Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 8 сентября 2017 г. N Ф10-2811/17 настоящее постановление оставлено без изменения
21 апреля 2017 г. |
Дело N А84-2976/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 апреля 2017 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Евдокимова И.В., судей Омельченко В.А., Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" - Усов Р.С., директор на основании выписки из ЕГРЮЛ от 11.04.2016,
от Правительства Севастополя - Доденков А.Ю., доверенность N 3941/31/2-16 от 12.09.2016,
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - Остапенко В.А., доверенность N 08 от 10.01.2017,
от Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" - Чалей П.Р., доверенность N 290 от 30.03.2017,
иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 января 2017 года по делу N А84-2976/2016 (судья Минько О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" (299011, г. Севастополь, пер. Панорамный, д. 13, ОГРН 1149204033604, ИНН/КПП 9204016460/920401001)
к Правительству Севастополя(ул. Ленина, д.2, г.Севастополь, 299011)
о признании ненормативного правового акта недействительным в части,
с участием заинтересованных лиц:
Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (улица Ленина, 2, город Севастополь, 299011, ОГРН 1149204004025)
Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" (299011, г. Севастополь, Исторический бульвар, д. 1),
Министерства культуры Российской Федерации (125993, г. Москва, Малый Гнездниковый переулок, д. 7/6, стр. 1, 2),
Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (г. Севастополь, ул. Демидова, д. 13)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Крымтур" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с требованиями к Правительству города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в которых просило:
- Признать недействительным Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 24.09.2015 года N 395, об утверждении Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, площадью 146324 кв.м., которым утверждается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, площадью 146324 кв.м., кадастровый квартал 91:03:001019, с установлением вида разрешенного использования: "историческая" (код 9.3), в части земельного участка площадью 397 кв.м, с кадастровым номером 91:03:001016:485, с разрешённым использованием - для строительства и обслуживания многофункциональных общественных зданий с выставочными залами, с размещением ресторана, кафе, магазина, офисных помещений, расположенного по адресу: г.Севастополь, бульвар Исторический, 1, который принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "КРЫМТУР" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" на праве временного пользования на основании Договора на право временного пользования землей с Севастопольской городской государственной администрацией от 02.11.2000 года N 572;
- Признать недействительным Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 07.10.2015 года N 542 о включении в Реестр собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар, площадью 146323 кв.м. +/- 215 кв.м., которым включается в Реестр собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар, площадью 146323+/-215 кв.м., кадастровый номер 91:03:001016:381, вид разрешенного использования земельного учатка: "Историческая" (код 9.3), в части земельного участка площадью 397 кв.м, с кадастровым номером 91:03:001016:485, с разрешённым использованием - для строительства и обслуживания многофункциональных общественных зданий с выставочными залами, с размещением ресторана, кафе, магазина, офисных помещений, расположенного по адресу: г.Севастополь, бульвар Исторический, 1, который принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" на праве временного пользования на основании Договора на право временного пользования землей с Севастопольской городской государственной администрацией от 02.11.2000 года N 572;
- Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" путем включения в Реестр собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь земельного участка площадью 397 кв.м, с кадастровым номером 91:03:001016:485, с разрешённым использованием - для строительства и обслуживания многофункциональных общественных зданий с выставочными залами, с размещением ресторана, кафе, магазина, офисных помещений, расположенного по адресу: г.Севастополь, бульвар Исторический, 1;
- Признать недействительным Распоряжение Правительства Севастополя N 820-РП от 16.10.2015 года о предоставлении Государственному бюджетному учреждению культуры города Севастополя "Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя" в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурного земельного участка площадью 146323 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, г.Севастополь, Исторический бульвар, которым предоставляется Государственному бюджетному учреждению культуры города Севастополя "Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя" в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурный земельный участок из земель категории: "земли населённых пунктов" с кадастровым номером 91:03:001016:381, площадью 146323 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар, с видом разрешенного использования: "историческая" (код 9.3), в части земельного участка площадью 397 кв.м, с кадастровым номером 91:03:001016:485, с разрешённым использованием - для строительства и обслуживания многофункциональных общественных зданий с выставочными залами, с размещением ресторана, кафе, магазина, офисных помещений, расположенного по адресу: г. Севастополь, бульвар Исторический, 1, который принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" на праве временного пользования на основании Договора на право временного пользования землей с Севастопольской городской государственной администрацией от 02.11.2000 года N 572;
- Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя Правительства Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" путём внесения изменений в запись регистрации, сделанную 20.10.2015 года, N 91-91/001-91/001/082/2015-400/1 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, соответствующих прекращению права постоянного (бессрочного) пользования Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" на часть земельного участка, категория земель: Земли населённых пунктов - Историческая (код 9.3), площадь: 146323 кв.м., адрес: Российская Федерация, г.Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, а именно: на земли земельного участка, площадью 397 кв.м., с кадастровым номером 91:03:001016:485, с разрешённым использованием - для строительства и обслуживания многофункциональных общественных зданий с выставочными залами, с размещением ресторана, кафе, магазина, офисных помещений, расположенного по адресу: г.Севастополь, бульвар Исторический, 1, который принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "КРЫМТУР" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" на праве временного пользования на основании Договора на право временного пользования землей с Севастопольской городской государственной администрацией от 02.11.2000 года N 572;
- Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя Правительства Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" путём замены Свидетельства о государственной регистрации права от 22.02.2016 года о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" на земельный участок, Категория земель: Земли населённых пунктов - Историческая (код 9.3), Площадь: 146323 кв.м., Адрес: Российская Федерация, г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, документы-основания: Распоряжение Правительства Севастополя N 820-РП от 16.10.2015 года, орган выдачи: Правительство Севастополя, на новое Свидетельство о государственной регистрации права о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" на земельный участок, который бы не включал в себя земельный участок, площадью 397 кв.м., с кадастровым номером 91:03:001016:485, с разрешённым использованием - для строительства и обслуживания многофункциональных общественных зданий с выставочными залами, с размещением ресторана, кафе, магазина, офисных помещений, расположенного по адресу: г. Севастополь, бульвар Исторический, 1, который принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" на праве временного пользования на основании Договора на право временного пользования землей с Севастопольской городской государственной администрацией от 02.11.2000 года N 572;
- Взыскать с Правительства Севастополя в пользу общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" 9000 рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
- Взыскать с Правительства Севастополя расходы, связанные с оплатой юридических услуг в размере 9 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 17.01.2017 года по делу N А84-2976/2016 в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" к Правительству города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Крымтур" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, суд пришёл к ошибочному выводу о том, что обстоятельства рассматриваемого дела и требования заявителя, свидетельствуют об оспаривании зарегистрированного права на недвижимое имущество.
20.03.2017 от Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" поступили письменные объяснения, в которых с требованиями апеллянта не согласно, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 17.04.2017 директор общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" поддержал апелляционную жалобу, просит ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в ней.
В судебном заседании 17.04.2017 представители Правительства Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили в ее удовлетворении отказать и оставить решение суда первой инстанции без изменений.
В судебное заседание, назначенное на 17.04.2017 Министерство культуры Российской Федерации, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя явку уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки в суд не сообщили.
Дело рассматривается в отсутствие представителей указанных выше лиц, в соответствии с положением статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ, при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для его изменения или отмены.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
02.11.2000 года между Севастопольской городской государственной администрацией и дочерним предприятием Крымского акционерного общества по туризму и экскурсиям "Крымтур" Севастопольским бюро путешествий и экскурсий заключен договор на право временного пользования землей N 572 (далее - договор N 572).
Согласно пункта 1.1. договора N 572 Севастопольская городская государственная администрация распоряжением N 1065-р от 21.06.2000 года предоставляет, а ООО "Крымтур" принимает во временное пользование земельный участок общей площадью 0,1325 га: участок N 1, расположенный в районе Исторического бульвара, участок N 2, расположенный в районе переулка Панорамный, 13, согласно плана землепользования.
В соответствии с пунктом 1.2 договора N 572, земельный участок предоставляется на условиях временного пользования сроком до 01.05.2025 года для обслуживания административных и хозяйственных зданий и сооружений.
22.04.2013 года между Севастопольской городской государственной администрацией и дочерним предприятием публичного акционерного общества по туризму и экскурсиям "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий заключено соглашение о внесении изменений к договору N 572 от 02.11.2000 на право временного пользования землей.
Пунктом 3 соглашения о внесении изменений к договору N 572 от 02.11.2000 года на право временного пользования землей от 22.04.2013 года установлено, что в пункте 1.2. договора после цифр "01.05.2015" слова: "для обслуживания административных и хозяйственных зданий и сооружений" заменить на слова: "для строительства и обслуживания многофункциональных общественных зданий с выставочными залами, с размещением ресторана, кафе, магазина, офисных помещений".
15.10.2013 года на основании договора N 572 и соглашения о внесении изменений Регистрационной службой Главного управления юстиции в г. Севастополе были внесены сведения о земельном участке.
03.04.2013 года дочернему предприятию публичного акционерного общества по туризму и экскурсиям "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий, Регистрационной службой Главного управления юстиции в г. Севастополе выдано свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество - нежилое помещение, административное строение, расположенное по адресу: г. Севастополь, бульвар Исторический, д. 1, общей площадью 335,3 кв.м.
11.11.2014 года в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в РФ Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1149204033604.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 24.09.2015 года N 395 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, площадью 146324 кв.м.", утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, площадью 146324 кв.м., кадастровый квартал 91:03:001019.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 07.10.2015 года N 542 "О включении в Реестр собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар, площадью 146324+/-215 кв.м.", включено в Реестр субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар, площадью 146324+/-215 кв.м., кадастровый номер 91:03:001016:381, вид разрешенного использования земельного участка: "Историческая (код 9.3)".
Распоряжением Правительства Севастополя от 16.10.2015 года N 820-РП "О предоставлении Государственному бюджетному учреждению культуры города Севастополя "Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя" в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурного земельного участка площадью 146323 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар" (далее - Распоряжение N 820-РП) предоставлен Государственному бюджетному учреждению культуры города Севастополя "Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя" с целью сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурный земельный участок из земель категории: "земли населенных пунктов" с кадастровым номером 91:03:001016:381, площадью 146324 кв.м. (контур 1 площадью 31509,65 кв.в., контур 2 площадью 111179,90 кв.м., контур 3 площадью 883,18 кв.м., контур 4 площадью 1238,33 кв.м., контур 5 площадью 1512,44 кв.м.), расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар, с разрешенным видом использования: "Историческая (код 9.3)", в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 07.10.2015 года N 91/12/15-119803.
20.10.2015 года Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя на основании распоряжения N 820-РП зарегистрировано право собственности на вышеуказанный земельный участок за Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя", реестровый номер N 91-91/001-91/001/082/2015-400/1.
22.02.2016 года Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя на основании распоряжения N 727-РП зарегистрировано право собственности на вышеуказанный земельный участок за Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя", реестровый номер N 91-91/001-91/001/030/2016-914/2.
Не согласившись с вышеуказанными распоряжениями государственных органов, ООО "Крымтур" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя.
Изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия судей пришла к выводу, об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, по следующим обстоятельствам.
Как правильно указал суд первой инстанции, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (части 1 статьи 198 АПК РФ).
В соответствии со статьёй 13 ГК РФ, пунктом 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Кроме того, пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части. По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, о том, что при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу.
Как указано в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Для признания судом ненормативного правового акта, действий (бездействия) госоргана недействительными (незаконными), необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума N 10/22 от 29.04.2010 года, лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Как усматривается из материалов дела, требование ООО "Крымтур" о признании недействительными распоряжений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя N 395 от 24.09.2015 года и N 542 от 07.10.2015 года, распоряжения Правительства Севастополя от 16.10.2015 года N 820-РП, мотивировано ограничением права заявителя на использование имущества, находящегося в его пользовании и принадлежащее заявителю на праве собственности.
03.12.2014 года ООО "Крымтур" привело свои учредительные документы в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, путём регистрации в качестве юридического лица РФ на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьёй 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Как установлено частями 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Устава города Севастополя, Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя.
В соответствии со статьей 34 Устава города Севастополя, Правительство Севастополя разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития города Севастополя, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии.
Согласно части 2 статьи 25 Закона города Севастополя N 5-ЗС от 30.04.2014 "О Правительстве Севастополя", Правительство организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя (пункт 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя N 521-ПП), утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 года N 521-ПП "О признании постановления Правительства Севастополя от 17.03.2015 года N 188-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя" утратившим силу и об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в новой редакции".
На основании пункта 4.58 раздела 4 Положения N 521-ПП, Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 4.21 Положения N 521-ПП, Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет ведение Реестра собственности города Севастополя, обеспечивает функционирование системы учета имущества и земель, находящихся в собственности города Севастополя, полноту и достоверность информации о наличии и использовании недвижимого, движимого имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя.
Кроме того, на основании пункта 4.81 Положения N 521-ПП, Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя в пределах своей компетенции включает земельные участки в казну города, а также объекты движимого и недвижимого имущества в Реестр собственности города Севастополя, для чего издает соответствующие правовые акты, являющиеся основанием для регистрации права собственности города Севастополя на земельные участки и объекты движимого и недвижимого имущества.
Как усматривается из материалов дела, Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 24.09.2015 года N 395 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, площадью 146324 кв.м.", утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, площадью 146324 кв.м., кадастровый квартал 91:03:001019.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанции, постановлением Правительства Севастополя от 31.12.2014 года N 702 утверждено Положение об учете имущества собственности города Севастополя и ведении Реестра собственности города Севастополя.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 702, учет имущества и ведение Реестра собственности города Севастополя осуществляется Главным управлением имущественных и земельных отношений Севастополя в отношении, в частности, земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, в том числе предоставленных на соответствующем вещном праве или в пользование на основании соответствующих договоров правообладателям.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 07.10.2015 года N 542 "О включении в Реестр собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар, площадью 146324+/-215 кв.м.", включен в Реестр субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар, площадью 146324+/-215 кв.м., кадастровый номер 91:03:001016:381, с видом разрешенного использования земельного участка: "Историческая (код 9.3)".
По мнению судебной коллегии суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемые заявителем распоряжения N N 395, 542 приняты Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пределах полномочий, в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 1206 Гражданского кодекса Российской Федерации, возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
ООО "Крымтур" ссылается на то, что, по его мнению, судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка факту нарушении его права как собственника имущества, так как спорное недвижимое имущество находится в пользовании и является собственностью общества.
В соответствии с пунктом 1 Положения об учете имущества собственности города Севастополя и ведении Реестра собственности города Севастополя, утверждённого Постановлением Правительства Севастополя от 31.12.2014 года N 702 предусмотрено, что настоящее Положение устанавливает порядок учета имущества, находящегося в собственности города Севастополя и ведения Реестра собственности города Севастополя, основные принципы его построения и функционирования, состав и перечень регистрируемой информации об объектах учета, порядок ее сбора, обработки и актуализация в соответствии с законодательством Российской Федерации и Севастополя, определяющим и регулирующим отношения по возникновению, управлению и распоряжению собственностью.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28.09.2016 по делу N А84-2035/2016 по заявлению Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" города Севастополя к Правительству Севастополя, третьи лица: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя", Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Министерство культуры Российской Федерации о признании недействительным распоряжения Правительства Севастополя от 16.10.2015 N820-РП "О предоставлении Государственному бюджетному учреждению культуры города Севастополя "Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя" в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурного земельного участка общей площадью 146 323 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар", в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2016 года решение Арбитражного суда города Севастополя от 28 сентября 2016 года по делу N А84-2035/2016 оставлено без изменений.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
Таким образом, решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.09.2016 года, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2016 года по делу N А84-2035/2016, в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеют преюдициальное значение для сторон по рассматриваемому спору и не подлежат доказыванию вновь.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что распоряжение правительства города Севастополя соответствует действующему законодательству, принято в пределах предоставленных Правительству Севастополя, предъявляемых к форме принимаемого ненормативного правового акта, не противоречит закону, издано в целях обеспечения безопасности города Севастополя, надлежащего использования и развития объектов городской инфраструктуры.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования ООО "Крымтур" о признании недействительным постановления Правительства Севастополя от 16.10.2015 года N 820-РП "О предоставлении Государственному бюджетному учреждению культуры города Севастополя "Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя" в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурного земельного участка площадью 146323 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, Исторический бульвар".
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона города Севастополя N 46-ЗС, к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона, применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя. В случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, зарегистрированного до вступления в силу Федерального конституционного закона, государственная регистрация права, ограничения (обременения) права осуществляется в порядке и сроки, установленные Законом о регистрации, с учетом положений настоящей статьи, на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновения права, ограничения (обременения) права и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами. Представление заявителями таких документов в данном случае требуется только в случаях их отсутствия в названных органах и (или) организациях. Указанные в настоящем пункте документы включаются в состав дела правоустанавливающих документов, являющегося неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав (части 3 и 4 статьи 7 Закона города Севастополя N 46-ЗС).
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся в течение десяти рабочих дней со дня приема соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества документов, если иные сроки не установлены федеральным законом. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины (часть 2 статьи 6 Закона N 122-ФЗ).
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (статья 17 Закона N 122-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (часть 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона Севастополя от 25.07.2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", в случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, зарегистрированного до вступления в силу Федерального конституционного закона, государственная регистрация права, ограничения (обременения) права осуществляется в порядке и сроки, установленные Законом регистрации на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновением права ограничения (обременения) права, и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию права до вступления в силу Федерального закона в соответствии с раннее действовавшими актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.
Согласно Устава города Севастополя от 14.04.2014 года N 1-ЗС, Закона города Севастополя от 30.04.2014 года N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.
Государственной собственностью города федерального значения Севастополя являются движимое и недвижимое имущество, имущественные права и нематериальные активы предприятий, в том числе, расположенных на территории города Севастополя, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в Единый государственный реестр сих лиц в срок до 1 марта 2015 года.
Статьёй 1 Закона города Севастополя от 07.08.2014 года N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" установлено, что государственное имущество города Севастополя - вещи, включая ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие на праве собственности городу Севастополю, в том числе информационные ресурсы города Севастополя, иные объекты гражданских прав, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
От имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя (статья 3 Закона города Севастополя N 56-ЗС).
В соответствии с пунктами 4.2, 4.21 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в новой редакции предусмотрено, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя; ведет Реестр собственности города Севастополя, обеспечивает функционирование системы учета имущества и земель, находящихся в собственности города Севастополя, полноту и достоверность информации о наличии и использовании недвижимого, движимого имущества и земельных участков, находящихся в Ценности города Севастополя.
Как установлено судом первой инстанции Правительство города Севастополя 16.10.2015 года приняло распоряжение N 820-РП "О предоставлении Государственному бюджетному учреждению культуры города Севастополя "Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя" с целью сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурного земельного участка из земель категории "земли населенных пунктов" с кадастровым номером 91:03:001016:381, площадью 146 323 кв.м (контур 1 площадью 31509,65 кв.м; контур 2 площадью 111179,90 кв.м; контур 3 площадью 883,18 кв.м; контур 4 площадью 1238,33 кв.м; контур 5 площадью 1512,44 кв.м), расположенный по адресу: Российская Федерация, г.Севастополь, Исторический бульвар, с разрешенным видом использования "историческая" (код 9.3), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 07.10.2015 N 91/12/15-119803.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции, с учётом решения по делу N А84-2035/2016 которым в удовлетворении требований Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" города Севастополя к Правительству Севастополя о признании недействительным распоряжения N 820-РП, отказано в полном объеме, обоснованно пришёл к выводу о том, что Севреестр действовал в пределах своих полномочий и принял решения о регистрации права постоянного пользования многоконтурным земельным участком на основании действующего распоряжения N 820-РП.
В связи с чем, суд правомерно отказал в удовлетворении требований об обязании Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" путём внесения изменений в запись регистрации, сделанную 20.10.2015 года N 91-91/001-91/001/082/2015-400/1 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, соответствующих прекращению права постоянного (бессрочного) пользования Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" на часть земельного участка, Категория земель: Земли населённых пунктов - Историческая (код 9.3), Площадь: 146323 кв.м., Адрес: Российская Федерация, г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, а именно: на земли земельного участка, площадью 397 кв.м., с кадастровым номером 91:03:001016:485, с разрешённым использованием - для строительства и обслуживания многофункциональных общественных зданий с выставочными залами, с размещением ресторана, кафе, магазина, офисных помещений, расположенного по адресу: г.Севастополь, бульвар Исторический, 1, который принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" на праве временного пользования на основании Договора на право временного пользования землей с Севастопольской городской государственной администрацией от 02.11.2000 года N 572.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (статья 17 Закона N 122-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (часть 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
На основании выше изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Севреестр действовал в пределах своих полномочий и принял решения о регистрации права постоянного пользования земельным участком на основании действующего распоряжения N 820-РП, в связи с чем требование заявителя об обязании Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" путём замены свидетельства о государственной регистрации права от 22.02.2016 года о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" на новое свидетельство о государственной регистрации права о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" на земельный участок, который бы не включал в себя земельный участок, площадью 397 кв.м., с кадастровым номером 91:03:001016:485, с разрешённым использованием - для строительства и обслуживания многофункциональных общественных зданий с выставочными залами, с размещением ресторана, кафе, магазина, офисных помещений, расположенного по адресу: г. Севастополь, бульвар Исторический, 1, который принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "КРЫМТУР" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" на праве временного пользования на основании договора на право временного пользования землей с Севастопольской городской государственной администрацией от 02.11.2000 года N 572, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что в данном деле усматривается спор о праве в отношении спорного недвижимого имущества, который не может разрешаться в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 января 2017 года по делу N А84-2976/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2976/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 8 сентября 2017 г. N Ф10-2811/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий"
Третье лицо: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Министерство культуры Российской Федерации, Правительство Севастополя, ФГБУ культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя"
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2811/17
21.04.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2194/16
17.01.2017 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2976/16
20.12.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2194/16