г. Москва |
|
27 апреля 2017 г. |
Дело N А40-116286/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Триносом И.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционные жалобы ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота", АО "Роснефтефлот"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.12.2016 по делу N А40-116286/16 судьи Уточкина И.Н.(92-993)
по заявлению 1) АО "Роснефтьфлот" (ОГРН 1026500526590); 2) ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота"
к ФАС России
третьи лица: 1) Саморегулируемая организация "Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков", 2) ООО "НИКО"
об оспаривании решения и предписания,
при участии:
от заявителей: 1) Ионов П.Ю. по дов. N 023-2017 от 19.12.2016, Осокин О.В. по дов. N 135-2016 от 23.06.2016, Широкова Н.Е. по дов. N 130-2016 от 16.06.2016; 2) Думчиков А.П. по дов. N МСС-Д-153/2016 от 19.12.2016;
от ответчика: Зенин В.Ю. по дов. N АГ/3166/17 от 23.01.2017, Кадымов Ф.Ф. по дов. N ИА/4253/17 от 26.01.2011, Щербаков А.М. по дов. от 23.01.2017;
от третьих лиц: 1) Сергеев В.А. по дов. от 20.09.2016; 2) не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
АО "Роснефтефлот" и ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлениям к ФАС России (далее - ответчик) об оспаривании решения и предписания от 04.03.2016 по делу N 1-11-62/00-03-15.
Решением суда от 23.12.2016 в удовлетворении требований по заявлению АО "Роснефтефлот"; ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" к Федеральной антимонопольной службе об оспаривании решения и предписания от 04.03.2016 по делу N 1-11-62/00-03-15 - отказано.
Заявители, не согласившись с выводами суда, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, признать недействительными оспариваемые акты ответчика.
В судебном заседании представители заявителей доводы апелляционных жалоб поддержали.
Представители ответчика и третьего лица - Саморегулируемая организация "Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков" просили решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представили письменные отзывы и пояснения в порядке ст. 262 и 81 АПК РФ.
Третье лицо ООО "НИКО" в судебное заседание не явилось. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в отсутствие его представителя. В материалы дела представлен отзыв.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением Федеральной антимонопольной службы от 04.03.2016 по делу N 1-11-62/00-03-15 Акционерное общество "Роснефтефлот" признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), что выразилось в установлении поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, путем изменения системы тарификации услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефтепродуктов при осуществлении бункеровочной деятельности бункеровочными судами в акваториях морских портов Российской Федерации (далее - услуга ЛРН), что привело к кратному увеличению цены на указанные услуги.
По результатам рассмотрения дела N 1-11-62/00-03-15 Федеральной антимонопольной службой России (ФАС России, антимонопольный орган) 04.03.2016 выдано предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и установлении экономически обоснованной дифференцированной ежемесячной абонентской платы на оказание услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефтепродуктов в акваториях морских портов Российской Федерации.
Не согласившись с выводами антимонопольного органа, АО "Роснефтьфлот"; ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании названных решения и предписания недействительными.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции верно исходил из отсутствия совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционных жалоб заявители приводят те же основания, что и в суде первой инстанции. Ссылаются, в частности, на то, что анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг ЛРН ФАС России проведен с нарушением норм действующего законодательства; неверно определены географические границы товарного рынка; не установлена доля АО "Роснефтефлот" на каждом из установленных рынков услуг ЛРН; не установлен уровень концентрации товарного рынка; необоснованно отклонен довод АО "Роснефтефлот" о влиянии внесенных в действующее законодательство изменений, повлекших увеличение затрат на оказание услуг ЛРН и, как следствие, на необходимость изменения тарифной политики Общества; Цена услуги ЛРН, предоставляемая АО "Роснефтефлот" не соответствует критериям монопольно высокой цены. Заявители приводят доводы о неисполнимости выданного предписания.
Отклоняя данные доводы и полагая решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия исходит из следующего.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Оспариваемые акты приняты в пределах предоставленных ответчику полномочий.
Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, установлено, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства.
В силу ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе путем: установления и поддержания монопольно высокой цены товара (пункт 1).
В соответствии со ст. 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара признается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Поскольку заявитель является лицом, занимающим доминирующее положение, на него распространяются предусмотренные ст. 10 Закона о защите конкуренции запреты на злоупотребление доминирующим положением.
Как следует из материалов дела, в ФАС России поступило заявление саморегулируемой организации "Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков" (далее - Ассоциация) о наличии в действиях (бездействии) ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" признаков нарушения антимонопольного законодательства в части установления и поддержания ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" монопольно высокой цены на рынке оказания услуг по несению готовности к локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов.
Из заявления следовало, что в Ассоциацию обратились ее члены (ООО "Торговый Дом "Транзит-ДВ", ООО "Бункеровочная компания ТрансОйлБункер" и ООО "Мортранс"), осуществляющие деятельность по бункеровке судов в морских портах и портопунктах Приморского края и на северо-западе Российской Федерации, по вопросу действий ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота", которые имеют признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке предоставления услуг по несению готовности к локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов (далее - несение готовности к ЛРН) при проведении операций с нефтепродуктами на акватории морских портов и портопунктов.
Согласно приказу МЧС России от 28.12.2004 N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" от компаний, осуществляющих эксплуатацию танкерного флота требуется наличие планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (далее - План ЛРН).
Без утверждения Плана ЛРН эксплуатация флота не допускается.
План ЛРН не подлежит утверждению при отсутствии достаточного количества и состава собственных сил и средств организации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, аттестованных в установленном порядке или договора с аттестованной в этой области организацией, с учетом ее дислокации.
Все обратившиеся в Ассоциацию организации имели действующие на дату обращения договоры с ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" на оказание услуг по несению готовности к ЛРН, с возможностью пролонгации на 2015 год.
ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" сообщило контрагентам, что в связи с увеличением расходов на содержание аварийно-спасательного формирования и выработкой единой тарифной политики договоры не будут пролонгированы на 2015 год и предложило с 01.01.2015 заключить договоры на новых условиях, в соответствии с которыми для бункеровочных компаний из Приморского края вместо ранее действующей фиксированной суммы ежемесячного платежа за предоставление услуг по несению готовности к ЛРН вводится фиксированная сумма оплаты с каждой тонны предоставленного судам бункеровочной компанией бункерного топлива (из расчета 119 рублей за одну тонну, включая НДС, переваливаемого бункерного топлива). Указанная информация подтверждается письмами ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" в адрес контрагентов от 07.11.2014 N Д-13/178, от 07.11.2014 N Д-13/191 (Приморский филиал) и от 19.11.2014 N П-У-1/521 (Балтийский филиал).
Несение готовности к ЛРН аварийно-спасательными формированиями, в том числе ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота", осуществляется без присутствия их сил и средств в местах осуществления бункеровки судов, следовательно, увеличение ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" расходов на содержание своих аварийно-спасательных формирований не может быть обусловлено несением готовности к ЛРН при осуществлении бункеровочными компаниями бункеровки судов.
Ассоциация считает, что указанные действия ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" ущемляют законные интересы организаций, эксплуатирующих танкерный флот в целях осуществления бункеровочной деятельности и приобретающих услугу по несению готовности к ЛРН у ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота".
Согласно представленной Приморским УФАС России информации объем услуг по несению готовности к ЛРН на море и во внутренних водах за 2014 год по Приморскому краю в стоимостном выражении составил у ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" 38,0% (в общем объеме услуг), у АО "Роснефтефлот" 55,6% (в общем объеме услуг).
Фактическая стоимость одной переваленной бункеровочными компаниями тонны нефтепродуктов по договорам с Приморским филиалом ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" в 2014 году составила 8,73 рубля за 1 тонну.
Предусмотренный Приморским филиалом ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" в 2015 году тариф в размере 119 рублей за каждую переваленную бункеровочными компаниями тонну нефтепродуктов в 13,6 раза превышает фактическую стоимость аналогичной услуги, оказанной филиалом по договорам в 2014 году.
Согласно информации, дополнительно представленной Ассоциацией письмом от 31.03.2015 N 044, наряду с ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" услуги по несению готовности к ЛРН на акватории морских портов и портопунктов: Находка, Восточный, Большой Камень, оказывает АО "Роснефтефлот".
При этом в конце 2014 года АО "Роснефтефлот" и ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" практически одновременно уведомили обслуживаемые ими бункеровочные компании о повышении цены на услугу по несению готовности к ЛРН с 01.01.2015 на примерно одну и ту же величину - 115,00 и 119,00 рублей за одну тонну (включая НДС) соответственно, что подтверждается письмами АО "Роснефтефлот" от 13.11.2014 N 570/14 и от 07.11.2014 N Д-13/182 и ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" от 18.12.2014 N 344.
Ассоциацией отмечено, что цена услуги по несению готовности к ЛРН, оказываемой ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" бункеровочным компаниям, в частности, в портах Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Кавказ, Тамань составляет 190 рублей за одну тонну (включая НДС).
По результатам рассмотрения обращения Ассоциации и дополнительно представленных материалов и информации приказом от 02.06.2015 N 410/15 ФАС России возбуждено дело N 1-11-62/00-03-15 по признакам нарушения ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и АО "Роснефтефлот" части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в одновременном повышении цены на услугу по несению готовности к ЛРН с 01.01.2015 на примерно одну и ту же величину - 119,00 и 115,00 рублей за одну тонну (включая НДС) соответственно.
В соответствии с условиями договоров на оказание услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН бункеровочным компаниям ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и АО "Роснефтефлот", в случае реально допущенного разлива нефтепродуктов его ликвидация оплачивается отдельно независимо от оплаты услуг по несению готовности к ЛРН; часть наиболее финансовоемких статей расходов на которую фактически относятся непосредственно к ликвидации разливов нефтепродуктов.
Из существа правоотношений и обязательств сторон следует, что договор на оказание услуг по несению готовности к ЛРН не является договором на оказание возмездных услуг, поскольку в нем выражена готовность исполнителя (ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота") оказать услуги (работы) на основе своего рода опционного договора - при наступлении определенных договором обстоятельств (разлива нефтепродуктов) заказчик вправе требовать совершения исполнителем действий по выполнению услуг и работ по ЛРН, и за право заявить такие требования исполнителю уплачивается денежная сумма, предусмотренная договором (статья 429.3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено ответчиком и судом первой инстанции, установление оплаты по договору на оказание услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН - фактически платы за право заказчика заявить требования исполнителю по выполнению услуг и работ, не может никаким образом соотноситься с необходимыми затратами и эксплуатационными расходами на содержание аварийно-спасательного формирования, а также не имеет отношения к количеству переваленных заказчиком тонн нефтепродуктов, поскольку, постоянная аварийно-спасательная готовность к реагированию и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с возможным разливом нефтепродуктов, возложена на аварийно-спасательные службы (формирования) законодательством, а не указанным договором.
Письмом от 18.01.2016 N 11 ООО "НИКО" приводится довод, что со стороны ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" в 2016 году продолжается поддержание монопольно высокой цены на фактически неоказываемые услуги - по несению готовности к ЛРН.
Доводы ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" о том, что размер введенного с января 2015 года потоннажного сбора (от 119,00 до 250 рублей за тонну в зависимости от порта) составляет незначительную сумму в конечной стоимости бункерного топлива, правильно признаны судом первой инстанции несостоятельными ввиду следующего.
Как установлено ответчиком, цена на оказание реальной, на порядок более затратной по сравнению с несением готовности к ЛРН, услуги по бункеровке судов (баржингу) составляет в среднем 350 - 450 рублей за тонну и может быть ощутимо меньше в зависимости от существующей рыночной конъюнктуры. Рыночная цена бункерного топлива на основе мазута (составляет порядка 80% от всего предлагаемого на российском рынке бункеровки судов бункерного топлива), определяемая мировой конъюнктурой цен на нефть и конкуренцией с ближайшими иностранными портами сопредельных государств, в настоящее время в российских портах стремительно падает и уже, например, на северо-западе Российской Федерации, практически равна мировой цене за баррель нефти, 30 -40 долларов США за тонну, следовательно, существующий необоснованно многократно завышенный (минимум в 15 раз), установленный с января 2015 года ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и АО "Роснефтефлот", размер цены потоннажного сбора за несение готовности к ЛРН уже оказывает значительное негативное влияние на конкурентоспособность цены предлагаемого в российских портах бункерного топлива по сравнению с ценой на бункерное топливо в сопредельных иностранных портах и на привлекательность российских портов для судовладельцев.
Как указывает ответчик, наблюдается существенное падение количества судозаходов в российские морские порты за счет резкого сокращения заходов в российские порты, включая порты Дальнего Востока, так называемых транзитных судов, которые предпочитают бункероваться в иностранных портах сопредельных государств.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" входит в перечень сил и средств постоянной готовности Федерального уровня Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В каждом морском порту существует собственный План ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов (ЛАРН) морского порта, в соответствии с которым безопасность деятельности порта обеспечивается постоянной готовностью аварийноспасательных служб (формирований) к ЛРН, в составе которых в обязательном порядке учитываются силы и средства постоянной готовности аварийно-спасательной службы соответствующего филиала ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота".
Согласно пункту 11 Положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, утвержденного приказом Минтранса России от 06.04.2009 N 53 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности" федеральные государственные учреждения - администрации морских портов являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на объектовом уровне и осуществляют функции по организации и выполнению работ по предупреждению и ЛРН в зонах ответственности морских портов, в числе которых, организация несения готовности к ЛРН во взаимодействии с ФГУ "Госморспасслужба России" (правопредшественник ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота") и ФГУП "Росморпорт".
В соответствии с положениями приказа Минтранса России от 07.06.1999 N 32 контроль за несением готовности и руководство спасательными операциями на акватории морского порта осуществляется морской администрацией порта (капитаном порта) с привлечением бассейновых аварийно-спасательных управлений (БАСУ) (правопредшественник ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота").
Таким образом, в силу требований законодательства каждый морской порт Российской Федерации обслуживается аварийно-спасательными службами ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота", которые обязаны находиться в состоянии готовности к ЛРН в отношении всех находящихся судов в акватории порта.
Частью 4 статьи 11 Закона N 151-ФЗ установлено, что профессиональные аварийно-спасательные службы имеют право осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе и полученные по указанным договорам средства подлежат зачислению в доход соответствующего бюджета.
В рассматриваемом случае на договорной основе происходит обслуживание не объектов и территорий, а несение готовности аварийно-спасательных служб (формирований) для ликвидации последствий возможного аварийного разлива нефтепродуктов при бункеровке судов, т. е. перемещения топлива с одного судна на другое.
Таким образом, предоставление услуг аварийно-спасательной службой ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" по несению готовности к ЛРН по договорам с бункеровочными компаниями на время проведения судами бункерных операций в морском порту никаким образом не связана с реальным оказанием услуг сверх выполнения государственного задания, поскольку оперативные задачи у аварийно-спасательной службы остаются прежними и в том же объеме, а состав сил и средств готовности к ЛРН находится в неизменном виде, вне зависимости от того имеются ли договоры с бункеровочными компаниями или нет, а также от их количества. Это же относится и к аварийно-спасательному формированию АО "Роснефтефлот", которое также несет постоянную готовность к ЛРН в портах в отношении судов дочерних организаций АО НК "Роснефть", в одном и том же составе сил и средств постоянной готовности к ЛРН.
Следовательно, вывод ответчика, что плата за готовность аварийно-спасательными службами (формированиями) к ЛРН не может устанавливаться от объема нефтепродуктов, переваленных бункеровочными компаниями в морских портах, так как между указанными обстоятельствами отсутствует причинноследственная связь, вследствие чего значительное увеличение тарифа ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и АО "Роснефтефлот" в 2015-2016 гг. не находят экономического и технологического обоснования, правомерен.
Таким образом, антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о том, что в действиях ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и АО "Роснефтефлот" имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части злоупотребления доминирующим положением и установления монопольно высокой цены на услуги по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН бункеровочным компаниям.
Вопреки доводам жалобы об обратном, ФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок) проведен анализ товарного рынка предоставления услуг по несению готовности к ЛРН.
Анализ рынка проведен с целью установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов (ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и АО "Роснефтефлот") при рассмотрении заявления, материалов о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и АО "Роснефтефлот", в части оказания услуг по несению готовности к ЛРН. В соответствии с целями исследования анализ рынка проведен за 2013 - 9 месяцев 2015. В соответствии с Общероссийскими классификаторами - продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) и видов экономической деятельности (ОКВЭД), исследуемый товар (работы, услуги) определяются как: услуги по обеспечению безопасности на водных объектах (84.25.19.110 по ОКПД), прочая вспомогательная деятельность морского транспорта (63.22.1 по ОКВЭД) и деятельность по обеспечению безопасности на водных объектах (75.25.2 по ОКВЭД).
ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" - профессиональная аварийно-спасательная служба согласно свидетельству об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ от 10.12.2014 N 6-1-29, выданного на основании решения Аттестационной комиссии Росморречфлота (протокол от 22.09.2014 N 43).
АО "Роснефтефлот" - профессиональное аварийно-спасательное формирование согласно свидетельству об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ от 03.08.2015 N 6-1-13, выданного на основании решения Аттестационной комиссии Росморречфлота (протокол от 16.05.2013 N 15).
Анализ договоров (том 1, 2, 4, 7-9 дела N 1-11-62/00-03-15) показал, что во всех случаях предметом договора является оказание услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефтепродуктов (ЛРН) при осуществлении бункеровочной деятельности бункеровочными судами.
Таким образом, товар и, следовательно, продуктовые границы товарного рынка, определены как услуги по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН.
Географические границы рынка услуг по несению постоянной аварийноспасательной готовности к ЛРН определены как территория акваторий отдельно взятых морских портов Российской Федерации на основании следующего: анализ договоров по оказанию услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН показал, что во всех случаях оказание услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН при осуществлении бункеровочной деятельности бункеровочными судами осуществляется в акватории морских портов, определяемых указанными договорами.
Деятельность по оказанию услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН неразрывно связана с оказанием услуг по перевалке нефти (нефтепродуктов) в конкретном морском порту и не может оказываться в другом морском порту.
Таким образом, довод АО "Роснефтефлот" о том, что ФАС России неправильно определены географические границы рынка, отклоняется.
Участниками рынка услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН являются: покупатели услуги - компании, осуществляющие эксплуатацию танкерного флота (бункеровочных судов); продавцы услуги - аварийно-спасательные службы (формирования).
Общий объем товарного рынка определяется как сумма объемов оказанных аварийно-спасательными службами (формированиями) услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН в натуральном выражении (тонны нефти и нефтепродуктов) и как сумма доходов от оказанных аварийно-спасательными формированиями услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН в стоимостном (денежном) выражении.
ФАС России у ряда аварийно-спасательных служб (формирований) и компаний, осуществляющих эксплуатацию танкерного флота (бункеровочных судов), и администраций морских портов (далее - АМП) ФГБУ "АМП ФГБУ Западной Арктики", ФГБУ "АМП Охотского моря и Татарского пролива", ФГБУ "АМП Приморского края и Восточной Арктики", ФГБУ "АМП Каспийского моря", ФГБУ "АМП Сахалин, Курил и Камчатки", ФГБУ "АМП Черного моря", ЗАО "Морской порт Тамань", ФГБУ "АМП Балтийского моря", ФГБУ "АМП Азовского моря", ФГУ "АМП Тамани") запрошена следующая информация:
- перечень аттестованных аварийно-спасательных формирований (с указанием принадлежности аттестационной комиссии), осуществляющих деятельность по несению готовности к ЛРН на территории порта(ов) с разбивкой по годам: 2012, 2013, 2014 и 2015 (на момент направления запроса);
- объемы оказанных аварийно-спасательными формированиями услуг по несению готовности к ЛРН в натуральном выражении (тонны нефти и нефтепродуктов) с разбивкой: по годам (2012, 2013, 2014 и 2015 (на момент направления запроса), по хозяйствующим субъектам (бункеровочным компаниям), с указанием аварийно-спасательных формирований, оказавших услуги данным хозяйствующим субъектам;
- объемы оказанных аварийно-спасательными формированиями услуг по несению готовности к ЛРН в стоимостном выражении с разбивкой: по годам (2012, 2013, 2014 и 2015 (на момент направления запроса), по хозяйствующим субъектам (бункеровочным компаниям), с указанием аварийно-спасательных формирований, оказавших услуги данным хозяйствующим субъектам.
Из представленной информации следует, что АО "Роснефтефлот" оказывает услуги по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН в морских портах (портопунктах): Владивосток, Находка, Восточный, Большой Камень, а ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" оказывает услуги по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН в морских портах (портопунктах): Архангельск, Сабетта (Архангельский филиал); Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Усть-Луга, Приморск (Балтийский филиал); Мурманск (Северный филиал); Калининград, Балтийск (Калининградский филиал); Кавказ, Тамань, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Азов, Ейск, Таганрог, Туапсе (Азово-Черноморский филиал); Ванино, Советская Гавань, Корсаков, Холмск, Пригородное (Сахалинский филиал); Владивосток, Находка, Зарубино, Посьет, Козьмино, Славянка, Восточный, Большой Камень (Приморский филиал); Петропавловск- Камчатский (Камчатский филиал).
Проведенный ответчиком анализ конкурентной среды указанного товарного рынка показал: в 2013-2015 гг. доли ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и АО "Роснефтефлот" на рынке услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН составили от 35% до 100%, в зависимости от порта.
Совокупная доля ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и АО "Роснефтефлот" в морских портах, где услуги по несению постоянной аварийноспасательной готовности к ЛРН оказываются обеими организациями, составляет более 90%.
На основании изложенного, с учетом норм статьи 5 Закона о защите конкуренции, ФАС России пришел к верному выводу о том, что ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и АО "Роснефтефлот" занимают доминирующее положение на рынке услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН (далее - несение готовности к ЛРН) в акваториях вышеуказанных морских портов.
Таким образом, доводы АО "Роснефтефлот" и ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" о том, что ФАС России не установлена доля указанных хозяйствующих субъектов на рынке услуг ЛРН, не установлен уровень концентрации товарного рынка и не доказано наличие доминирующего положения необоснованны.
Ответчиком установлено, что цена физически неоказываемой услуги по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и АО "Роснефтефлот", занимающих доминирующее положение в большинстве портов Дальнего Востока (в части портов монопольное положение), с начала 2015 года многократно увеличена (в среднем в 15 раз по сравнению с 2014 годом, что подтверждается данными, представленными в материалы дела N 1-11-62/00-03-15 АО "Роснефтефлот", а также информацией из письма ООО "Бункеровочная компания ТрансОйлБункер" от 10.02.2016 N 159), что произошло вследствие перевода бункеровочных компаний с фиксированной ежемесячной абонентской платы за услуги по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН на потоннажный тариф.
Довод представителей ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и АО "Роснефтефлот" о том, что стоимость услуги по несению готовности к ЛРН многократно повысилась в связи с увеличением объемов бункеровки судов в российских портах несостоятелен, эти сведения не подтверждаются реальной статистикой - количество разливов нефтепродуктов существенно не меняется уже на протяжении многих лет (исходя из данной статистики на протяжении многих лет при бункеровке наблюдаются единичные незначительные разливы нефтепродуктов, средний объем которых составляет от 0,5 до 1 тонны).
Количество разливов нефтепродуктов при бункеровке судов напрямую не зависит от объемов бункеровки судов, а в основном определяется неукоснительностью выполнения правил безопасности экипажами судна-бункеровщика и бункеруемого судна при осуществлении бункеровок судов и постоянным естественным совершенствованием автоматических технических средств предотвращения разливов (в частности, аварийных запорных устройств прерывающих подачу топлива при нештатной аварийной ситуации).
С учетом установленного в договорах указанных организаций разделения оплаты на оплату услуги по несению готовности к ЛРН и оплату собственно ликвидации разливов нефтепродуктов увеличение разливов должно приводить к увеличению оплаты их ликвидации, но не к увеличению оплаты "несения готовности".
Согласно представленным ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и АО "Роснефтефлот" данным о разливах нефти и нефтепродуктов в 2014-2015 гг. не установлено увеличения количества ликвидируемых разливов на акваториях морских портов, по сравнению с 2012-2013 гг.
При фактическом разливе нефтепродуктов аварийно-спасательными службами (формированиями), в том числе ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и АО "Роснефтефлот", выставляются отдельные счета на оплату услуг по ликвидации разливов нефтепродуктов, что подтверждается актами, приложенными АО "Роснефтефлот" к письму от 11.08.2015 N 702.
В соответствии с представленными ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и АО "Роснефтефлот" данными в период, когда рассматривался вопрос об изменении тарифной политики (переход на тариф за одну тонну топлива) изменений законодательства, которыми введены дополнительные требования к оснащению аварийно-спасательных формирований, повлекшие проведение дополнительных затрат не установлено.
В настоящее время, требования к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации Министерством транспорта Российской Федерации не утверждены.
Регламент, определяющий расчет сил и средств, привлекаемых для несения готовности к ЛРН и ликвидации возможных разливов нефтепродуктов, в настоящее время в ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" не разработан.
Таким образом, довод АО "Ростефтефлот" и ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" о наличии изменений в законодательстве, повлекших необходимость увеличения стоимости оказываемых услуг, также является необоснованным.
В соответствии с письмом Росморречфлота от 17.08.2015 N АП-24/8943 объемы и порядок расходования бюджетных средств, выделяемых ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" на оказание услуг по несению готовности к ЛРН, а также порядок расходования указанным учреждением денежных средств, полученных от заключенных договоров на оказание услуг по несению готовности к ЛРН определены планами финансово-хозяйственной деятельности ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" на соответствующие годы.
При этом, одной из целей деятельности ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" согласно указанным планам является постоянное несение аварийно-спасательной готовности, проведение работ по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (пункт 2.1 раздела 2).
Согласно планам финансово-хозяйственной деятельности ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" на 2013-2015 гг. субсидии на выполнение государственного задания составляют: в 2013 году - 398 267 870 руб., в 2014 г. - 523 014 441 руб., в 2015 г. - 457 458 795 руб.
Таким образом, приведенное в пункте 5 письма ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" от 12.02.2016 N МСС-0379 утверждение о том, что Комиссией неправомерно сделан вывод о субсидировании услуг по несению готовности к ЛРН на акваториях морских портов ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и что такую готовность ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" не несет, является несостоятельным.
Согласно пункту 11 Положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, утвержденного приказом Минтранса России от 06.04.2009 N 53 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности" федеральные государственные учреждения - администрации морских портов являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на объектовом уровне и осуществляют функции по организации и выполнению работ по предупреждению и ЛРН в зонах ответственности морских портов, в числе которых, организация несения готовности к ЛРН во взаимодействии с ФГУ "Госморспасслужба России" и ФГУП "Росморпорт".
В соответствии с положениями приказа Минтранса России от 07.06.1999 N 32 "Об утверждении Положения об организации аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте" контроль за несением готовности и руководство спасательными операциями на акватории морского порта осуществляется морской администрацией порта (капитаном порта) с привлечением бассейновых аварийно-спасательных управлений (БАСУ).
БАСУ, УАСПТР, ФГУ "Госморспасслужба России" - правопредшественники ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота".
ФАС России у ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и АО "Роснефтефлот" запрошена информация, а именно, обоснование каждой статьи затрат, учтенных при расчете (установлении) тарифа на несение готовности к ликвидации разливов нефтепродуктов, действующих в 2015 г. с разбивкой по портам, с указанием основания включения в указанный тариф.
ФАС России установлено, что значительная часть затрат, учтенных при расчете (установлении) тарифа на несение готовности к ЛРН ни напрямую, ни косвенно не относятся к услуге по несению готовности к ЛРН, а относится к оказанию непосредственно ликвидации разливов нефтепродуктов.
По вопросу формирования (установления) цен (тарифов), организациями, оказывающими услуги по несению готовности к ЛРН на товарных рынках в других регионах и портах Российской Федерации, сопоставимых по составу покупателей или продавцов, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок и государственному регулированию, стоит отметить следующее.
Согласно приложению N 1 к типовому договору ООО "Арктикспецсервис" по несению готовности к ЛРН ежемесячная стоимость услуг по несению готовности к ЛРН состоит из (двух) составляющих (письмо ООО "Арктикспецсервис" от 13.08.2015 N 512 базовая ставка, составляющая определенную сумму; переменная ставка, которая зависит от объемов нефтепродуктов, обработанных за отчетный период.
При этом если брать тариф за тонну, согласно приведенному примеру в письме АО "Роснефтефлот" от 15.02.2015 N 159, то стоимость оказанных в 2015 году ООО "Арктикспецсервис" бункеровочным компаниям услуг по несению готовности к ЛРН (порт Архангельск) существенно ниже цены, приведенной в указанном письме АО "Роснефтефлот", и составляет 23-24,5 рубля за тонну.
В соответствии с письмом от 12.08.2015 N 270 цены на оказание ООО "ЭкоСервис" (порт Мурманск) услуг по несению готовности к ЛРН договорные.
Для расчета стоимости услуг по несению готовности к ЛРН и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов применяются следующие тарифы, утверждаемые обеими сторонами по договору на оказание названных услуг: 107,97 руб., в т.ч. НДС 18% за тонну - до 5 000 тонн; 79,00 руб. в т.ч. НДС 18% за тонну - от 5 000 до 10 000 тонн; 46,21 руб. в т.ч. НДС 18% за тонну - от 10 000 тонн. АО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" (АО "ЦАСЭО"; профессиональное аварийно-спасательное формирование "ЭКОСПАС"), ОАО "Южный региональный центр аварийно-спасательных и экологических операций" (ОАО "ЮРЦАСЭО"), ФГУП "ПИЛАРН", ООО "Морская Экология", ООО "Контур СПб", МКУ "Владивостокская городская поисково-спасательная служба" оказание услуг по несению готовности к ЛРН осуществляют на основании ежемесячной абонентской платы.
Перечисленные организации являются аварийно-спасательными службами.
ФАС России проведен сравнительный анализ цен на услуги по несению готовности к ЛРН, из которого следует, что стоимость услуг ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и АО "Роснефтефлот" по несению готовности к ЛРН существенно выше цен (тарифов), установленных организациями, оказывающими аналогичные услуги в других регионах и портах Российской Федерации, сопоставимых по составу покупателей или продавцов, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок и государственному регулированию.
Таким образом, товар, продуктовые границы товарного рынка, определены как услуги по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН.
Географические границы рынка услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН определены как территория акваторий отдельно взятых морских портов Российской Федерации на основании следующего: анализ договоров по оказанию услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН показал, что во всех случаях оказание услуг пе несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН при осуществлении бункеровочной деятельности бункеровочными судами осуществляется в акватории морских портов, определяемых указанными договорами.
Деятельность по оказанию услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН неразрывно связана с оказанием услуг по перевалке нефти (нефтепродуктов) в конкретном морском порту и не может оказываться в другом морском порту. Во многом это обусловлено также существующим сложным алгоритмом получения лицензии на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности с нефтью и нефтепродуктами в морском песту, предусматривающим обязательное использование расположенных в морском порту специализированных нефтеналивных причалов, специализированных береговых нефтебаз, специализированных судов-бункеровщиков являющихся судами портового флота,
Анализ договоров на оказание услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН показал, что во всех случаях оказание услуг осуществляется в акватории морских портов, определяемых указанными договорами.
При определении географических границ рынка применялся метод установления фактических районов продаж, применительно к конкретным портам, что отражено в аналитическом отчете, а также в решении ФАС России.
Таким образом, доводы заявителей о том, что ФАС России неправильно определены географические границы рынка, является необоснованным.
По вопросу формирования (установления) цен (тарифов), организациями, оказывающими услуги по несению готовности к ЛРН па товарных рынках в других регионах и портах Российской Федерации, сопоставимых по составу покупателей или продавцов, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок и государственному регулированию.
Согласно приложению N 1 к типовому договору ООО "Арктикспецсервис" по несению готовности к ЛРН ежемесячная стоимость услуг по несению готовности к ЛРН состоит из (двух) составляющих (письмо ООО "Арктикспецсервис" от 13.08.2015 N 512) базовая ставка, составляющая определенную сумму; переменная ставка, которая зависит от объемов нефтепродуктов, обработанных за отчетный период.
При этом, если брать тариф за тонну, согласно приведенному примеру в письме АО "Роснефтефлот" от 15.02.2015 N 159, то стоимость оказанных в 2015 году ООО "Арктикспецсервис" бункеровочным компаниям услуг по несению готовности к ЛРН (порт Архангельск) существенно ниже цены, приведенной в указанном письме АО "Роснефтефлот", и составляет 23-24,5 рубля за тонну.
В соответствии с письмом от 12.08.2015 N 270 цены на оказание ООО "ЭкоСервис" (порт Мурманск) услуг по несению готовности к ЛРН договорные.
Для расчета стоимости услуг по несению готовности к ЛРН и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов применяются следующие тарифы, утверждаемые обеими сторонами по договору на оказание названных услуг:
* 107,97 руб.: в т.ч. НДС 18% за тонну - до 5 000 тонн;
* 79,00 руб. в т.ч. НДС 18% за тонну - от 5 000 до 10 000 тонн;
* 46,21 руб. в т.ч. НДС 18% за тонну - от 10 000 тонн.
АО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" (АО "ЦАСЭО"; профессиональное аварийно-спасательное формирование "ЭКОСПАС"), ОАО "Южный региональный центр аварийно-спасательных и экологических операций" (ОАО "ЮРЦАСЭО"), ФГУП "ПИЛАРН", ООО "Морская Экология", ООО "Контур СПб", МКУ "Владивостокская городская поисково-спасательная служба" оказание услуг по несению готовности к ЛРН осуществляют на основании ежемесячной абонентской платы.
Согласно приведенной в решении таблице ФАС России проведен сравнительный анализ цен на услуги по несению готовности к ЛРН.
Из данного анализа следует, что стоимость услуг ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и АО "Роснефтефлот" по несению готовности к ЛРН существенно выше цен (тарифов), установленных организациями, оказывающими аналогичные услуги в других регионах и портах Российской Федерации, сопоставимых по составу покупателей или продавцов, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок и государственному регулированию.
Таким образом, довод заявителей о том, что ФАС России не проведен анализ сопоставимых рынков, является необоснованным.
Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товар", условиям доступа па товарный рынок, государственному регулированию включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее -сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:
1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.
На основании изложенного, ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и АО "Роснефтефлота обосновано признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем изменения системы тарификации услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефтепродуктов (ЛРН) при осуществлении бункеровочной деятельности бункеровочными судами в акваториях морских портов Российской Федерации, что привело к кратному увеличению цены на указанные услуги.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что согласно ч. 1 ст. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. ст. 3, 10 Федерального закона N 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Следовательно, квалифицируя действия лица как нарушение запретов, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган обязан доказать, что такое поведение обусловлено именно злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, и требует принятия мер антимонопольного контроля.
Поскольку установленные антимонопольным органом обстоятельства нарушения подтверждены материалами дела и подпадают под признаки нарушения антимонопольного законодательства, указанные в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, решение антимонопольного органа является законным и не может нарушать права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, оспариваемые решение и предписание от 04.03.2016 по делу N 1-11-62/00-03-15 соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности; предписание способствует восстановлению законности в регулируемой сфере правоотношений и нарушенных прав заявителя в соответствии с ч. 2 ст. 11 ГК РФ.
Ссылки заявителей на судебную практику отклонены, ввиду отсутствия оснований полагать выводы, сделанные в приведенных судебных актах преюдициальными, поскольку приняты по иным предметам основаниям и иному субъектному составу лиц.
Относительно доводов о неисполнимости предписания, отсутствия полномочий, то они отклоняются, поскольку направлены на разъяснение механизма реализации выявленных нарушений антимонопольного законодательства, изложенных в решении ответчика, которые подлежат устранению.
С учетом положений ст. ст. 22, 23, 39 Закона о защите конкуренции и п. 5.3.10 Положения о Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, установлены полномочия антимонопольной службы по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в частности, на рассмотрение заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства.
В соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обладает исключительной компетенцией возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь порядком, установленным главой 9 Закона о конкуренции.
Согласно ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства определен ст. 44 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с системным толкованием ст. ст. 23 и 39 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган возбуждает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых принимает решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Избранная в оспариваемом предписании мера реагирования на выявленные нарушения соответствует закону и незаконных обязанностей на заявителя не накладывает.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом предмета сформулированных заявителем требований, фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.12.2016 по делу N А40-116286/16 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Поташова Ж.В. |
Судьи |
Каменецкий Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-116286/2016
Истец: АО Роснефтефлот, Кузнецов В.Ю., ООО Недра сервис, ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота", ФКУ Морспасслужба Росморречфлота
Ответчик: ООО Восток Бурение, ФАС России
Третье лицо: ООО НИКО, СО "РАМИРБ", СРО "Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков"
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11258/17
27.04.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7893/17
23.12.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-116286/16
27.09.2016 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-116286/16