г. Санкт-Петербург |
|
24 апреля 2017 г. |
Дело N А56-85565/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Николаевым И.И.
при участии в заседании:
от заявителя: Крюкова М.М. - по доверенности от 09.02.2017;
от заинтересованного лица: Точилова Н.В. - по доверенности от 20.12.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4822/2017) Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.02.2017 по делу N А56-85565/2016 (судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу
к ООО "ЛИНКЕЙ", место нахождения: 197342, г. Санкт-Петербург, переулок Красногвардейский, д. 23, литер К, пом. 64Н, ОГРН 1037851022329,
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "ЛИНКЕЙ" (далее - Общество, ООО "ЛИНКЕЙ") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 05.02.2017 заявление Управления оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение от 05.02.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о недоказанности события административного правонарушения в действиях Общества, поскольку сам факт неисполнения последним обязанности по выгрузке данных из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, образует в его действиях объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Общества позицию заявителя не признал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, согласно которому ООО "ЛИНКЕЙ" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы Управления несостоятельными.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного 18.11.2016 мониторинга Единой информационной системы Роскомнадзора Управлением было выявлено, что Общество, осуществляющие деятельность по оказанию телематических услуг связи на основании лицензии от 12.10.2016 N 147388 и авторизованное для использования web-сервиса, описание которого размещено на сайте в сети "Интернет" vigruzki.rkn.gov.ru, необходимого для доступа к информации из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет" (далее - ЕАИС), не осуществляло в период с 12.10.2016 по 25.10.2016 ежедневную выгрузку информации из ЕАИС в целях ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившегося в том, что Общество (оператор связи) не осуществляло ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в течение суток с момента обновления данных ЕАИС в период с 12.10.2016 по 25.10.2016, 18.11.2016 Управление составило в отношении него протокол об административном правонарушении N АП-78/5/2095 и на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении последнего к административной ответственности.
Придя к выводу о недоказанности заявителем события административного правонарушения в действиях Общества, суд первой инстанции оставил заявление Управление управления без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены принятого по делу решения, поскольку при его вынесении суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) установлено, что: под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности); под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензировании.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта 36 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ оказание услуг связи подлежит лицензированию.
Разделом XVI постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 установлен перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, согласно пункту 5 которого к лицензионным условиям относится, в том числе, оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Аналогичное лицензионное требование установлено в пункте 5 Приложения к лицензии Общества N 147388.
Правила оказания телематических услуг связи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила N 575), в соответствии с подпунктом "а" пункта 26 которых оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Согласно пункту 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана и ведется ЕАИС.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ).
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 N 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения ЕАИС (далее - Правила ведения ЕАИС).
Согласно пункту 3 Правил ведения ЕАИС формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - оператор реестра).
Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме (пункт 4 Правил ведения ЕАИС).
Согласно пункту 13 Правил ведения ЕАИС перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет (далее - оператор связи), обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени. В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети Интернет.
В соответствии с пунктами 2 - 4 Порядка получения доступа к содержащейся в ЕАИС информации, утвержденного Приказом Федеральной 4 А56-85565/2016 службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 21.02.2013 N 169 (далее - Порядок N 169), оператору связи обеспечивается в круглосуточном автоматическом режиме выгрузка следующей информации из реестра:
а) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети Интернет, содержащие запрещенную информацию;
б) сетевой адрес, позволяющий идентифицировать конкретный сайт в сети Интернет;
в) реквизиты решения уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети Интернет в реестр или реквизиты вступившего в законную силу решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети Интернет, запрещенной информацией.
Получение доступа к информации из реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на сайтах в сети Интернет http://eais.rkn.gov.ru и http://vigruzki.rkn.gov.ru.
Авторизация для использования указанного веб-сервиса осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
При этом вопреки позиции Управления ни одним из вышеприведенных нормативных правовых актов не предусмотрена обязанность оператора связи по выгрузке соответствующей информации из ЕАИС.
Как верно указано судом первой инстанции, в силу положений пункта 5 статьи 46 Закона о связи и пункта 13 Правил ведения ЕАИС на оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, возложена обязанность осуществлять именно ограничение доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в течение суток с момента обновления данных ЕАИС, неисполнение которой и влечет ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, доказательств размещения в ЕАИС с 12.10.2016 по 24.10.2016 какой-либо информации, доступ к которой должен был быть ограничен Обществом не позднее суток с момента обновления данных в ЕАИС, равно как и доказательств неисполнения Обществом соответствующей обязанности в указанный период, Управлением в нарушение части 5 статьи 205 АПК РФ в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности Управлением в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (нарушение лицензионных требований), в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ, правомерно отказал Управлению в удовлетворении заявления, поскольку в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Довод подателя жалобы о том, что сам факт неисполнения Обществом обязанности по выгрузке данных из ЕАИС образует в его действиях объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, как указано выше, не основан на нормах действующего законодательства (означенная обязанность не установлена), а потому отклоняется апелляционной коллегией как несостоятельный.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы Управления не содержат фактов, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции, изложенные в решении от 05.02.2017, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность. Судом установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, обстоятельства, определенные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены, а потому решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области следует оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.02.2017 по делу N А56-85565/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
И. Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-85565/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 мая 2018 г. N Ф07-4192/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: ООО "ЛИНКЕЙ"