Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 августа 2017 г. N Ф02-3740/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
24 апреля 2017 г. |
Дело N А78-11245/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Барковской О.В., Гречаниченко А.В., при ведении протокола секретарем помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 30 августа 2016 года делу N А78-11245/2015 по иску акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (ОГРН 1097746448315, ИНН 7704731218, место нахождения: г. Москва, ул. Знаменка, д.19) к 1. Администрации сельского поселения "Степнинское" муниципального района "Оловяннинский район" (ОГРН 1087536008790, ИНН 7536095977, адрес: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Ленина, 108), и 2. Акционерному обществу "Оборонэнерго" (ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225, адрес: 119160, город Москва, ул. Знаменка, 19) о взыскании 1854695,34 руб.,
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1087536008790, ИНН 7536095977, адрес: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Ленина, 108),
(суд первой инстанции: А.А. Галицкая)
Определением председателя второго судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда судья Монакова О.В. заменена на судью Барковскую О.В. в составе судей, рассматривающих настоящее дело.
в судебном заседании, назначенном на 11 апреля 2017 года, объявлялся перерыв до 09 часов 45 минут 18 апреля 2017 года
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от АО "Оборонэнергосбыт": Пушкарский Д.С., доверенность от 30.12.2016;
от АО "Оборонэнерго": Кишпан Т.В., доверенность от 19.01.2017.
и установил:
Акционерное общество "Оборонэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Администрации сельского поселения "Степнинское" муниципального района "Оловяннинский район", Акционерному обществу "Оборонэнерго" о взыскании стоимости фактических потерь электрической энергии в размере 1854695,34 руб. за период с января 2015 года по июль 2015 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 30 августа 2016 года в иске отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части недоказанности исковых требований к Ответчику 2, ссылаясь на следующие обстоятельства. В качестве доказательств, подтверждающих объем полезного отпуска электрической энергии гражданам - потребителям, истцом в материалы дела представлены ведомости электропотребления, акты снятия показаний приборов учета, которые подписаны сторонами за весь спорный период без разногласий и замечаний.
Вывод суда первой инстанции о недостаточности представленных Истцом доказательств, в связи с отсутствием подписей конечных потребителей со ссылками на пункт 171 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения) основан на неверном толковании норм права
Исходя из п.п. 169, 171 Основных положений следует, что обязанность по проверки правильности снятия показаний возложена на Ответчика 2 - сетевую организацию, результаты которой оформляются актом, который подписывается гарантирующим поставщиком и потребителем только в случае их присутствия. Кроме того, Ответчиком 2 не представлено документальных доказательств опровергающих сведения, содержащиеся в ведомостях.
Суд первой инстанции, приняв в качестве достаточного доказательства "поопорную" схему, не учел, что указанная схема составлена за пределами спорного периода, а именно в 2016 году, в связи с чем, не может содержать в себе актуальные и объективные сведения о количестве потребителей проживающих на территории сельского поселения "Степнинское" в спорный период. Факт получения АО "Оборонэнерго" оплаты оказанных услуг по передаче электрической энергии за тот полезный отпуск, который определен истцом в рамках настоящего дела, судом первой инстанции не исследовался.
Несостоятельным полагает и вывод суда о том, что истцом не представлено исчерпывающей информации об исправности приборов учета, поскольку указанный вывод противоречит пункту 172 Основных положений, в соответствии с которым проверка расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.
Лицом, обязанным осуществлять проверку расчетных приборов учета является Ответчик 2, который и должен доказать, что при определении объемов электрической энергии в соответствии с показаниями, приборы учета не соответствовали требованиям установленным действующим законодательством, а работа приборов учета в спорный период являлось неправильной. Документов, подтверждающих неисправность (отсутствие пломб, вмешательства в работу) приборов учета используемых потребителями Истца, Ответчик 2 в материалы дела не представил.
АО "Оборонэнерго" в отзыве на апелляционную жалобу доводы истца отклонил, решение суда считает законным и обоснованным.
В обоснование возражений на доводы апеллянта представил доказательства оплаты нормативных потерь, которые протокольным определением приобщены к материалам дела.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных им в пункте 25 Постановления N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", законность и обоснованность принятого судебного акта проверены только в обжалуемой части, при отсутствии на это возражений со стороны лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
2 февраля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации N 78-р открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в том числе в целях обеспечения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций.
Согласно приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края 15.07.2011 N 157 "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков" ОАО "Оборонэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком на части территории Забайкальского края, в том числе на территории муниципального образования - "Оловяннинский район" Забайкальского края.
Решением Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 24.06.2010 установлено, что в границах сельского поселения "Степнинское" муниципального района "Оловяннинский район" (далее - муниципальное образование, ответчик) расположен бесхозяйный электросетевой комплекс.
В период с 01.01.2015 по 31.07.2015 ОАО "Оборонэнергосбыт" поставляло электрическую энергию потребителям (физическим и юридическим лицам), находящимся на территории муниципального образования.
Оплату электрической энергии в счет компенсации потерь, возникших в бесхозяйном электросетевом комплексе посредством которого осуществлялась передача электрической энергии потребителям муниципального образования в период с 01.01.2015 по 31.07.2015 ОАО "Оборонэнергосбыт" не получило.
По общему правилу, установленному п. 128 основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее -Основные положения) фактические потери электрической энергии, произошедшие в электрических сетях, оплачиваются сетевой организацией в сетях которой произошли такие потери.
Ответчик-1 не оказывает услуги по передаче электрической энергии и не осуществляет право на заключение договоров на услуги по передаче электрической энергии, однако является собственником электрических сетей.
Полагая, что стоимость потерь электрической энергии подлежит взысканию с собственника таких сетей или сетевой организации, осуществляющей эксплуатацию данного комплекса, истец обратился в арбитражный суд с иском.
В период с января 2015 года по июль 2015 года ОАО "Оборонэнергосбыт" поставляло электрическую энергию юридическим и физическим лицам в границах сельского поселения "Степнинское" муниципального района "Оловяннинский район".
Истец обратился с требованием о взыскании с ответчиков стоимости потерь электрической энергии в спорных сетях в сумме 1854695,34 руб. за период с января 2015 г. по июль 2015 г., определенной как разница между объемами поступившей в сеть электрической энергии и объемом полезного отпуска абонентам истца (л.33-34 т.5).
Судом установлено, что спорные бесхозяйные электросети не были оформлены органами местного самоуправления по правилам ст.225 Гражданского кодекса РФ и не переданы сетевой организации в управление.
На основании п. 4 ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" организации обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке.
Сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии, а также осуществляющая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В соответствии с п.3 ст.32 Закона об электроэнергетике величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке. При этом сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины.
Порядок определения потерь в электрических сетях и порядок оплаты этих потерь устанавливаются Правительством Российской Федерации в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии N 861.
Согласно пункту 51 Правил N861 сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Размер фактических потерь электроэнергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электроэнергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электроэнергии, и объемом электроэнергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации (пункт 50 Правил N 861).
Согласно п.4 ст.28 Закона об электроэнергетике бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов. Эксплуатация объекта электросетевого хозяйства включает в себя его использование по назначению, содержание, техническое обслуживание и ремонт.
Таким образом, бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую оплату. Передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом.
Нормативные потери в электросетях являются неизбежными издержками процесса передачи электроэнергии, в силу чего они оплачиваются конечными потребителями этих услуг сетевым организациям в тарифе на услуги по передаче электроэнергии.
Согласно пункту Правил N 861 недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Из пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 следует, что для конечных потребителей устанавливаются единые котловые тарифы на услуги по передаче электроэнергии. При этом не предусматривается какой-либо дифференциации тарифов в зависимости от протяженности сетей до конкретного потребителя или лица, к территориальным сетям которого подключен потребитель. Расходы на оплату нормативных технологических потерь учитываются в тарифах на услуги по передаче электроэнергии и тем самым распределяются равномерно между всеми потребителями электроэнергии.
В свою очередь сетевые организации оплачивают поставщикам электроэнергии фактические потери в электросетях, в которые включаются и нормативные. В то же время величина сверхнормативных потерь зависит от хозяйственной деятельности самих сетевых организаций и иных владельцев электросетей.
Соблюдением указанных правил достигается баланс экономических интересов поставщиков электроэнергии, сетевых организаций и потребителей (п.1 ст.6 Закона об электроэнергетике).
Сетевые организации обязаны передать электроэнергию до конечного потребителя, следовательно, имеют экономический интерес в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости). Законодательство не только не запрещает использование кем-либо бесхозяйного имущества, но и гарантирует впоследствии приобретение права собственности на это имущество (ст.234 ГК РФ).
Из пунктов 185, 186, 189, 190 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, следует, что лицом, обязанным оплачивать фактические потери в сетях, является сетевая организация, в объектах электросетевого хозяйства которой они возникли.
Таким образом, издержки по эксплуатации таких сетей подлежат возложению на лицо, фактически эксплуатирующее их, то есть на сетевую организацию, которая осуществляет свою профессиональную деятельность и получает выгоду при их использовании.
Соответственно, вывод суда о наличии обязанности по возмещению потерь в спорной сети возникает у сетевой организации - ОАО "Оборонэнерго" является правильным (решение ВАС РФ от 28.10.2013 N ВАС-10864/13).
Между тем, отказывая в иске и ко второму ответчику (сетевой организации), суд первой инстанции указал на недоказанность истцом объема полезного отпуска электрической энергии, потребленного энергопринимающими устройствами, присоединенными к сетям ответчика 2.
Исследовав доводы лиц, участвующих в деле, материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Предметом иска является взыскание с сетевой организации фактических потерь электроэнергии в бесхозяйных сетях, определенных как разница между объемами поступившей в сеть электрической энергии и объемом полезного отпуска абонентам истца в период с 01.01.2015 по 31.07.2015 года.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 21, пункта 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике методика определения порядка компенсации потерь электроэнергии в электросетях, порядок оплаты этих потерь, особенности оплаты потерь электроэнергии и правила организации коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации и в проверяемый период были урегулированы Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (Правила N 861), разделами IX и XII Основных положений N 530 (до июня 2012 года) и Основными положениями N 442 (с июня 2012 года).
Согласно пункту 51 Правил N 861 сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Размер фактических потерь электроэнергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электроэнергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электроэнергии, и объемом электроэнергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации (пункт 50 Правил N 861).
Оплата потерь электроэнергии в электрических сетях осуществлялась на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и разделом XII Основных положений N 530 (пункт 136 Основных положений N 530).
Таким образом, объем потерь электроэнергии в принадлежащих сетевой организации электрических сетях за расчетный период должен быть определен на основании данных коммерческого учета электрической энергии, подтвержденных потребителями и производителями (поставщиками) электрической энергии и смежными сетевыми организациями), и зафиксированных в первичных учетных документах.
Согласно правилам организации учета электрической энергии на розничных рынках, установленных в разделе X Основных положений N 442, смежные сетевые организации обязаны иметь приборы учета на границе сетей и вести расчет по ним. В отсутствие приборов учета допускается применение расчетных способов, предусмотренных Основными положениями N 442 (пункты 136, 139, 140, 142, 144, 145 и приложение N 3).
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также допускает применение расчетных способов определения количества энергоресурсов до установки приборов учета (статья 13).
Разногласия сторон по настоящему делу касались величины объема полезного отпуска электроэнергии из спорных сетей гражданам-потребителям, проживающим в домах, не оборудованных приборами учета.
Суд первой инстанции установил, что истцом спорный объем полезного отпуска в домах, не оборудованных приборами учета, определен путем умножения норматива потребления на количество проживающих в домах граждан.
В соответствии с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (статья 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств (часть 1 статьи 64 и статьи 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 3 пункта 162 Основных положений N 442 гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) передает в сетевую организацию, с которой у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, и жилых домов, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, в электронном виде и до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, в бумажном виде реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах и в жилых домах, с разбивкой по каждому жилому и многоквартирному дому.
Исследовав представленные в обоснование своего требования ведомости электропотребления, суд обоснованно не принял их во внимание, поскольку документы подписаны сетевой организацией с разногласиями; количество граждан, проживающих в спорный период в жилых домах, не оборудованных приборами учета, надлежащими документами не подтверждено; полученные от администрации сведения (т.4 л.д.126-133) не могут быть приняты в качестве надлежащего доказательства, поскольку содержат информацию о количестве проживающих граждан по состоянию на 05.11.2015 год, то есть за пределами спорных периодов, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о недоказанности истцом всех составляющих, необходимых для определения объема полезного отпуска электроэнергии.
Кроме того, истцом в обоснование своего расчета не представлены надлежащие сведения и о площадях помещений, вопреки утверждению апеллянта, договоры, заключенные с гражданами (абонентами) таких сведений не содержат.
С учетом изложенного, и поскольку обязанность по сбору данных об объеме потребления электрической энергии в домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с разбивкой по каждому дому, пунктом 162 Правил N 442 возложена на энергоснабжающую организацию (истца), выводы суда о недоказанности истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объема полезного отпуска электроэнергии и, как следствие, отсутствии оснований для удовлетворения иска законны и обоснованы.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 30 августа 2016 года делу N А78-11245/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Оширова |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-11245/2015
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 августа 2017 г. N Ф02-3740/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Оборонэнергосбыт"
Ответчик: Администрация сельского поселения "Степнинское" МР "Оловяннинский район", ОАО "Оборонэнерго", ОАО "Оборонэнергосбыт" филиал "Забайкальский
Третье лицо: Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, Судебный участок N49 Оловяннинского судебного района, Судебный участок N50 Оловяннинского судебного района
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3740/17
09.08.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3740/17
24.04.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5531/16
30.08.2016 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-11245/15