Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 июля 2017 г. N Ф05-9630/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
17 апреля 2017 г. |
Дело N А40-226654/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Бекетовой И.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу АО "Газпромнефть-Омский НПЗ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.01.2017 по делу N А40-226654/16, принятое судьей Бедрацкой А.В. (20-2087)
по заявлению АО "Газпромнефть-Омский НПЗ" (ОГРН 1025500508956, ИНН 5501041254, 644040, Омская обл., г, Омск, пр-кт Губкина, 1)
к МИФНС России по КН N 1 (ОГРН 1047702057765; ИНН 7710305514; 129223, г.Москва, проспект Мира, дом 119, стр. 194)
о признании частично недействительным решения N 52-14-16/2777э от 04.07.2016
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Цой А.И. по дов. от 28.07.2016 N 52-02-1-50/24; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Газпромнефть-Омский НПЗ" (налогоплательщик, заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (налоговый орган, ответчик, Инспекция) о признании недействительным решение от 04.07.2016 г. N 52-14-16/2777э об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части доначисления и предложения уплатить пени в размере 1 864 525, 25 руб.
Решением суда от 25.01.2017 в удовлетворении требований отказано.
Заявитель, не согласившись с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Инспекции просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Представил письменный отзыв.
Заявитель в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации (корректировка N 1) по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2015 года, представленной налогоплательщиком.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией было вынесено Решение N 52-14-16/2777э от 04.07.2016 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение).
Общество не согласившись с вынесенным Решением N 52-14-16/2777э, обратилось с апелляционной жалобой в Федеральную налоговую службу по г. Москве. ФНС России по г. Москве, рассмотрев апелляционную жалобу Общества поддержало позицию Налогового органа, оставив решение N 52-14-16/2777э от 04.07.2016 без изменения (Решение ФНС по г. Москве N СА-49/15475@ от 23.08.2016 г.)
АО "Газпромнефть-Омский НПЗ", не согласившись с принятыми налоговым органом решениями, посчитало их незаконными и необоснованными, не соответствующими действующему налоговому законодательству, что послужило основанием для обращения с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "Газпромнефть - ОНПЗ" производит подакцизные товары (нефтепродукты) из давальческого сырья на основании договора переработки нефтяного сырья от 18.12.2013 N ГПН- 13/09000/02436Р с приложениями и дополнениями, заключенного с ОАО "Газпром нефть".
В рамках исполнения указанного договора в июле 2015 Общество передало в адрес ОАО "Газпром нефть" произведенный подакцизный товар (дизельное топливо класса 5) в количестве 211 388.5 тонн.
Исходя из положений пункта 2 статьи 195 НК РФ объемы нефтепродуктов, произведенные налогоплательщиком из давальческого сырья, признаются реализацией подакцизных товаров в периоде передачи их собственнику.
Указанная операция, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 182 НК РФ относится к объектам налогообложения акцизом.
Между тем, подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь.
В соответствии с пунктом 5 статьи 204 НК РФ Обществом 25.08.2015 была представлена первичная налоговая декларация, а 02.09.2015 уточненная налоговая декларация на подакцизные товары, за исключением табачных изделий за июль 2015 в которой дизельное топливо в количестве 211 388.5 тонн было заявлено Налогоплательщиком в качестве товара, реализуемого за пределы таможенной территории таможенного союза, документарный факт экспорта по которому еще не подтвержден (код показателя 20001 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при представлении поручительства банка или банковской гарантии" подраздела 2.4 Раздела 2 декларации, утвержденной приказом ФНС России от 14.06.2011 N ММВ-7-3/369@).
При этом, налоговым законодательством предусмотрен специальный механизм освобождения экспортного товара от налогообложения акцизам, который реализуется при выполнении налогоплательщиком специальных требований, закрепленных в пункте 7 статьи 198 НК РФ и пункте 2.1 статьи 184 НК РФ (в редакции действовавшей в период представления деклараций).
Так, пунктом 7 статьи 198 НК РФ установлено, что при вывозе подакцизных товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза, предоставленного в соответствии с пунктами 2 и 2.1 статьи 184 НК РФ, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в течение шести месяцев, исчисленных с 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика в соответствии со статьей 204 настоящего Кодекса возникает обязанность представления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам за налоговый период, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, определяемая в соответствии со статьей 195 настоящего Кодекса, представляются определенный перечень документов, закрепленный настоящим пунктом (документы) и подтверждающих факт вывоза подакцизных товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы территории РФ.
Таким образом, для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза подакцизных товаров, вывезенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта налогоплательщикам необходимо в течение шести месяцев, исчисленных с 25-го числа месяца, в котором у таковых в соответствии со статьей 204 НК РФ возникает обязанность представления в налоговые органы налоговых деклараций по акцизам за налоговый период, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, представлять в налоговые органы перечень документов, предусмотренный пунктом 7 статьи 198 НК РФ.
Между тем, материалами проверки установлено, что 25.12.2015 АО "Газпромнефть - Омский НПЗ" представило первичную налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий за ноябрь 2015, в соответствии с которой был отражен документально подтвержденный факт экспорта подакцизных товаров, в связи с чем, налоговым органом в порядке статьи 88 НК РФ была начата камеральная налоговая проверка.
В дальнейшем, камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации была прервана, в связи с представлением 27.01.2016 Обществом уточненной налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий за ноябрь 2015 (корректировка 1) (per. N 3758576), поданной в связи с ошибкой в указании месяца передачи товара по контракту ГПН-15/27220/00062/Д и внесением изменений в строку 50003 "Документально подтвержденный факт экспорта подакцизных товаров, по которым ранее были представлены поручительства банка или банковская гарантия" (письмо от 27.01.2016 N БСО-02/642).
Согласно представленной уточненной декларации за ноябрь 2015, АО "Газпромнефть-ОНПЗ" по коду показателя 50003 "Документально подтвержденный факт экспорта подакцизных товаров, по которым ранее были представлены поручительство банка или банковская гарантия" подраздела 2.4 Раздела 2 уточненной (корректировка 1) налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за ноябрь 2015 АО "Газпромнефть-ОНПЗ" были отражены объемы подакцизных товаров, указанных в подразделе 2.4 Раздела 2 по коду показателя 20001 ранее представленных налоговых деклараций, в том числе по дизельному топливу класса 5 в количестве 88 722.56 тонн, отраженные в налоговой декларации за июль 2015 по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий (иное количество дизельного топлива класса 5, заявленного в декларации за июль 2015 как экспортная операция, подтверждено документами в налоговых декларациях за октябрь (20901.72 тонн) и сентябрь (974.18 тонн) 2015).
Пунктом 5 статьи 204 Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 22 Кодекса, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Между тем, как было указанно выше, дизельное топливо в количестве 88 722.56 тонн было передано в адрес собственника сырья в июле 2015.
Таким образом, в соответствии с пунктом 5 статьи 204 НК РФ срок представления налоговой декларации по переданным АО "Газпромнефть-ОНПЗ" подакцизным товарам за июль 2015 является 25 августа 2015.
В силу вышеизложенного, течение шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 198 НК РФ, в течении которого налогоплательщик должен представить соответствующий комплект документов для освобождения от уплаты акциза и подтверждающих факт вывоза подакцизных товаров в таможенной процедуре экспорта начинается с 25 августа 2015 и заканчивается 25 февраля 2016.
Общество письмом от 24.12.2015 N БСО-02/9648 (вх. N 00289 от 12.01.2016) в соответствии с пунктом 7 статьи 198 НК РФ в адрес Инспекции представило документы, для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акцизов по подакцизным товарам, реализованным в таможенной процедуре экспорта, в том числе в июле 2015 на 1095 листах.
Однако, при анализе представленных документов, подтверждающих экспорт дизельного топлива класса 5 в количестве 88 722.562 тонн за июль 2015, Инспекцией было установлено, отсутствие документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 НК РФ на подтверждение 21 999 тонн, заявленных в качестве подтвержденных в уточненной налоговой декларации за ноябрь 2015 по коду 50003.
На основании вышеизложенного, в ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации за ноябрь 2015 в адрес АО "Газпромнефть-ОНПЗ" было выставлено требование от 25.04.2016 N 52-14-14/36641 о предоставлении пояснений или внесения соответствующих исправлений в налоговую декларацию.
В ответ на указанное требование, письмом от 27.04.2016 N БСО-02/3721 АО "Газпромнефть-ОНПЗ" представило в адрес налогового органа 05.05.2016 (вх. N 08307) недостающие документы вместе с письменными пояснениями (Грузовая таможенная декларация N10006040/261115/0011837, коносамент, поручение на отгрузку экспортируемых грузов, дополнение N 1 к приложению N 2 к контракту ГПН-15/27220/00062/Д по экспорту дизельного топлива ЕВРО сорт С, вид III (ДТ-Л-К5) в количестве 21 999,000 тонн, отгруженного в Нидерланды).
Таким образом, поскольку комплект документов, подтверждающих освобождение от уплаты акцизов в размере 75 896 550 рублей (21 999.00 тонн *3450 рублей) по дизельному топливу класса 5 в количестве 21 999.00 тонн за июль 2015 и заявленный как документально подтвержденный факт экспорта подакцизных нефтепродуктов без предоставления банковской гарантии в случаях, предусмотренных пунктом 2.1. статьи 184 НК РФ, в строке 50003 уточненной налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий за ноябрь 2015 был представлен с нарушением шестимесячного срока, установленного пунктом 7 статьи 198 НК РФ, а именно 05.05.2016, тогда как таковой необходимо было представить до 25.02.2016, в решении налоговый орган, с учетом имеющейся у налогоплательщика переплаты, обоснованно начислил пени в размере 1 864 525,25 рублей за неуплату сумм акциза в соответствующем налоговом периоде со срока уплаты названного налога до даты представления соответствующего комплекта документов.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 183 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации, а также передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь (в пределах норм естественной убыли).
Пунктом 7 статьи 198 НК РФ, установлена возможность подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации путем представления по месту учета налогоплательщика в течении шести месяцев с даты представления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам за налоговый период, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций документов, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров.
Однако, из пункта 8 статьи 198 НК РФ следует, что при непредставлении или представлении в неполном объеме перечисленных в пункте 7 настоящей статьи документов, подтверждающих факт вывоза подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, которые должны быть представлены в налоговые органы по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя), по указанным подакцизным товарам акциз уплачивается в порядке, установленном главой 22 НК РФ
Если впоследствии налогоплательщик представит в налоговые органы указанные документы (их копии), уплаченные суммы акциза подлежат возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 4 статьи 203 НК РФ.
Порядок уплаты акциза в соответствии с главой 22 НК РФ, установлен пунктом 3 статьи 204 НК РФ, согласно которому уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, нарушив перечисленные выше условия, выразившиеся в не представлении документов в установленный пунктом 7 статьи 198 НК РФ шестимесячный срок, у Налогоплательщика возникли последствия, предусмотренные пунктом 8 статьи 198 НК РФ, в виде обязанности уплатить ранее освобожденный от уплаты акциз по срокам уплаты (не позднее 25 -го числа следующего месяца, предшествующего месяцу реализации подакцизного товара) как при реализации подакцизных товаров на внутреннем рынке, и как следствие, образовалась недоимка, которая вызвала несвоевременную уплату и повлекла начисление пени за период с даты уплаты, установленной пунктом 3 статьи 204 НК РФ и до даты фактического представления документов, установленных пунктом 7 статьи 198 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сумма сбора, не уплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Согласно пункту 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
При этом, согласно пункту 2 статьи 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Учитывая компенсационный характер пеней как платежа, направленного на компенсацию потерь государственной казны в результате неуплаты налога в срок и не подтвердившего в установленный срок правомерность заявленного освобождения от уплаты акциза, пени подлежат начислению за период с момента, когда налог должен был быть перечислен в бюджет по сроку уплаты за соответствующий период, до даты представления документов.
Таким образом, сумма пени подлежала начислению, начиная с момента истечения срока на уплату налога и до прекращения обязанности по уплате последнего (с 26.08.2015 по 04.05.2016), а в рассматриваемом случае, до момента представления АО "Газпромнефть-Омский НПЗ" полного комплекта документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 НК РФ.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 08.08.2016 N Ф05-11235/2016 по делу N А40-219107/2015, от 09.11.2010 N КА-А40/13862-10 по делу N А40-169873/09-107-1404.
Кроме того, указанные выводы соответствуют и судебной практике, касающейся НДС относительно экспортных операций (Постановления ФАС Московского округа от 02.07.2013 по делу N А41-35930/12, ФАС Поволжского округа от 04.04.2013 по делу N А55-21361/2012, от 20.11.2012 по делу N А65-11501/2012 (Определением ВАС РФ от 27.02.2013 N ВАС-1291/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).
Таким образом, поскольку в нарушение пункта 7 статьи 198 НК РФ документы, подтверждающие экспорт, АО "Газпромнефть-ОНПЗ" представлены только 05.05.2016, данное обстоятельство повлекло обязанность налогоплательщика, связанную с формированием налоговой базы за июль 2015, и как следствие, уплату акциза в общем порядке, то есть в срок до 25.08.2015.
Поэтому, в связи с образовавшейся недоимкой по акцизу в размере 75 896 550 рублей на дизельное топливо класса 5 по сроку уплаты 25.08.2015, начисление суммы пени в размере 1 864 525,25 рублей является правомерным и соответствует положениям НК РФ.
В противном случае, заявляя освобождение в порядке статьи 184 НК РФ, налогоплательщики могут не соблюдать срок, установленный пунктом 7 статьи 198 НК РФ для представления документов и соответственно не уплачивать акциз без последствий, что, по сути, нарушало бы баланс публичных и частных интересов, в виде начисления компенсационных сумм.
Следовательно, ссылка Налогоплательщика на Определения ВС РФ от 23.10.2014 N 305-КГ 14-2599 и ВС РФ от 23.09.2014 по делу N 305-ЭС14-1210 не опровергает выводов Инспекции, изложенных в оспариваемом решении.
Правомерно отклонен судом первой инстанции довод Общества о том, что Инспекция должна начислить пени не со срока уплаты налога - 25.08.2015, а со срока, когда Общество должно было представить документы по пункту 7 статьи 198 НК РФ - то есть с 25.02.2016 и по дату представления документов, поскольку начисление пени как раз и произведено за указанный период времени (с 26.02.2016 по 04.05.2016) в связи с наличием у АО "Г азпромнефть-ОНПЗ" переплаты, равной или перекрывающей сумму образовавшейся недоимки перед бюджетом со срока уплаты налога за июль 2015 и до окончания шестимесячного срока на подтверждения экспорта подакцизных товаров.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как документально не подтвержденные, не соответствующие материалам дела, в связи с чем они не могут являться основанием для ее удовлетворения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.01.2017 по делу N А40-226654/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-226654/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 июля 2017 г. N Ф05-9630/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ОМСКИЙ НПЗ"
Ответчик: МИФНС ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТИЛЬЩИКАМ N 1, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N1