о взыскании денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика от 24.03.2016 N 11 на сумму 7 012,89 руб. удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы Учреждение указывает, что ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю" входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, льготы, предусмотренные в МЧС России, распространяются на учреждения и организации, находящиеся в системе МЧС, имущество, принадлежащее Учреждению на праве оперативного управления в соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 148, статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не является объектом налогообложения, следовательно, основания для взыскания налога отсутствуют.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, изложенных в жалобе, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Письменный отзыв заинтересованного лица в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщен к материалам дела.
Определением апелляционного суда от 23.01.2017 производство по делу N А03-11588/2016 приостановлено до рассмотрения Верховным судом Российской Федерации жалобы федерального казенного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю" по делу N А03-8730/2016.
07.03.2017 г. Верховным судом Российской Федерации вынесено определение по делу N А03-8730/2016, в связи с чем отсутствуют основания для дальнейшего приостановления производства по делу N А03-11588/2016.
В связи с отсутствием оснований для приостановления, производство по делу N А03-11588/2016 возобновлено; от лиц, участвующих в деле, возражений относительно возобновления дела и рассмотрения жалобы в их отсутствие не поступило, суд перешел к рассмотрению апелляционной жалобы по существу в назначенном извещением от 24.03.2017 судебном заседании.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили; налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу ходатайствует о проведении судебного заседания без участия представителя инспекции.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19.01.2016 Учреждением представлена декларация по транспортному налогу за 2015 г. Сумма налога за первый квартал составила 19371,00 руб., за второй квартал - 19534,00 руб., за третий квартал - 20083,00 руб., за 4 квартал - 21788,00 руб. За четвертый квартал 2015 г. сумма к уплате с учетом частичной оплаты составила 6 355,61 руб.
21.01.2016 Учреждением представлена уточненная декларация по транспортному налогу за 2015 г. Сумма налога за первый квартал составила 225,00 руб., за второй квартал - 225,00 руб., за третий квартал -225,00 руб., за 4 квартал - 225,00 руб.
Задолженность за четвертый квартал 2015 г. составила 6 580,61 руб.
Инспекцией в соответствии со статьями 69-70 НК РФ сформировано и направлено в адрес налогоплательщика требование от 19.02.2016 N 3365 об уплате налога, пени, штрафа.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требования N 3365, Инспекций принято решение о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика N 11 от 24.03.2016.
Не согласившись с решением налогового органа Учреждение, в порядке статей 138- 139 НК РФ, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю с жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 10.06.2016 жалоба оставлена без удовлетворения. Решение N 11 от 24.03.2016 "О взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)" оставлено без изменения.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности решения налогового органа.
Суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 23 НК РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23, статьи 80 НК РФ налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с пунктами 1 - 2 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога, согласно пункту 2 статьи 69 НК РФ, направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, под которой, исходя из пункта 2 статьи 11 НК РФ, следует понимать сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 этой статьи. Пункт 2 названной статьи обязывает налоговый орган направить налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требование об уплате налога по результатам налоговой проверки в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Названные положения в силу пункта 8 статьи 69, пункта 3 статьи 70 НК РФ применяются также в отношении требований об уплате пеней и штрафов.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, определенном статьями 47 и 48 НК РФ.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - на счетах в банках.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требования N 3365 Инспекцией 24.03.2016 в соответствии со статьей 46 НК РФ принято решение N 11 о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств отраженных на лицевых счетах налогоплательщика.
Сумма, указанная в решении N 11, полностью соответствует сумме, указанной в требовании N 3365.
Решение от 24.03.2016 N 11 о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств отраженных на лицевых счетах налогоплательщика принято после истечения срока, установленного для добровольного исполнения требования об уплате налога, пени и штрафа, и в пределах двухмесячного срока, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ, на момент вынесения соответствовали задолженности Учреждения перед бюджетом, и соответственно, не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ, в общем случае, объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Учреждение в силу пункта 1 статьи 357 НК РФ является плательщиком транспортного налога.
Объектом обложения транспортного налога в силу пункта 1 статьи 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в пункте 2 статьи 362 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ.
Пунктами 1, 3 статьи 363.1 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по налогу предоставляются налогоплательщиками - организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ не признается объектом обложения налогом на имущество организаций имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Военная и (или) приравненная к ней служба должна быть законодательно предусмотрена не только в федеральном органе исполнительной власти (в данном случае - в МЧС России), но и в том учреждении (предприятии), которое претендует на льготу (в данном случае - в ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю").
Пунктом 8 Положения о Центре Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом от 31.03.2005 N 231 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий определено, что за ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю" в установленном порядке закрепляется государственное федеральное имущество на праве оперативного управления.
Статьей 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что служба в войсках гражданской обороны является военной службой.
Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политике, нормативно-правовому регулированию, а также надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входят, в том числе и ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю".
Органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий состоят из комплекса входящих в него учреждений, созданных в целях поставленных задач перед Министерством.
Учреждением в материалы дела не представлены доказательства, того, что в ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю" законодательно предусмотрено прохождение военной и (или) приравненной к ней службы; не представляется возможным установить, на основании каких документов, представленных в материалы дела и предусмотренных Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", подтверждается прохождение в Учреждении службы военнослужащими войск гражданской обороны.
Аналогичная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 N 6302/11 по делу N А11-4135/2010, Постановление ФАС ЗСО от 09.11.2009 по делу N А03-5460/2009, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 по делу А03-2579/2014, Постановление ФАС ЗСО от 29.11.2016 N А03-8730/2016).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка заявителя на иную судебно-арбитражную практику неосновательна, поскольку при рассмотрении указанных заявителем дел установлены иные, отличные от настоящего дела обстоятельства.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции не противоречат упомянутым выше нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ и статьи 333.21 НК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 03 ноября 2016 г. по делу N А03-11588/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-11588/2016
Истец: ФКУ "Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по АК"
Ответчик: МИФНС России N 14 по Алтайскому краю.